Найти в Дзене

340 лет истории: усадьба Знаменское-Губайлово, часть вторая

Продолжение . Начало здесь: Дальнейшая судьба усадьбы такова: с 1836 по 1885 год ею по несколько лет последовательно владели: надворный советник П.С. Деменков, купец Харитонов, статский советник А.К. Галлер и штабс-капитан К.С. Орлов. Последние двое владели здесь писчебумажной фабрикой на реке Баньке, пока в 1885 году усадьбу у них не выкупил Николай Поляков, устроив в помещениях бывшей фабрики ткацкое производство. Николай Яковлевич разорился. И в этом же 1885 году владельцем и мануфактуры, и усадьбы стал его брат – известный московский купец Александр Яковлевич Поляков, владевший суконной мануфактурой и ткацкой фабрикой. Именно при Александре Яковлевиче был надстроен и реконструирован в стиле нео-ампир главный дом усадьбы. Александр Яковлевич также существенно перестроил Знаменскую церковь в модном в начале ХХ века неорусском стиле: При церкви была открыта начальная школа. Несколько поколений рода Поляковых —известных промышленников, собственников нескольких ткацких фабрик и п

Продолжение . Начало здесь:

Дальнейшая судьба усадьбы такова: с 1836 по 1885 год ею по несколько лет последовательно владели: надворный советник П.С. Деменков, купец Харитонов, статский советник А.К. Галлер и штабс-капитан К.С. Орлов.

Последние двое владели здесь писчебумажной фабрикой на реке Баньке, пока в 1885 году усадьбу у них не выкупил Николай Поляков, устроив в помещениях бывшей фабрики ткацкое производство.

Николай Яковлевич разорился. И в этом же 1885 году владельцем и мануфактуры, и усадьбы стал его брат – известный московский купец Александр Яковлевич Поляков, владевший суконной мануфактурой и ткацкой фабрикой.
Ткацкая фабрика Поляковых в Красногорске. Pastvu.com
Ткацкая фабрика Поляковых в Красногорске. Pastvu.com

Именно при Александре Яковлевиче был надстроен и реконструирован в стиле нео-ампир главный дом усадьбы.

Главный дом усадьбы, 1925 год
Главный дом усадьбы, 1925 год
Главный дом усадьбы, парадный фасад, фото автора
Главный дом усадьбы, парадный фасад, фото автора

Александр Яковлевич также существенно перестроил Знаменскую церковь в модном в начале ХХ века неорусском стиле:

Церковь иконы Божией матери" Знамение", фото автора
Церковь иконы Божией матери" Знамение", фото автора

При церкви была открыта начальная школа.

Несколько поколений рода Поляковых —известных промышленников, собственников нескольких ткацких фабрик и при этом меценатов владели Знаменским-Губайлово.

При Якове Полякове, который был управляющим фабрикой, Знаменское-Губайлово начинает развиваться как один из культурных центров.

Яков Поляков и поэт-символист Константин Бальмонт были женаты на родных сёстрах из купеческой семьи Андреевых.
Константин Бальмонт и Екатерина Андреева
Константин Бальмонт и Екатерина Андреева

Бальмонт был мужем Екатерины Алексеевны Андреевой, Яков – Анны Алексеевны. Обе сестры Андреевы увлекались литературой и поэзией.

Бальмонт приезжал на дачу Якова Полякова «Лисьи Горы».

-6

Сергей же, по настоянию отца, начал работу в Товариществе Знаменской мануфактуры, но уже в 1890-х годах знакомится с поэтическим цветом того времени.

Так, в 1894 году "Паганини русского стиха" (Константин Бальмонт, метко прозванный так за то, что "на его строчках можно было, как на нотах, проставлять музыкальные знаки")знакомится с Сергеем Александровичем - "нежным, как мимоза, Поляковым" (по определению поэта), который вскоре становится его лучшим другом.

И Константин начинает приезжать в гости к Сергею в усадьбу Знаменское-Губайлово, а в 1899 году жил в ней с мая по сентябрь в западном флигеле.

Западный флигель сегодня, фото автора
Западный флигель сегодня, фото автора

При Сергее Александровиче в 1900 году был построен красивейший жилой флигель:

Фото 1925 года, жилой флигель
Фото 1925 года, жилой флигель

Его современное печальное состояние, фото автора
Его современное печальное состояние, фото автора

А построенные при Долгорукове-Крымском западный и восточный флигели, по задумке Полякова, должны были быть надстроены вторыми этажами и превращены в дачи.

Однако, надстроен вторым этажом был только западный флигель; к восточному же была сделана пристройка для лестницы.

Восточный флигель, фото 1925 года
Восточный флигель, фото 1925 года

Восточный флигель сегодня, фото автора
Восточный флигель сегодня, фото автора

В первый день 1900 года Поляков принимает решение открыть собственное издательство «Скорпион» - издательство русских символистов, которое он основал с поэтами Валерием Брюсовым и Юргисом Балтрушайтисом, вложив в него фактически все свое состояние.

Финансовую поддержку издательству оказывали купеческие семьи Морозовых и Филипповых.

Название издательства - "Скорпион" - было предложено Бальмонтом. Происходит оно от одноимённого зодиакального созвездия, которое, по мнению астрологов, является носителем бурь и войн.

Журнал «Весы» издательства Скорпион.
Журнал «Весы» издательства Скорпион.

"Скорпион” издавал ультра-модные журнал “Весы” и альманах “Северные цветы”, в которых печатались такие замечательные авторы, как Михаил Кузмин и Иван Бунин, Вячеслав Иванов и Зинаида Гиппиус.

Альманах «Северные цветы» издательства Скорпион
Альманах «Северные цветы» издательства Скорпион

В «Скорпионе» выходят лучшие книги Константина Бальмонта, принесшие ему широкую известность: «Горящие здания» (1900) и «Будем как Солнце» (1902) (разошлась рекордным тиражом 1800 экземпляров в течение 6 месяцев)

Расскажем о последнем владельце усадьбы Сергее Александровиче Полякове.

Сергей Поляков
Сергей Поляков
Сергей Поляков (1874-1943), племянник Николая и Александра Яковлевичей Поляковых, был несколько нетипичным представителем своего века - разносторонне развитым и блестяще образованным человеком.

Сын купца Третьей гильдии, он окончил гимназию с золотой медалью, поступил в Московский университет на физико-математический факультет и параллельно слушал лекции на историко-филологическом факультете, где изучал иностранные языки ( всего он знал 15 языков, в том числе норвежский, турецкий, персидский, арабский и древнееврейский) и посещал курсы по литературе.

Он-то и становится последним до событий 1917 года хозяином Знаменского-Губайлово.

Поляков сам переводил романы Кнута Гамсуна и собирал в своем имении всех прогрессивных литераторов того времени, превратив Знаменское-Губайлово в настоящую литературную усадьбу -"центр культурного притяжения" поэтов -символистов.

У него гостили поэты Серебряного века: Валерий Брюсов, Андрей Белый, Константин Бальмонт, поэт-символист и переводчик Юргис Балтрушайтис, художники «Голубой розы» : Василий Милютин, Сергей Судейкин, Николай Феофилактов и другие.

К.Бальмонт, С.Поляков, М.Семенов.
К.Бальмонт, С.Поляков, М.Семенов.

С издательством сотрудничали художники «Мира искусства» (Л. Бакст, К. Сомов), а также В. Борисов-Мусатов, М. Дурнов, Н. Феофилактов и другие.

«Скорпион», не являвшийся академическим издательством и не имевший коммерческого успеха, сыграл, однако, важнейшую роль в деле объединения символизма в одно движение.

По воспоминаниям Брюсова, «Скорпион» стал центром «нового искусства», сблизив московскую группу молодых авторов (куда, помимо него, входили Константин Бальмонт и Андрей Белый) с петербургскими писателями, прежде объединявшимися вокруг «Северного вестника», - это Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Федор Сологуб.

Последняя книга, вышедшая в 1915 году в "Скорпионе", была «Поэзия как волшебство» Константина Бальмонта.

А в 1916 году издательство закрылось.

Расскажем и о спутнице жизни Полякова. Женщина, с которой Сергей Александрович связал свою судьбу, - София Ромуальдовна Дюссек.

София родилась в Москве в 1886 году. Ее родителями были австрийские подданные Ромуальд Дюссек (католик) и его супруга Елисавета Викентьевна (православная). Семья проживала в Москве на Малой Никитской улице.

С 1898 по 1905 годы София учится в Строгановском Центральном училище технического рисования, а по его окончании выходит замуж за Сергея Полякова. На момент вступления в брак Сергею Александровичу был 31 год, а Софии -19. Через год у них рождается сын Александр.

После событий 1917 года Сергей, София и Александр, а также мать Софии и ее родной брат жили в столице на Страстном бульваре в доме №8 (примерно до 1923 года).

Однако, несмотря на разницу в возрасте в 12 лет, Поляков пережил свою молодую супругу. Когда и от чего умерла София, а также, где именно она похоронена, неизвестно. При заполнении анкеты при трудоустройстве в 1925 году Сергей Александрович указывает, что он вдовец.

Судьба самого Сергея Александровича в советской России сложилась весьма трагично. Потерю материального благополучия Поляков принял с философским равнодушием. Первое время пытался даже продолжать заниматься издательской деятельностью, но его несколько раз арестовывали, правда, затем отпускали. Подрабатывал он и переводами.

А в 1929 году Полякова выселили из Москвы за 101-й километр, запретив проживание в 5 крупнейших русских городах. В 1943 году он скончался в Казани, куда был сослан.

Такова история усадьбы Знаменское-Губайлово и ее владельцев.

Что представляет собой усадебно-парковый ансамбль в наши дни?

Об этом нам предстоит узнать из последующих публикаций, не пропустите;)

Ваши "Прогулки"