Найти тему

Читалка социолога Антона Бредихина: Гиляровский и актуальная наука

Оглавление

Владимир Гиляровский, «Москва и москвичи»

-2

Для меня Гиляровский в первую очередь – казак, а потом уже писатель. Так как я сам казак, именно его мышление, восприятие, видение и поведение кажутся мне во многом схожими, объяснимыми и близкими.

Гиляровский описывает весьма колоритное место Москвы – Хитровку, где в начале ХХ века собирались представители маргинализированных слоев населения – бывшие каторжане, уголовники, «женщины с пониженной социальной ответственностью», нищие, калеки.

Эта литературная линия мне напоминает жития святых. В частности, жизнь Иоанна Кронштадтского, который ходил к нищим и людям с уголовным прошлым, общался с ними, и находил веру именно в этой социальной страте. Гиляровский пишет практически о том же: на Хитровке идет самая настоящая духовная жизнь. Автор «приводит» туда писателей, интеллигенцию, и сам находится в поисках того, как же должна строиться человеческая жизнь на этой земле.

В книге «Москва и москвичи» возникает круг тем, которые и сегодня могут становиться весьма острым предметом для обсуждения в рамках той или иной науки, в первую очередь социологии.

Это очень насыщенное произведение. Каждые две страницы меняется линия, появляется новый герой и сюжетный поворот: того убили, того обокрали. Примечательно, что люди, вырвавшиеся из Хитровки, как правило, впоследствии все равно туда возвращались.

Бенедикт Андерсон, «Нации и национализм»

-3

В этой книге Андерсон выступает, с одной стороны, как писатель, с другой стороны, как ученый.

Он пишет о том, что сейчас максимально актуально – о традиционных обществах. Как формируется их среда, мышление, о том, как они понимают, что здесь живет твой брат, сосед, а через дом – уже другой народ, другая страна. Все это на примере народов и племен Юго-Восточной Азии. Мне это близко, так как я параллельно с МГУ работаю в Институте Китая и современной Азии РАН, и там занимаюсь подобной тематикой.

Андерсон сам жил и работал в Азии. Он увидел, что методы и формы, которые работают в Азии, точно так же работают на другом краю Евразии, в европейских странах.

Андерсон не видит негатива в слове «национализм». Он описывает это явление как форму патриотизма, но на локальном уровне. Он говорит, что национализм – это инструмент для формирования нации в рамках малого этноса, а потом и всего государства. Здесь мы не говорим о радикальных проявлениях – только с научной точки зрения теории построения государства. Благодаря национализму можно понять, кто относится к такой же ментальной и этнической общности, как и ты, а кто – нет.

Автор все это описывает красочно и наглядно. Когда читаешь книгу, то понимаешь, что это наука, но наука, которая окружает нас повседневно.

Как можно столкнуться с этим на улице? Когда мы приходим на те или иные большие мероприятия, посвященные культуре, истории, традициям какой-либо этногруппы. Например, 14 сентября я был участником 10-ого фестиваля «Казачья столица – Москва». В парк «Коломенский» съехались казаки не только из Москвы, но и из Центрального Федерального округа, с Ростовской и Волгоградской областей.

В парке были сделаны большие площадки, проводились музыкальные конкурсы, присутствовала казачья кухня, проходила джигитовка на конях, соревнования во владении шашкой и многое другое. Посетители были большей частью не казаками, а обычными москвичами, которые пришли посмотреть.

Надежда Осипова, Сергей Елишев, «Революции и государственные перевороты: теория, история и практика»

-4

Надежда Геннадьевна Осипова – декан социологического факультета. В книге они разбирают противостояние Российской империи и англо-саксонского мира, опыт проведения классических и «цветных» революций (и тех методик, которые в них используются).

Я регулярно выступаю в СМИ по тематике цветных революций в самых разных странах, будь то Армения в 2018 году, будто то Беларусь в 2020-м, и эта книга очень помогает, ведь в ней описаны все инструменты, механизмы, социальные группы, которые подвергаются влиянию, акторы, являющиеся организаторами тех или иных процессов. «Методичка» по проведению «цветных» революций особо не меняется.

Ален Сораль, «Понять империю»

-5

Ален Сораль – французский социолог, публицист, общественный деятель. В исследовании он отталкивается от религиозного аспекта, далее переходит к рассмотрению текущей европейской философии, далее показывает социальные классы как объединяющий фактор для людей и подступает вплотную к демократии (рынка и мнений). Он приходит к выводу, что демократия – блеф, а в будущем для мира более реалистичным и практичным выступает имперское устройство в современном обрамлении.

Конечно, это не руководство к действию. Любую книгу нужно читать критически. Тем более эта книга жанра беллетристики и, конечно же, не входит в университетскую программу.

Беседовала Александра Егорова