Продолжение . Начало здесь:
Дальнейшая судьба усадьбы такова: с 1836 по 1885 год ею по несколько лет последовательно владели: надворный советник П.С. Деменков, купец Харитонов, статский советник А.К. Галлер и штабс-капитан К.С. Орлов.
Последние двое владели здесь писчебумажной фабрикой на реке Баньке, пока в 1885 году усадьбу у них не выкупил Николай Поляков, устроив в помещениях бывшей фабрики ткацкое производство.
Николай Яковлевич разорился. И в этом же 1885 году владельцем и мануфактуры, и усадьбы стал его брат – известный московский купец Александр Яковлевич Поляков, владевший суконной мануфактурой и ткацкой фабрикой.
Именно при Александре Яковлевиче был надстроен и реконструирован в стиле нео-ампир главный дом усадьбы.
Александр Яковлевич также существенно перестроил Знаменскую церковь в модном в начале ХХ века неорусском стиле:
При церкви была открыта начальная школа.
Несколько поколений рода Поляковых —известных промышленников, собственников нескольких ткацких фабрик и при этом меценатов владели Знаменским-Губайлово.
При Якове Полякове, который был управляющим фабрикой, Знаменское-Губайлово начинает развиваться как один из культурных центров.
Яков Поляков и поэт-символист Константин Бальмонт были женаты на родных сёстрах из купеческой семьи Андреевых.
Бальмонт был мужем Екатерины Алексеевны Андреевой, Яков – Анны Алексеевны. Обе сестры Андреевы увлекались литературой и поэзией.
Бальмонт приезжал на дачу Якова Полякова «Лисьи Горы».
Сергей же, по настоянию отца, начал работу в Товариществе Знаменской мануфактуры, но уже в 1890-х годах знакомится с поэтическим цветом того времени.
Так, в 1894 году "Паганини русского стиха" (Константин Бальмонт, метко прозванный так за то, что "на его строчках можно было, как на нотах, проставлять музыкальные знаки")знакомится с Сергеем Александровичем - "нежным, как мимоза, Поляковым" (по определению поэта), который вскоре становится его лучшим другом.
И Константин начинает приезжать в гости к Сергею в усадьбу Знаменское-Губайлово, а в 1899 году жил в ней с мая по сентябрь в западном флигеле.
При Сергее Александровиче в 1900 году был построен красивейший жилой флигель:
А построенные при Долгорукове-Крымском западный и восточный флигели, по задумке Полякова, должны были быть надстроены вторыми этажами и превращены в дачи.
Однако, надстроен вторым этажом был только западный флигель; к восточному же была сделана пристройка для лестницы.
В первый день 1900 года Поляков принимает решение открыть собственное издательство «Скорпион» - издательство русских символистов, которое он основал с поэтами Валерием Брюсовым и Юргисом Балтрушайтисом, вложив в него фактически все свое состояние.
Финансовую поддержку издательству оказывали купеческие семьи Морозовых и Филипповых.
Название издательства - "Скорпион" - было предложено Бальмонтом. Происходит оно от одноимённого зодиакального созвездия, которое, по мнению астрологов, является носителем бурь и войн.
"Скорпион” издавал ультра-модные журнал “Весы” и альманах “Северные цветы”, в которых печатались такие замечательные авторы, как Михаил Кузмин и Иван Бунин, Вячеслав Иванов и Зинаида Гиппиус.
В «Скорпионе» выходят лучшие книги Константина Бальмонта, принесшие ему широкую известность: «Горящие здания» (1900) и «Будем как Солнце» (1902) (разошлась рекордным тиражом 1800 экземпляров в течение 6 месяцев)
Расскажем о последнем владельце усадьбы Сергее Александровиче Полякове.
Сергей Поляков (1874-1943), племянник Николая и Александра Яковлевичей Поляковых, был несколько нетипичным представителем своего века - разносторонне развитым и блестяще образованным человеком.
Сын купца Третьей гильдии, он окончил гимназию с золотой медалью, поступил в Московский университет на физико-математический факультет и параллельно слушал лекции на историко-филологическом факультете, где изучал иностранные языки ( всего он знал 15 языков, в том числе норвежский, турецкий, персидский, арабский и древнееврейский) и посещал курсы по литературе.
Он-то и становится последним до событий 1917 года хозяином Знаменского-Губайлово.
Поляков сам переводил романы Кнута Гамсуна и собирал в своем имении всех прогрессивных литераторов того времени, превратив Знаменское-Губайлово в настоящую литературную усадьбу -"центр культурного притяжения" поэтов -символистов.
У него гостили поэты Серебряного века: Валерий Брюсов, Андрей Белый, Константин Бальмонт, поэт-символист и переводчик Юргис Балтрушайтис, художники «Голубой розы» : Василий Милютин, Сергей Судейкин, Николай Феофилактов и другие.
С издательством сотрудничали художники «Мира искусства» (Л. Бакст, К. Сомов), а также В. Борисов-Мусатов, М. Дурнов, Н. Феофилактов и другие.
«Скорпион», не являвшийся академическим издательством и не имевший коммерческого успеха, сыграл, однако, важнейшую роль в деле объединения символизма в одно движение.
По воспоминаниям Брюсова, «Скорпион» стал центром «нового искусства», сблизив московскую группу молодых авторов (куда, помимо него, входили Константин Бальмонт и Андрей Белый) с петербургскими писателями, прежде объединявшимися вокруг «Северного вестника», - это Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Федор Сологуб.
Последняя книга, вышедшая в 1915 году в "Скорпионе", была «Поэзия как волшебство» Константина Бальмонта.
А в 1916 году издательство закрылось.
Расскажем и о спутнице жизни Полякова. Женщина, с которой Сергей Александрович связал свою судьбу, - София Ромуальдовна Дюссек.
София родилась в Москве в 1886 году. Ее родителями были австрийские подданные Ромуальд Дюссек (католик) и его супруга Елисавета Викентьевна (православная). Семья проживала в Москве на Малой Никитской улице.
С 1898 по 1905 годы София учится в Строгановском Центральном училище технического рисования, а по его окончании выходит замуж за Сергея Полякова. На момент вступления в брак Сергею Александровичу был 31 год, а Софии -19. Через год у них рождается сын Александр.
После событий 1917 года Сергей, София и Александр, а также мать Софии и ее родной брат жили в столице на Страстном бульваре в доме №8 (примерно до 1923 года).
Однако, несмотря на разницу в возрасте в 12 лет, Поляков пережил свою молодую супругу. Когда и от чего умерла София, а также, где именно она похоронена, неизвестно. При заполнении анкеты при трудоустройстве в 1925 году Сергей Александрович указывает, что он вдовец.
Судьба самого Сергея Александровича в советской России сложилась весьма трагично. Потерю материального благополучия Поляков принял с философским равнодушием. Первое время пытался даже продолжать заниматься издательской деятельностью, но его несколько раз арестовывали, правда, затем отпускали. Подрабатывал он и переводами.
А в 1929 году Полякова выселили из Москвы за 101-й километр, запретив проживание в 5 крупнейших русских городах. В 1943 году он скончался в Казани, куда был сослан.
Такова история усадьбы Знаменское-Губайлово и ее владельцев.
Что представляет собой усадебно-парковый ансамбль в наши дни?
Об этом нам предстоит узнать из последующих публикаций, не пропустите;)
Ваши "Прогулки"