Найти в Дзене
Музей Горгиппия

«Естественная болезнь»: старость в Древней Греции и Риме

В Древней Греции и Риме старость ассоциировалась с возрастом около 60 лет для мужчин и примерно 50 лет для женщин. Однако не существовало строгого возрастного предела: переход от среднего возраста к пожилому зависел от индивидуальных особенностей человека, таких как состояние здоровья и социальный статус. Считалось, что старость, как правило, наступала тогда, когда человеку становилось труднее справляться со своими обязанностями. По этой причине пожилые мужчины могли быть освобождены от военной и гражданской службы. Старость у женщин также связывали с прекращением деторождения, наступлением менопаузы. Состарившись, люди переходили к новой роли в обществе с другим набором социальных обязанностей. Они становились наставниками и учителями для молодого поколения, воспитывали внуков. Афинский государственный деятель Солон (ок. 640 — ок. 560 гг. до н. э.) считал, что средняя продолжительность жизни человека составляет 70 лет. Он делил этот период на условные этапы, каждый из которых длится с
Оглавление

В Древней Греции и Риме старость ассоциировалась с возрастом около 60 лет для мужчин и примерно 50 лет для женщин. Однако не существовало строгого возрастного предела: переход от среднего возраста к пожилому зависел от индивидуальных особенностей человека, таких как состояние здоровья и социальный статус.

Изображение сгенерировано ИИ.
Изображение сгенерировано ИИ.

Когда наступает старость

Считалось, что старость, как правило, наступала тогда, когда человеку становилось труднее справляться со своими обязанностями. По этой причине пожилые мужчины могли быть освобождены от военной и гражданской службы.

Старость у женщин также связывали с прекращением деторождения, наступлением менопаузы.

Состарившись, люди переходили к новой роли в обществе с другим набором социальных обязанностей. Они становились наставниками и учителями для молодого поколения, воспитывали внуков.

Терракотовая статуэтка пожилого учителя и ученика. Кон. IV-нач. III вв. до н.э. Малая Азия. Метрополитен музей, Нью-Йорк.
Терракотовая статуэтка пожилого учителя и ученика. Кон. IV-нач. III вв. до н.э. Малая Азия. Метрополитен музей, Нью-Йорк.

Афинский государственный деятель Солон (ок. 640 — ок. 560 гг. до н. э.) считал, что средняя продолжительность жизни человека составляет 70 лет. Он делил этот период на условные этапы, каждый из которых длится семь лет.

В течение первого семилетия у ребёнка происходит смена зубов. К концу второго семилетия появляются первые признаки полового созревания. К концу третьего семилетия у мальчиков вырастают усы и борода, а четвёртое семилетие знаменуется расцветом физических сил.

Солон рекомендовал мужчинам вступать в брак в пятом семилетии. Однако лучшей порой в жизни мужчины он считал шестое, седьмое и восьмое семилетия, что соответствует примерно возрасту от 36 до 56 лет.

Ум человека в шестую седмицу вполне созревает
И не стремится уж он к неисполнимым делам...
...Мощен еще человек и в девятой, однако слабеет
В рвенье к великим делам разум его и язык.
Если ж достигнет еще и десятой конца семилетки,
Не преждевременной смерть будет тогда для него.

Солон. Седмицы человеческой жизни. Перевод: Василий Васильевич Латышев.

Он утверждал, что в каждом возрасте есть своя особая прелесть, и каждый этап жизни заслуживает внимания и уважения. Солон прожил довольно долгую по тем временам жизнь — 81 год, что составляет неполных двенадцать семилетий, если следовать его же классификации.

Древнеримский мраморный бюст Солона. Национальный археологический музей, Неаполь.  Wikimedia Commons.
Древнеримский мраморный бюст Солона. Национальный археологический музей, Неаполь. Wikimedia Commons.

Астроном Клавдий Птолемей, живший в Александрии (ок. 100 — 170 гг. н.э.), в своём астрологическом трактате «Тетрабиблос» делит человеческую жизнь на семь этапов, каждый из которых длится по 12 лет.

Последние два этапа жизни ассоциировались со старостью.

Шестой по счету, Юпитер, берущий на себя управление пожилым возрастом в течение двенадцати лет, что равно его периоду, порождает отказ от ручного труда, тяжелой работы, суматохи и опасных видов деятельности и вместо них приносит благочестивость, предусмотрительность и уединение, а также склонность ко всеобъемлющим размышлениям, поучениям и утешению; именно в этот период люди начинают особенно высоко ценить свое доброе имя, заслуги и независимость, оставаясь скромными и полными чувства собственного достоинства.
Наконец, Сатурн управляет старостью, самым последним периодом, который длится до конца жизни. Здесь все движения тела и души остывают, им уже не присущи прежние порывы, желания, радости и быстрота; таким образом, естественный закат является следствием жизни, которая с возрастом истощается, превращая человека в существо вялое, слабое, легко впадающее в обиду, которому очень трудно угождать и к медлительным движениям которого сложно приноравливаться.

Клавдий Птолемей. Тетрабиблос, 4.8.206.

Птолемей с армиллярной сферой. Йоос ван Гент и Педро Берругете. 1476 г. Лувр, Париж.  Wikimedia Commons.
Птолемей с армиллярной сферой. Йоос ван Гент и Педро Берругете. 1476 г. Лувр, Париж. Wikimedia Commons.

Отношение к пожилым людям

В древнегреческой и римской мифологии и литературе старение воспринималось с уважением. Старики часто изображались как хранители знаний и традиций, носители мудрости.

Но отношение к старости было весьма неоднозначным. Одни авторы с уважением относились к пожилым людям и видели в них ценность для общества, в то время как другие выражали к ним презрение.

Греческий философ Аристотель (384–322 гг. до н. э.) придерживался негативной точки зрения на старость, полагая, что с возрастом телесные жидкости охлаждаются, и это приводит к пессимизму и трусости, которые часто свойственны пожилым людям.

И все они «полагают», но ничего не «знают»; в своей нерешительности они всегда прибавляют «может быть» и «пожалуй», и обо всем они говорят так, ни о чем не рассуждая решительно. Они злонравны, потому что злонравие есть понимание всего в дурную сторону. Они подозрительны вследствие своей недоверчивости, а недоверчивы вследствие своей опытности. Поэтому они сильно не любят и не ненавидят, но, согласно совету Бианта, любят, как бы готовясь возненавидеть, и ненавидят, как бы намереваясь полюбить. Они малодушны, потому что жизнь смирила их: они не жаждут ничего великого и необыкновенного, но лишь того, что полезно для существования. Они не щедры, потому что имущество – одна из необходимых вещей, а вместе с тем они знают по опыту, как трудно приобрести и как легко потерять. Они трусливы и способны всего заранее опасаться; они настроены противоположно юношам: они охлаждены годами, а юноши пылки; таким образом старость пролагает дорогу трусости, ибо страх есть охлаждение.

Аристотель. Риторика. Глава XIII.

Бюст Аристотеля. Мраморная римская копия греческого бронзового оригинала работы Лисиппа 330 г. до н. э. Национальный музей Рима в Палаццо Альтемпс. Wikimedia Commons.
Бюст Аристотеля. Мраморная римская копия греческого бронзового оригинала работы Лисиппа 330 г. до н. э. Национальный музей Рима в Палаццо Альтемпс. Wikimedia Commons.

Однако большинство авторов, включая Аристотеля, считали, что старики полезны для общества, так как обладают мудростью и опытом, накопленным за годы. Например, в диалогах Платона старцы часто выступают в роли наставников, направляющих молодежь на путь истинных ценностей.

Знаменитый философ Сократ (ок. 469–399 гг. до н.э.), считавшийся символом мудрости, начал преподавать свои идеи в пожилом возрасте. Его беседы с молодежью о жизни, нравственности и мышлении подчеркивали важность передачи знаний от поколения к поколению.

Римский государственный и политический деятель, оратор, философ и ученый Марк Тулий Цицерон (106 г. до н.э. — 43 г. до н.э.) в своём философском трактате о старости описал преимущества этого периода жизни. Он считал, что лучшее оружие против старости — это интересы ума и достоинства характера. Человек, который всю жизнь работает над развитием этих качеств, в старости собирает богатый урожай в виде нравственных ценностей, которые остаются с ним на всю жизнь. Его согревает осознание того, что он прожил интересную жизнь, и память о добрых делах, которые он совершил.

Старости надо сопротивляться, а недостатки, связанные с нею, возмещать усердием. Как борются с болезнью, так надо бороться и со старостью: следить за своим здоровьем, прибегать к умеренным упражнениям, есть и пить столько, сколько нужно для восстановления сил, а не для их угнетения.

Цицерон. О старости.

Стоит отметить, что в античном патриархальном обществе отношение к пожилым мужчинам было более благосклонным, чем к пожилым женщинам. В греческих и римских литературе и искусстве, как правило, пожилые женщины изображаются более насмешливо.

В силу того, что предназначение женщины сводилось преимущественно к роли жены и матери, они подвергались повышенному риску социальной изоляции и отчуждения в случае утраты своей сексуальной привлекательности и репродуктивной способности. Кроме того, существовало распространённое мнение, что женщины стареют быстрее мужчин, что традиционно объяснялось их якобы более слабой природой, как физической, так и умственной. Несмотря на это, авторы медицинских трактатов о старости обычно игнорировали женщин, предпочитая сосредотачиваться на возрастных заболеваниях, которые поражали мужчин.

Мраморная статуя старухи. Римская копия греческой работы II в. до н.э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Мраморная статуя старухи. Римская копия греческой работы II в. до н.э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Мраморная статуя пьяной старухи. Римская копия греческой работы II в. до н.э. Музей Капитолия. Wikimedia Commons.
Мраморная статуя пьяной старухи. Римская копия греческой работы II в. до н.э. Музей Капитолия. Wikimedia Commons.

Гериатрия в античности

Гериатрия (др.-греч. γέρων «старик», ἰατρεία «лечение», ἰατρός «врач») — изучение, профилактика и лечение болезней старческого возраста.

Древнегреческие и римские врачи обладали глубокими знаниями о различных заболеваниях, сопровождающих старение. Они обращали внимание на проблемы со зрением и слухом, артрит и уязвимость к респираторным инфекциям.

Кроме того, древние лекари отмечали психические расстройства, свойственные пожилым людям, — ухудшение памяти и старческий маразм. Считалось, что эти изменения в организме происходят из-за дисбаланса жидкостей (гуморов), что приводит к недостатку тепла.

Несмотря на обширные знания о возрастных заболеваниях, в сохранившихся работах по медицине не так много внимания уделялось гериатрической помощи или продлению жизни.

В трудах Гиппократа (ок. 480 г. до н.э. — 370 г. до н.э.), древнегреческого врача и философа, представлены первые описания признаков старения и болезней, характерных для пожилых людей. В частности, он описал специфические симптомы заболеваний почек и желчных путей, старческое удушье и кашель, боли в суставах, головокружение, бессонницу, ослабление слуха и катаракту.

Гиппократ считал, что течение заболеваний зависит от возраста. Для каждого возрастного периода существуют свои предрасполагающие факторы. Особое внимание он уделял конституции человека, то есть характеру и общему телосложению. По его мнению, флегматики особенно подвержены болезням старости, а холерики в старческом возрасте болеют мало. Тогда же было отмечено, что старые люди чувствуют себя лучше летом и в начале осени.

Мраморный бюст Гиппократа. Римская копия греческой работы IV в. до н.э. Национальный археологический музей, Неаполь. Wikimedia Commons.
Мраморный бюст Гиппократа. Римская копия греческой работы IV в. до н.э. Национальный археологический музей, Неаполь. Wikimedia Commons.

Римская и греческая медицина часто была сосредоточена на профилактике заболеваний, а не на их лечении. Врачи того времени предлагали разнообразные профилактические медицинские процедуры и изменения в рационе питания, которые могли бы способствовать сохранению здоровья в пожилом возрасте.

Медицинские процедуры обычно включали достаточный отдых, регулярные физические упражнения и тщательный уход за телом на протяжении всей жизни.

Древнеримский медик, хирург и философ греческого происхождения Гален (129 — ок. 216 гг.) рекомендовал старикам придерживаться диеты, которая включала меньше мяса и больше сушеных продуктов, вина и фруктов.

Греко-римские авторы также подчеркивали важность интеллектуальных упражнений, таких как письмо и садоводство, для сохранения ясности ума в преклонном возрасте.

Со временем, когда все органы становятся еще более сухими, не только их функции выполняются хуже, но и их жизнеспособность становится более слабой и ограниченной. По мере дальнейшего высыхания существо становится не только тоньше, но и морщинистее, а конечности слабыми и неустойчивыми в движениях. Это состояние называется старостью.

Galen. De sanitate tuenda. 5.1.2.

Мраморная статуя старого рыбака. Римская копия греческой работы III в. до н.э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Мраморная статуя старого рыбака. Римская копия греческой работы III в. до н.э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Многие античные философы и врачи не видели большой разницы между болезнью и старостью.

Болезнь есть приобретенная старость, а старость — естественная болезнь.

Аристотель.

Цицерон давал советы по борьбе со старением:

Старости надо сопротивляться, а недостатки, связанные с нею, возмещать усердием. Как борются с болезнью, так надо бороться и со старостью: следить за своим здоровьем, прибегать к умеренным упражнениям, есть и пить столько, сколько нужно для восстановления сил, а не для их угнетения

Цицерон. О старении.

Древнеримский философ Сенека (4 г. до н.э. — 65 г. н.э.) считал, что умение продлить жизнь состоит в умении не сокращать ее. Он подчеркивал, что старость есть «неизлечимая болезнь».

Литаратура: Рыбакова Н.А. Феномен старости / Н.А. Рыбакова; Рос. филос. о-во, Псков. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. — М., Псков : Б.и., Изд-во ПОИПКРО, 2000; Рыбакова Н.А. Об античных истоках геронтогогики // Развитие личности в системе непрерывного гуманитарного образования: Материалы научно-практической конференции: Екатеринбург, 22 марта 2000 г. – Екатеринбург, 2001. С. 76-86. Брагова А. М. Этический аспект старости в оценке Цицерона /Метаморфозы истории. Вып. 8. С. 25-31; King, Arienne. "Growing Old in Ancient Greece & Rome." World History Encyclopedia. World History Encyclopedia; Adam Woodcox. "Aristotle’s Theory of Aging." La Vieillesse dans l'Antiquité, entre déchéance et sagesse, 15, 2018; Mary Harlow, Ray Laurence, Growing up and growing old in Ancient Rome : a life course approach. London: Routledge, 2002.