План поездки в Индию для типичного россиянина: увидеть Тадж-Махал, погреться на Гоа, съесть непонятную острую еду.
План поездки в Индию для типичного жителя Мьянмы: продать почку.
Мьянма на карте расположилась между Индией, Китаем и Таиландом.
Большая часть жителей страны – буддисты, но про местных мусульман рохинджа вы наверняка слышали. Это они бегут в Индонезию от притеснений со стороны властей (звучит даже слово геноцид) на старых сгнивших лодках, часто погибая в пути:
Из 56 миллионов человек примерно половина живет за чертой бедности. Бедность по-бирмански (до 1989 года Мьянма называлась Бирмой) – жить на 70 рублей в день. Это 2 100 рублей в месяц.
Уровень жизни начал стремительно падать после пандемии и военного переворота в 2021 году. Сейчас в стране идёт гражданская война, правительство контролирует процентов 40 территории. Остальное – более шести десятков различных вооруженных групп.
Мьянма сегодня – это настоящий чернозём для роста для всяких криминальных темочек. Помимо очевидной торговли наркотиками, стал процветать бизнес по продаже органов. Самый ходовой товар – почки.
Математика простая. Донор продаёт почку за $3 000 (это примерно в 2-3 раза больше обычного годового дохода в Мьянме). Стоимость органа на чёрном рынке может доходить до $120 000 в зависимости от региона: Азии - дешевле, в Европе или США - дороже. Весь объём торговли органами оценивают почти в 2 миллиарда долларов – это годовой бюджет Минска.
У жителя Мьянмы есть три плюс-минус реалистичных варианта, где ему лишиться почки: в Китае, Таиланде или Индии. Путь в Китай осложняется из-за визы. В Таиланде врачи за операцию возьмут 60 000 долларов. А в Индии - всего 11 000 и визу ставят на границе. Плюс здесь проще оформить необходимые документы, ведь торговля органами вообще-то не до конца законна.
Представим, что на окраине города Мандалай живёт молодой бирманец по имени Аунг (это довольно популярное имя. а фамилий у них нет). После пандемии он потерял работу, а тут ещё и пожилой отец серьёзно заболел. Денег нет, жена и сын иногда голодают несколько дней подряд. Аунг решает действовать.
Грабивать и убивать он не готов. Есть вариант продать почку. Аунг находит специальную группу в соцсети, выставляет свой орган на продажу. Спустя некоторое время находится покупатель – бизнесмен из Китая.
Через посредника Аунг получает билет в Янгон, крупнейший город в стране. Там он встречается с покупателем, а затем в течение пары недель проходит медицинское обследование.
Следующий этап – поездка в Индию. Закон тут разрешает пересадку органов только между родственниками, поэтому Аунг и будущий владелец его почки делают совместные фотографии на фоне достопримечательностей, заучивают придуманные биографии, чтобы доказать властям «родственные связи». Приходится запоминать историю знакомства, любимые блюда друг друга, имена домашних животных – на интервью могут задать любой вопрос.
Учитывая, что донор и покупатель часто совсем не похожи друг на друга, вся эта конспирация выглядит нелепо. Я думаю, что в любой другой стране такая история не прокатила бы. Но в Индии неожиданно найти родственника – это норма.
Наконец, разрешение на пересадку получено. Операция проходит не в грязном подвале, а в современном столичном госпитале. Несколько дней Аунг восстанавливается и привыкает к новому шраму, а затем получает деньги и возвращается домой.
Через год-полтора эта сумма будет потрачена. Только вот вторую почку уже не продашь. А к физическому труду человек после такой операции будет не готов. Вырваться из бедности не получилось – жизнь стала только хуже.
Правда, от того, что твоя почка спасла жизнь другому человеку, ты, наверное, заслуживаешь плюсик в карму. Если эта жизнь для буддиста из Мьянмы не задалась, может хотя бы в следующей повезёт?