И сразу спойлер: не пытаться спасти человека — вот что самое сложное в работе таролога.
Разумеется, другие практики могут считать иначе, в этом посте я делюсь личным мнением. Сейчас объясню, что я имею в виду.
❤️🩹 Таролог — помогающая профессия. За раскладом обычно обращаются не просто из любопытства, а с настоящими проблемами, которые трудно решить в одиночку. Поэтому и таролог должен обладать эмпатией, к нему все-таки идут с душевной болью.
И вот здесь очень важно не забывать про этику. Потому что уставший запутавшийся клиент может прийти с запросом: «Реши за меня! Что мне делать, как мне жить?»
🤫 Разумеется, он не скажет этих слов в лоб. Скорее будет неосознанно манипулировать. Например, расспрашивать о будущем, ожидая от таролога гарантий и точных предсказаний. Или навязчиво повторять: «Так мне стоит делать N или нет?» Или закидывать дополнительными вопросами, требуя ответов и в выходные, и в праздники, и по ночам.
Ну а если таролог поплывет и поддастся на «мольбы», то станет тем самым спасателем, который бросает любые дела и бежит читать будущее по картам. Чтобы «жертва» спокойненько сидела на заднице и ждала, когда сбудутся предсказания.
🌚 Я работаю с Таро в психологическом подходе, поэтому от меня такого не дождешься. Я, так сказать, перестраховалась сильно на берегу. Вот три моих главных принципа, которые берегут меня от спасательства, а клиента — от бесполезной жертвенности.
1. Расстановка границ
Я заранее проговариваю, когда будет готов расклад, в какие часы я на связи и с какими дополнительными вопросами ко мне можно обращаться. Так расклад из чего-то таинственного и загадочного становится для клиента вполне приземленным и понятным мероприятием. Меньше загадочности — меньше тревоги.
2. Возвращение ответственности
Я обсуждаю с человеком его ситуацию и предлагаю такие вопросы для расклада, которые поставят его в активную, деятельную позицию. То есть я не смотрю на картах вопросы, которые начинаются со слова «когда». Если человек уже хочет чего-то конкретного, я анализирую варианты, как он может это получить, что ему мешает, какие ресурсы он не использует и так далее. Но никогда не подпитываю пассивную, выжидающую позицию.
3️. Посильная поддержка
Без неё никуда. Я никогда не осуждаю клиента и не даю личную оценку его ситуации, не высказываю мнений. Но и не обслуживаю человека эмоционально, не веду бесконечные переписки, в которых смакуются чужие проблемы. Вместо этого я высылаю человеку инструкцию, как подготовиться к чтению расшифровки расклада и получить от него максимум пользы. По сути, это базовое руководство по психогигиене, чтобы клиент не накручивал себя еще больше на фоне проблем.
И к самому раскладу я подбираю простое психологическое упражнение, чтобы полученная информация легче усвоилась и человек поскорее перешел к действиям. Потому что мы меняем нашу реальность только через действия!
В общем, я однозначно практик помогающий, а не спасающий.
А теперь поделитесь вы: что самое сложное в вашей профессии? Какой труд люди не видят со стороны?