Качество турецких сериалов продиктовано высокойй конкуренцией за эфирное время.
Сериал стартует на ТВ-каналах. TNS Gallup Media (скорее всего именно эта компании делает замеры рейтингов с помощью пипл-метров) фиксируют рейтинги в двух сегментах аудиториях АВ (ниже среднего и средний доход) и ВС (средний и выше среднего доходы). Когда рейтинги очень высоки, то многие турецкие и мировые компании хотят стать спонсорами проекта или купить в сериалах прямую рекламу (рекламные ролики в процессе трансляции серии) или продукт-плейсмент, это когда герои сериала пользуют продукцией рекламодателя: варят кофе и рассказывают о кофе-машине, но делают это нативно (между-делом, встраивая в сюжет), закидывают белье в стиральную машинку и тд. Чем выше рейтинг, тем больше зрителей у проекта, тем больше желающих разместить в нем рекламу, тем выше цена. Таким образом канал не просто окупает затраты на производство проекта, но и зарабатывает. Больше всего ценятся рейтинги в категории зрителей ВС, ведь зрители со средним и выше среднего доходом являются более платежеспособными и интересны любому рекламодателю.
Для того, чтобы не затягивать съемки проекта с низким рейтингом и понести убытки, турецкие телекампании выстроили процесс следующим образом:
- Снимается 1-3 серии проекта, для него сразу прописан сценарий. Дальше сценарий не пишется, чтобы не платить зря сценаристу, если проект будет закрыт досрочно.
- После выхода каждой серии смотрится рейтинг, далее популярность проекта в социальных сетях имеет важное, но не решающее значение.
- Одна серия снимается неделю, так как проект является еженедельным. Серии выходят раз в неделю, в остальное время происходят съемки и монтаж проектов. Работа сложная не только для актеров, но и для всей съемочной группы. Продолжительность эпизодов около 2 часов, а это полноценный фильм. На переозвучиание и пересъемки времени нет. Нужно сразу делать качественный продукт, так как аренда локаций, техники и команды идет почасовая и времени на переделки попросту нет. В это же время происходит монтаж. Потому, у зрителей есть ощущения реального времени. Актеры в серии могут обсуждать текущие события страны, отмечать важные для нации праздники и тд. Все это органично интегрировано в сценарий.
- Сценарий последующих серий тоже может писаться в году мнения поклонников. Кого-то из персонажей могут «обелить» или «очернить», как это было в «Дочери посла», когда второстепенный персонаж Гедиз стал набирать больше рейтингов и завоевал любовь зрителей, что стало негативно влиять на образ персонажа Санджара, который являлся главным. Такой поворот может значительно поменять сюжетную линию. Ни одному актеру, который приглашен на главную роль, не понравится, что второстепенный персонаж стал любимчиком публики, а его попал в опалу. Мнение акторов и их агентов тоже учитываться в написании сюжетных линий. Какие-то из персонажей могут быть «воскрешены», как Орхан в «Зимородке», например, так как поклонники в социальных сетях заросали тегами телеканал, чтобы тот вернул им Орхана в сериал.
- Если сериал не показывает положительную динамику, его закрывают на 3-5 сериях, могут закрыть и чуть позже. Все зависит от контракта с актерами, играющими главные роли. А могут продлить на 2 и 3 сезоны, как «Зимородок», «Клюквенный щербет» или «Бахар». Если сериал неожиданно закрывают, то финальная серия может быть с логичным финалом или хоть с каким-то финалом, а может и просто не выйти следующая серия. Все зависит от производственной компании, которая снимает сериал для телеканала, от контрактных обязательств и от объемов спонсорского участия. Так Чагатай Улсой, будучи одним из самых востребованных турецких актеров снимается только в сериалах, где прописаны все серии и канал обязуется завершить проект полностью. На вторые сезоны проектов Чагатай, как правило, не соглашается.
Именно эта система заставляет каждую производственную компанию конкурировать друг с другом, создавая все более качественные продукты. Судьями проектов становятся потребители этого контента - зрители, от степени их внимания зависит будет ли проект существовать дальше или нет. Новые имена не редкость в турецких сериалах. На главные роли берут именно тех актеров, которые дадут максимальные рейтинги проекту за счет уже имеющейся популярности или будут органично играть своего персонажа, так как идеально подходят внешне и по темпераменту. Так в свое время дебютировал в сериале «В ожидании солнца» крем Брюсин, ставший мега-популярным в мире после дуэта с Хенде Эрчель в «Постучись в свою дверь». И сама Хенде дебютировала в сериале «Дочери Гюнеш», кстати, состав проекта оказался звездным. Все молодые персонажи этого проектаа дебютировали на ТВ именно в этом проекте и снискали популярность в будущем. Новые имена, красивые и талантливые актеры - все это отличает турецкие сериалы, делает проекты качественными и высоконкурентыми. Талант, красивая внешность, трудолюбие и самоотдача - составляющие актеров турецкого телевидения. От их вовлеченности в проект зависят рейтинги и будет ли с ними продолжен контракт далее в рамках даже одного проекта, не то что будущих. Растет и мастерство сценаристов, операторов, композиторов и всей команды, ведь не так просто стать рейтинговым проектом, когда каждый канал параллельно выпускает по новому проекту каждый день.
Как зрителю мне не очень нравится, когда какие-то проекты закрываются рано, но если посмотреть на все со стороны, то это благополучно отражается на всей индустрии в целом.