В эпоху социализма советская автомобильная промышленность разработала и массово производила множество технических устройств, которые на первый взгляд могли показаться необычными в своей конструкции. Таких моделей было достаточно, и они удивляли своей оригинальностью и нестандартными решениями.
Особенно примечательными были автомобили, применяемые в строительстве и ремонте дорог. Простые люди уже привыкли к каткам и грейдерам, и их использование на участках дорожного ремонта не вызывало удивления. Однако появление модели дорожной машины МоАЗ-6014, которая была предназначена в первую очередь для земельно-транспортных работ, зачастую становилось предметом особого интереса. Эта машина вызывала любопытство благодаря своим характеристикам и возможностям, что способствовало обсуждениям среди специалистов и любителей техники.
МоАЗ «Скрепер»
Советские граждане имели редкую возможность наблюдать комбинированное устройство, которое объединяло в себе функции самосвала и скрепера, позволяя выполнять сразу два типа земляных работ. Эта машина, разработанная для очистки и транспортировки грунта, отличалась оригинальной конструкцией. Она могла использоваться как для перевозки грунта, так и в качестве скрепера. Проектирование данного устройства было поручено инженерам Минского автомобильного завода, которые были направлены на Могилевское заводское предприятие с целью разработки нового типа землеройной техники, необходимой для строительства дорог.
Первая модель этого инновационного устройства с индексом 546 была представлена в 1969 году.
Автотягач имел весьма оригинальный внешний вид, что привлекало внимание и вызывало любопытство. Хотя его функциональность казалась несколько необычной и отличалась от привычных схем, эффективность его работы была на высоком уровне. Этот необычный аппарат сочетал в себе уникальные решения, что делало его не только интересным объектом для наблюдения, но и весьма производительным инструментом.
Управление данной машины осуществлялось посредством гидроцилиндров, расположенных для обеспечения маневренности обеих секций.
Во время поворота активировалась соответствующая пара цилиндров, что позволяло вращать не только колеса тягача, но и всю секцию в целом. При этом важно отметить, что колеса на тягаче имели возможность управления, тогда как на полуприцепе, который по своей конструкции схож с большинством стандартных тягачей, такой опции не было.
Особенности скрепера
Универсальность данного тягача заключалась в том, что его могли использовать для буксировки различных платформ. Первоначально заказ на создание этой техники поступил от министерства обороны, с целью использования в качестве транспортных средств для ракет и аэродромного оборудования.
Однако впоследствии большинство единиц данного типа стали производиться как скреперы, которые находили широкое применение в строительстве дорог по всей стране.
Самоходный скрепер значительно облегчал проведение земляных работ при возведении новых транспортных магистралей. Этот тягач мог выполнять сразу несколько функций: работать как бульдозер, служить погрузчиком и использоваться для транспортировки сыпучих материалов, что и делало его таким универсальным.
Скрепер применяли для распределения гравийно-песчаной смеси, а также на стройках плотин и водохранилищ, где была необходима высокая скорость выполнения работ. Это оборудование также использовали для очистки участков и подготовки земляного основания перед укладкой дорожного покрытия.
МоАЗ демонстрировал свою экономическую эффективность в ситуациях, когда выполнение операций по перемещению и выгрузке материалов происходило на расстоянии, не превышающем 3-5 км. Во время работы специальный нож скрепера аккуратно захватывал верхний слой грунта, перемещая его без остановки прямо в полуприцеп, что обеспечивало быструю доставку груза к месту выгрузки.
Мощности дизельного двигателя ЯМЗ-238АМ2 было вполне достаточно для выполнения самых сложных задач, а 4-ступенчатая коробка передач позволяла плавно регулировать скорость движения устройства как на высоких, так и на низких режимах.
Водители, работающие на скреперах, выражали свои положительные отзывы о качестве сборки и надежности этих машин.
Двигатель с мощностью в 225 л.с. и объемом 14,6 литра способен с легкостью транспортировать до 16 тонн груза, загружая полуприцеп по максимуму.
Функция регулировки толщины срезания дает возможность использовать скрепер круглый год без необходимости привлекать дополнительное оборудование.
Максимальный забор толщины срезания достигает 45 см, что в условиях благоприятного климата способствует более быстрому выполнению рабочих задач.
С началом зимних морозов и при промерзании земли для увеличения эффективности работы скреперов использовали бульдозер, на который предварительно устанавливались автомобильные шины на борта прицепа.
Хотя коллектив Могилевского автозавода начал массовое производство новой модификации МоАЗ-6014 в самом конце эпохи СССР, предприятие продолжало сборку этой уникальной техники вплоть до 2006 года.
Если вам понравилась эта статья и вы хотите быть в курсе всех автомобильных новинок, подписывайтесь на наш канал в Дзене и Телеграмме! Мы регулярно публикуем интересные материалы, обзоры автомобилей, советы по обслуживанию и даже истории автолюбителей. Присоединяйтесь к нашему сообществу, делитесь своими впечатлениями и получайте доступ к эксклюзивному контенту.