Здравствуйте! Нет ничего более раздражающего и печального, чем актёр, которого не слышно, чьи реплики не разобрать. Это сильно портит впечатление от художественного произведения, и если в кино (худо-бедно) можно перемотать, переслушать и прибавить громкость (хотя, не всегда выходит), то в театре - это просто катастрофа, и я уж не говорю о дикции многих телеведущих, как и «профессиональных», вроде бы, дикторах. Но, стоит отметить, не всегда в этом виноват актёр, а вернее - сейчас чаще виноват именно не он. Обсудим и обменяемся мнениями.
Дорогие читатели, после недавней моей статьи с рассказом звукорежиссёра о своей работе на съёмках (ссылку оставлю в конце - почитайте, если пропустили. На мой взгляд, интересная статья, да и комментарии ваши не менее интересны), многие спросили - а как вообще такое возможно, что многих нынешних актёров не слышно или у них дикция плохая? Это же профнепригодность, таких артистов, мол, надо тут же из институтов отчислять или увольнять из театров. И я согласен. Давайте поговорим об этой проблеме. И напомню, что, как всегда, высказываю своё мнение, которое никому не навязываю, а ваши мысли очень жду в комментариях.
Я учился в Щепкинском театральном институте при Малом театре, и искусство речи у нас одна из главных (если не самая главная) дисциплин. Мои мастера следили за каждой буковкой и если слышали невнятность или хотя бы лёгкую небрежность в произношении, могли отчитать при всём курсе. У нас были, помимо групповых, индивидуальные занятия по речи три или четыре раза в неделю. На них мы упорно работали с педагогами над каждым проблемным звуком. Да, разумеется, есть дефекты, которые невозможно исправить, и тогда наши мастера направляли их в нужное русло, делая изюминкой и убирая зажимы. Я очень благодарен своим педагогам за всё! Но вы спросите - зачем вообще брать на курс тех, у кого большие проблемы с речью?
Отвечу: есть дефекты, которые можно исправить, и если человек талантлив и покорил приёмную комиссию, то его возьмут. А дальше всё зависит от студента - невозможно исправить речь без работы над собой. Только вот, многие расслябляются, когда их принимают в институт, считают, что уже всё хорошо, да и мастера часто привыкают к студенту, жалеют и не выгоняют из-за речи. А если ещё и сниматься начинает в сериальчиках, то и вовсе может появится уверенность в своей чуть ли не гениальности. Об этом мы уже говорили.
Я очень люблю ходить в театр, смотреть премьеры, люблю наше кино. Но я всё чаще замечаю ужасную дикцию, невнятность, кашу во рту, шепелявость, картавость у артистов. Но больше всего лично меня раздражает тихое, еле слышное произношение. Выходит на сцену «великий» артист и начинает органично существовать, плакать, играть на разрыв, но не слышно ни слова. Это же явное неуважение к зрителю. И у меня тут вопрос не к артисту. Вопрос тут, конечно, к режиссёру в первую очередь. Ведь это режиссёр выпускает на сцену артиста, который мямлит или тишит. Они же репетировали, делали прогоны. Но вот в чём штука - многие современные режиссёры требуют от артистов тишить.
Я и сам с подобным сталкивался. Репетировал я как-то в антрепризе «Лес» А. Островского, а режиссёр уж очень хотел натуральности. Он старался добиться живой органики и атмосферы присутствия. Он ругал нас когда мы говорили громче и включали свои поставленные голоса. Вся сцена тогда была в микрофонах, они висели и над нами, поэтому, надеюсь, нас было слышно. Но микрофоны - это совсем иная, на мой взгляд, подача. Это уже не совсем театр. И такое сейчас сплошь и рядом.
Режиссёры - новаторы забывают основные законы сцены. Театр становится более бытовым, а от этого, как я думаю, актёры и режиссёры расслабляются. Бытовую историю играть проще. Возвращаемся к голосу и дикции. Итак, хоть трижды гениально будут играть артисты, но если их не слышно - это провал! Это вызывает только раздражение для всех дальше первого ряда. В кино, кстати, тоже сейчас большая проблема со слышимостью наших артистов. Но тут не их вина. В кино и сериалах артисты либо озвучивают себя на постпродакшене, либо сразу во время съёмок им вешают микрофон - петличку.
Я очень часто вижу плохую и откровенно халтурную работу звукорежиссёров нашего кинематографа. Когда не соблюдается баланс, и музыка перекрывает речь артистов. Или когда два артиста в одной сцене говорят с разной громкостью. Сведение звука - это тоже мастерство и трудная работа, а на этом часто экономят, нанимая не пойми кого.
Ну а с плохой дикцией - особая история. Это личная проблема каждого актёра. Если хочешь играть хорошие роли, нужно работать над собой, совершенствоваться и устранять свои речевые проблемы. Мой однокурсник днями и ночами работал, ходил с пробкой во рту даже в метро. Занимался исправлением говора и сотворил настоящее чудо - сейчас он говорит чисто и никто не определит в нём белоруса. Поэтому те, кто говорит, что их речь неисправима или ещё что-то в этом духе - лентяи. Но есть и исключения - когда плохая речь не мешает артисту или становится его особенностью.
Нам в институте часто приводили в пример Андрея Панина. Талантливейший артист, и каждая его роль сыграна прекрасно - на грани гениальности. Но вот во рту у него всегда была каша. В кино это ещё можно было как-то улучшить на озвучке, хотя в большинстве работ Панина с дикцией проблемы, а вот в театре очень часто было довольно сложно разобрать что он говорил. Но Панин один из моих любимых актёров, а его особенность речи стала его «фишкой». Я лично привык к его речи и спокойно к ней относился. Интересно что вы думаете про его роли?
Про Ивана Охлобыстина тоже много разговоров в актёрских кругах. Раньше он очень комплексовал из-за своего произношения, а сейчас и сам может пошутить над собой. Зато его особенность произношения узнаешь из тысячи. Но самым большим удивлением лично для меня стала речь Сергея Маковецкого.
До поступления в театральный вуз я был без ума от его актёрских работ в кино. Пожалуй, Маковецкий был моим самым любимым российским актёром, Пересматривал тысячу раз его монолог из «Механической сюиты» режиссёра Дмитрия Месхиева - это прям гениально, на мой взгляд. Шикарный актёр с очень большими возможностями души. И конечно же, когда я переехал в Москву и получил студенческий билет (он позволял попасть почти в любой театр), я побежал на спектакль с Маковецким.
С первых же минут я был потрясён - Маковецкий говорил настолько невнятно и дёргано, что я с огромным трудом понимал его. Каша во рту, да ещё с огромной скоростью произношения сильно испортили впечатление. Я ходил на многие его спектакли, и почти во всех Маковецкий с кашей. Он прекрасен в кино, где на озвучке его речь вытягивают, но в театре я не могу смотреть спектакли с ним. Раздражает произношение и всё тут. Очень жаль.
А ещё мне очень печально, когда в кино и сериалах не разобрать речь Александра Робака. Он прекрасный артист, очень мне нравится, но как же часто у него каша во рту. И опять-таки, это беда звукорежиссёра (почитайте прошлую статью, я там об этом писал уже, повторяться не буду).
Дорогие читатели, а вы замечаете плохую речь у нынешних артистов? Как относитесь к плохой речи и слышимости в театре или кино? Может ли это полностью испортить вам впечатление от просмотра? Мне очень интересно и важно ваше мнение. Напишите его, пожалуйста, в комментариях.
Очень вас прошу подписаться на Телеграм - канал «Записки актёра»! Вы очень поддержите и поможете развитию моего проекта🙏 Там вас ждёт много интересных моментов из закулисья, викторины по кино и театру и многое другое. Спасибо вам огромное!
Если пропустили прошлую статью, обязательно прочитайте:
Спасибо за ваши отметки «мне нравится» - они очень помогают развитию канала! Спасибо что подписываетесь на мой канал!
Удачи вам, здоровья и только правды!
Автор: Сергей Марочкин