Найти тему
Такой себе блог Эла

Памяти Мэгги Смит (28.12.1934 - 27.09.2024)

Мэгги Смит в молодости
Мэгги Смит в молодости

27 сентября мир потерял одну из самых выдающихся актрис прошлого и нашего веков, дважды лауреата премии "Оскар" (за лучшую женскую роль второго плана в 1970-ом и за лучшую женскую роль в 1979-ом), семикратного лауреата премии BAFTA, трехкратного лауреата премии "Золотой Глобус", четырехкратного лауреата "Эмми", обладательницу премий "Тони", премии Гильдии киноактеров США, Даму-командора Ордена Британской Империи, кавалера Ордена кавалеров Почета и просто очень красивую и умную женщину Маргарет Натали Смит, известную просто как Мэгги Смит. Она снималась в кино до самого конца, в том числе, в 2022-ом году снова воплотила на экране роль Вайолет Кроули в фильме "Аббатство Даунтон: Новая Эра". Поскольку этот блог о моей ностальгии, я хочу вам рассказать, какое место для меня в кинематографе занимает Мэгги Смит.

"Капитан Крюк", год 1991, реж. Стивен Спилберг
"Капитан Крюк", год 1991, реж. Стивен Спилберг

Для меня, на самом деле, удивительно, почему этот фильм не снискал культового статуса, ведь все его составляющие кричали о том, что он должен стать хитом на все времена: Робин Уильямс в роли Питера Пена, Дастин Хоффман в роли Крюка, Боб Хоскинс в роли Сми (помощника Крюка), Мэгги Смит в роли Венди, Джулия Робертс в роли Динь-Динь, плюс кино было действительно сделано с любовью и пропитано тем духом доброго детского кино, которыми известны семейные фильмы Спилберга еще со временем "Инопланетянина". Возможно, причина была в том, что фильм взялся за переосмысление классики, которое станет модным в кино только через четверть века. Как итог, дети, ждавшие приключений Питера Пена, получили долгие и местами действительно нудные рассуждения о семейных ценностях, а для взрослых атмосфера фильма была слишком детской. Но мне фильм очень понравился, причем и при первом просмотре в детстве, и во взрослом возрасте, когда я начал воспринимать те темы, которые он раскрывает.

Роль персонажа Мэгги Смит в полной мере раскрывается на протяжении всего фильма, и завершающим штрихом в этом раскрытии является момент, когда Питер вспоминает, почему он однажды выбрал взрослую жизнь. Только вот, как показывает начало фильма, Питер не смог повзрослеть правильно и закопал в себе ребенка настолько глубоко, что забыл те времена, когда был Пеном. В отличие от Венди, которая, хоть и улетела из Неверленда, осталась верна и ребенку внутри себя, и идеям, которые преследовал маленький Питер. Только вывела их на новый уровень: вместо беспризорного существования на обитаемом только сиротами и пиратами острове Венди решила более результативно помогать детям, оставшимся без родителей. И один из результатов ее многолетнего труда показывают в самом начале: она открывает больницу для сирот. Воспоминание о Венди и первой встрече с будущей женой помогает Питеру вспомнить, кто он на самом деле, принять в себе и ребенка, и отца, и спасти свою семью. Причем не только из рук пиратов, но и спасти в более глубоком смысле, восстановив теплые отношения с детьми. Венди в этом фильме - это тот самый образ взрослого, к которому должен стремиться ребенка, практически идеальная ролевая модель, демонстрирующая, что детские травмы можно пролечить и обернуть в свою пользу. И не только в свою.

Почему я начал с этого фильма? Ну, во-первых, это был первый фильм, в котором я увидел Мэгги Смит. Во-вторых, по понятным причинам времена молодой Смит я пропустил, и поэтому для меня она всегда была как Морган Фримен: олицетворение мудрости, пришедшей с многолетним и многогранным опытом, который появляется в фильме, чтобы наставить на путь истинный. И вот казалось бы играть такого "древнего мудреца" - дело-то нехитрое: отрастил бороду, сощурил глаза, сделал остальную морду кирпичом, сидишь, почесываешь бороду, глядя на стоящего перед тобой неофита как на субстанцию отходов жизнедеятельности и цитируешь Конфуция и других мудрецов (Стэтхема, например). Однако делать это достоверно, чтобы в такого мудреца верил зритель, как раз-таки довольно сложно. Я в нескольких прошлых статьях говорил о том, что у некоторых музыкантов его творчество неотделимо от его личности по той причине, что он писал о себе и своем опыте. Тут примерно та же история. Чтобы достоверно сыграть мудреца, нужно им быть. Ауф.

Если серьезно, именно по обозначенной выше причине настоящие мудрецы в кино имеют какую-то фишку. Например, возьмите бога в исполнении того же Фримена, мистера Мияги, Пэй-Мэя, Дамблдора и Гэндальфа, например. Все они - древние как останки динозавров мудрецы, которые выполняют роль учителей для главных героев, но у каждого есть своя особенность. Ты их по описанию не спутаешь никогда. И здесь я просто обязан похвалить Мэгги Смит, поскольку во всех образах апологета великой мудрости, в которых я ее видел, она всегда имела какую-то свою особенность, но и привносила в роли свой опыт, что делало их воистину неповторимыми.

После "Крюка" я видел Смит в роли настоятельницы в дилогии "Действуй, сестра". Скажу честно, это далеко не мои любимые фильмы и были таковыми и в детстве, и сама Смит оттуда запомнилась скорее нерушимым образом монашеской морали, нежели действительно носителем великой мудрости. Потому что у таких мудрецов есть еще одна черта: они все слегка долбанутые. То есть, они могут не только обучить тебя кунг-фу, но и в соло вынести толпу молодняка, а потом, поправив бороду, сесть кушать рамен и смотреть видео с котиками. И вот образу настоятельницы как-то не хватало этой гибкости мудрости и ума. В отличие от того персонажа, который прославил Мэгги Смит на весь мир.

Говорите, что хотите, а Минерва была всегда моим любимым персонажем в Потерриане
Говорите, что хотите, а Минерва была всегда моим любимым персонажем в Потерриане

Так же, как, если мы говорим о Кобейне, мы обязательно будем говорить про Smells like teen spirit, говоря о Мэгги Смит, просто нельзя обойти стороной образ Минервы Макгонагалл. Для меня эта роль - магнум-опус карьеры Смит. И, возможно, здесь вмешивается синдром утенка, но я не могу представить больше ни одну актрису в этой роли. Для меня образ Макгонагалл - эволюция образа Венди в "Капитане Крюке", и Смит с ней справилась на 1000 из 100. Причем, если говорить о носителе мудрости, со мной многие могут поспорить, мол, она была известна исключительно своей строгостью и приверженностью правилам. Но лишь одна, с одной стороны, не очень заметная реплика в кино максимально углубляет ее образ, делая неожиданно логичным и то, что именно она подарила Поттеру "Нимбус 2000", и ее бой со Снейпом, и все мелкие особенности ее поведения, которые то тут, то там проскакивали в кино и книгах. Когда она оживляет рыцарей и отправляет их защищать Хогвартс в восьмом фильме, она, улыбаясь (и это очень важно), говорит Молли Уизли: "Всегда мечтала использовать это заклинание". Надо еще что-то объяснять?

Минерва Макгонагалл - это такой тип профессионалов своего дела, которые преданы своей профессии беззаветно. И, в отличие от большинства из нас, находит в своей работе практически детское наслаждение. Естественно, в ее жизни были "но", сформировавшие такой характер, но мы сейчас не о них. И Мэгги Смит прекрасно вживается в этот образ. Причем не просто в определенный отрезок жизни героя. Я, смотря на Макгонагалл в том возрасте, который застает сюжет Потеррианы, могу представить ее молодую ловцом в команде Гриффиндора. А такая работа с персонажем дорогого стоит. Не только вжиться в своего персонажа, но и прожить его. Например, при всем моем уважении к покойному Майклу Гэмбону и его исполнению роли Дамблдора, не вяжется у меня молодой Гэмбон с молодым Дамблдором. Когда в седьмом и восьмом фильме описываются определенные подробности жизни Альбуса, я до сих пор задаюсь вопросом: "А мы об одном и том же герое говорим?"

Но с Минервой такого нет. И подобное ощущение прочувствованного актером взрослого персонажа в Потерриане лично для меня встречается далеко не у всех актеров, какими бы маститыми они не были. А у нее есть. И я допускаю, что частично это связано с тем, что в раскрытии ее образа по ходу сюжета не было таких "вотэтоповоротов", как у того же Дамблдора или Снейпа. Но вот, например, у персонажа Малфоя-старшего таких поворотов тоже не происходит. Но когда строгий Люциус из второго фильма, готовый пустить "Аваду" в подростка меняется на мямлю в 6-8 фильмах, на котором, судя по всему, все "Пожиратели" тренируют крепкую мужскую дружбу, и который, видимо, даже в своем особняке живет под кроватью у уборной, персонаж будто рушится. А вот Минерва остается органичной и когда показывает правильное заклинание, и когда отчитывает рыжего и очкарика за косплей "Черной Молнии" перед всем честным народом, и когда бьется со Снейпом, и когда вызывает рыцарей, признаваясь, что давно мечтала использовать это заклинание. И это, в большей степени, заслуга прекрасной Мэгги Смит.

-4

Про "Аббатство Даунтон", при всей культовости этого произведения, говорить не хочется из-за моего специфического отношения к подобного рода произведениям. Если вам по какой-то причине вкатывают "Война и мир" или "Ярмарка тщеславия", то "Даунтон" вас не разочарует. И, поверьте, роль и игра Мэгги Смит вам тоже зайдет. Остальная фильмография леди Смит больше подойдет для просмотра знатокам "настоящего кинематографа, который мы потеряли", когда все играли по системе Станиславского, а декорации делали исключительно вручную без всякой этой вашей компьютерной графики. Мэгги Смит принадлежала к той породе британских актеров, которые пришли в кино из театра. И это видно даже по ее ролям в блокбастерах, для которых, казалось бы, стараться особо-то и не надо. Даже история ее жизни типично британская: учеба в Оксфорде, первая роль - в школе в пьесе Шекспира, дружба с кем-то из таких же маститых актеров театра и кино (в случае Мэгги Смит ее подругой была Джуди Денч, известная по роли "М" в Бондиане). Но такая "типичность" говорит не о конвейерном производстве типичных актеров и актрис, а о высоких стандартах школы британского театра. Мэгги Смит была и останется одним из символов прекрасной актерской игры и достойна своего место в пантеоне лучших британских актеров. Да и актеров в принципе.

Спасибо тебе, Мэгги Смит, что показала нам образ прекрасного взрослого и отличного учителя. Мы будем помнить тебя всегда. Палочки вверх, дамы и господа!