Найти в Дзене

И здесь стендап! Борис Зелигер, Москва

Оглавление

Краткое досье

Имя: Борис Зелигер

Возраст: 22 года

Опыт стендап-выступлений: 7 лет

Участие в проектах: Открытый микрофон на ТНТ; Roast battle Labelcom; "Токсики" на канале Ильи Соболева; Исторический квиз-стендап и другие

География выступлений: Россия (более 40 городов)

О чем шутит: образование, воспитание, интеллектуальный юмор на нестандартные темы

Где посмотреть:

https://youtu.be/-YsE-dzVWl0?si=gzM2re1LUghgPQjW

Интервью с Борисом. Комики нужны людям

-2

Ты скоро будешь выступать в Кирове, уже не первый раз. Что-то помнишь про наш город?

Да, я в Кирове буду не в первый раз. Про город я кое-что помню: у меня бабушкина сестра там живет, поэтому этот город для меня чуть отличается от остальных хотя бы этим фактом.

Я помню, мне казалось, что у вас очень много лестниц и какая-то была фигня со светофорами, или их мало, или они все время красным горят, точно не скажу. Гуляя по городу, я это подметил, сказал на концерте, и люди посмеялись.

В прошлый раз я был в Кирове зимой... Не надо зимой ездить по российским городам, зимой вообще лучше дома сидеть.

Поэтому я надеюсь, что в этот раз мне Киров понравится еще больше.

Да, лестницы это боль. А зимние дороги тем более...

Ты много бываешь в разных городах со стендапом. Какие самые странные места, в которых тебе приходилось выступать? И, наоборот, самые крутые?

Ну, наверное, тут мой ответ не будет очень оригинальным. Самые крутые места для выступления со стендапом - это, очевидно, стендап-клубы во всех городах, где они есть. Москва, Питер, Вологда, Иваново, Казань, Ростов-на-Дону, Воронеж...

В общем, стендап-клубы - это топ, потому что это заведения, где специально все сделано для стендапа, и, конечно, там максимально комфортно.

А самые плохие места и неприятные - это, наверно, фудкорты. Иногда делают всякие платки и концерты на фудкортах, это почти всегда отвратительно. И, пожалуй, кальянные - это всегда нелюбовь комиков. Короче говоря, места, где люди настолько расслаблены и неорганизованы, что они в целом не способны воспринимать какой-то текст, который ты говоришь.

У меня такая особенность комедии, что чтобы с моей комедии посмеяться, ее надо слушать. А если люди не слушают, я, конечно, постараюсь привлечь их внимание, но заставить слушать невозможно, поэтому в таких местах наиболее проблемно.

К вопросу о выступлениях в кальянке. Мне кажется, в таких местах выигрывают комики с максимально энергичной подачей. Но не всем это дано от природы. Насколько вообще важна подача? Достаточно ли быть собой и работать на текстом или надо стремиться быть ярче, быть артистичнее?

Подача, конечно, важна. Это же известная история, что текст от одного комика не зайдет у другого комика. Даже один и тот же текст - потому что у каждого своя органика, свой так называемый comedy voice. Это твой голос на сцене, то, какой у тебя образ, какое ощущение вообще ты создаешь.

Конечно, над подачей нужно работать. Нужно работать над своей речью, над пониманием, где ты расставляешь логические акценты, над пониманием того, что от тебя заходит, а что нет и какое впечатление ты оставляешь о себе у зрителей. Так что, безусловно, нужно работать и над исполнением своего текста тоже.

Опять же не новость, что когда ты приносишь текст в первый раз на открытый микрофон проверять, он обычно заходит так себе, потому что ты просто не можешь его нормально сдать. А уже потом, с десятком прочтений, ты начинаешь понимать, как нужно рассказывать свой материал так, чтобы он работал.

Борис, для меня и, думаю, для многих других ты - очень успешный стендап-комик. У тебя есть опыт выступления на ТНТ, ты резидент московского объединения Lite StandUp, собираешь залы по всей стране.

У тебя бывают неудачные выступления? Не в 14 лет, когда ты начинал, а вот сейчас, последние полгода-год?

Во-первых, благодарю, конечно, за такую оценку меня и моей медийности, мне кажется, она немножко преувеличена, но, тем не менее, это приятно.

Неудачные выступления... Смотря что считать неудачным выступлением. Когда, например, мало смеялся зал? Конечно, такие выступления бывают. В основном это как раз выступления на каких-то странных площадках.

Я далеко не всегда круто выступаю на каких-то платках, где три комика по двадцать минут, потому что мне бывает тяжеловато заходить после каких-то примитивных шуток про секс, например, которые нравятся большей части аудитории. Им тяжело потом воспринимать какую-то более сложно структурированную комедию.

Поэтому такое, конечно, бывает, но я просто делаю какие-то выводы из этого, меня это уже не может очень сильно расстроить.

А на тему залов по всей стране - бывают еще неудачные концерты с точки зрения сбора людей. Хотя мы, комики, все-таки очень зависим от организатора, от того человека, который настраивает рекламу.

Я знаю, что при грамотной рекламе на меня можно собрать зал 50-100 человек при нормальной цене билетов в достаточно крупном городе. Но есть организаторы, которые этого не делают, - это конечно, грустно.

В общем, такой концерт можно тоже назвать неудачным, хотя и не всегда по моей вине.

Можно немного о коммерческой стороне вопроса поговорить? Ты рассказывал в своих концертах, что работаешь учителем. А что выгоднее - преподавание или стендап?

Наверное, это зависит от того, чем ты больше занимаешься и чему ты больше времени уделяешь.

Надо же понимать, что у меня стендап - основной род деятельности, основная моя профессия, а учитель - это подработка, назовем это так. Я действительно три года отработал учителем, но я вел не очень большое число уроков. Соответственно, получал не очень много денег.

Сейчас начало учебного года - я перестал учительствовать, и это фактически не сказалось на моем доходе. Но если ты начинающий комик и вообще не можешь зарабатывать комедией, то, конечно, лучше быть учителем.

В моем случае стендап, конечно, приоритетен и с финансовой точки зрения, и просто с моей личной. Это то, чем я должен заниматься и хочу заниматься.

Круто! У нас небольшой город и возможности заработать стендапом довольно ограничены. Можешь рассказать, как это работает в Москве, за что можно получить деньги?

Да, разумеется.

Основной способ заработка стендап-комиков в Москве - это выступление на платках. Мы так называем стендап-концерты, где зрители покупают билеты за деньги. Чаще всего такое мероприятие выстроено так, что есть ведущий и три комика, которые выступают по 20-25 минут. Иногда бывает, что там ведущий и два комика по 30 минут - тоже как вариант. За такие выступления по 20-30 минут, можно получать по 3 000-5 000 рублей.

Я знаю, что есть платки от более солидных организаций для более медийных комиков, где ставки еще выше. Это зависит и от масштаба площадки. Например, есть организация, которая делает платки в кинотеатре. Там собираются 200 человек, естественно, там платят не 5 000, а 10 000-15 000, такие гонорары бывают.

Мне еще очень сильно добавляют денег все поездки по городам с турами. Мне вообще это дело сильно нравится. Нравится давать сольные концерты и нравится выступать на аудиторию, которая уже пришла конкретно на меня.

Пусть даже они пришли на мой концерт, не сильно зная, кто я, - так или иначе, они на него пришли, и поэтому будут погружаться в мой вайб и слушать меня. Это, конечно, всегда очень приятно.

Сильно ли отличаются зрители в разных городах? Есть мнение, что московский зритель - самый требовательный, это правда?

Я часто слышу рассуждения на тему того, что в городах как-то принципиально отличаются зрители... Не знаю. У меня нет такого ощущения.

Я, пожалуй, поддержу мнение, что на юге зрители чуть более теплые, извините за каламбур, а на севере действительно чуть более холодные. Как будто на севере люди более сосредоточенные, в своих проблемах. Все-таки на юге то, что у людей больше солнца, их немножечко расслабляет и делает чуть более открытыми.

То, что московский зритель самый требовательный... Ну, наверное, да, если это какие-то зрители, которые периодически ходят на стендап. Они искушенные зрители, у них есть какое-то представление об этом и какие-то ожидания. Ну, наверное. Но сказать, что есть сильное отличие, я, пожалуй, не могу.

У меня как в Москве бывали хорошие и плохие выступления, так и не в Москве бывали хорошие и плохие выступления. Все зависит от конкретного концерта, конкретной площадки, конкретного дня, в конце концов, от того, какая погода за окном и что у каждого зрителя в этот день произошло.

Я думаю, регион здесь не очень влияет.

Как часто ты выступаешь, когда не в туре? И есть ли, на твой взгляд, какой-то минимум выступлений (в неделю, в месяц), который необходим комику для того, чтобы развиваться?

Когда я не в туре - я готовлюсь к туру. То есть это момент, когда я пишу новый концерт и стараюсь выступать максимально часто, насколько это возможно.

В целом для меня комфортно выступать два раза в день, но не каждый день. Дня четыре в неделю по два выступления - прям комфортно и здорово, как раз обычно из этих восьми выступлений есть два-три платных и пять-шесть проверок. Мне этого достаточно.

Но если комик начинающий, чтобы развиваться, надо выступать чем больше, тем лучше, это 100%. Все равно сильно много обычно не получается выступить у начинающих комиков, поэтому сколько получается - столько и выступать.

Надо привыкать к ощущению, что ты стоишь на сцене, и этим развивать свой скилл, ту самую подачу, о которой мы до этого говорили.

А насколько реально новичку из провинции (точнее, комику из провинции, который только начинает выступать в Москве) залететь на микрофон? С чего посоветуешь начать?

Это вопрос очень сложный.

В Москве сейчас стендап-индустрия очень сильно развивается. Но, к сожалению, для начинающих в комиков в Москве предусмотрено очень мало, потому что у организаторов очень мало мотивации делать микрофоны для начинающих комиков. Зачем это делать, если можно сделать проверку материала опытных комиков с такими же затратами и получить явно более насыщенный и плотный по юмору стендап-вечер?

Тем не менее, есть организации, которые делают такие открытые микрофоны. В основном там можно выступать или заплатив взнос, или приведя гостей. Самая крупная организация, которая делает такие микрофоны - это Lite StandUp. Я как раз являюсь резидентом этой организации, и всем начинающим комикам Москвы или приезжающим в Москву рекомендую выступать именно там.

Но в целом, конечно, сейчас время для начала занятия стендапом в Москве неудачное. Мне кажется, идеальный вариант - это начать заниматься стендапом в каком-то относительно крупном городе, где можно три-четыре раза в неделю выступать, но не в Москве. Собрать какой-то хороший материал, и вот когда уже будет опыт сценический год-полтора-два и соберется какое-то количество 100% работающего материала, вот тогда уже приезжать в Москву и заявлять о себе.

Здорово, рабочий план по покорению Москвы!
А что дает звание резидента стендап-организации, в частности, Lite StandUp? Это больше номинальный статус, который показывает, где тебя чаще можно увидеть, или он накладывает какие-то обязанности и дает привилегии?

Сложно сказать, у всех организаций немного по-разному.

В моем случае статус резидента дает некоторые привилегии: я могу чуть чаще записываться на проверки материала, чем другие комики. Плюс, если у меня, например, возникнет идея какого-то проекта, то это будет наверняка поддержано остальными резидентами, мне помогут в съемке, если все это делается на канал Lite StandUp.

По поводу обязательств - в общем-то принципиальных обязательств нет. Хотя, например, мы уже отсняли два сезона стендап-шоу. В идеале, конечно, всем резидентам каждый сезон снимать хотя бы один монолог. Это некий вклад, но, с другой стороны, ты тоже от этого не теряешь, а наоборот, только приобретаешь. Но, наверное, в разных организациях договариваются по-разному.

Для меня не так важен сам статус резидентства, сколько то, что мы с ребятами дружим, помогаем друг другу в каких-то начинаниях.

Вы помогаете друг другу разгонять материал? Вообще насколько для тебя комфортно привлекать кого-то к работе над своим материалом и, наоборот, докручивать чужой текст?

Мы помогаем не только резидентам. В целом в среде комиков собираться по двое-трое и разгонять друг другу материал - это нормальная и очень полезная практика.

Я к своему материалу, кстати, не всех подпускаю. Далеко не со всеми мне комфортно писать, плюс далеко не на всех этапах мне это нужно.

В основном когда у меня уже собрана какая-то структура и есть понимание того, что я хочу сказать в блоке, я могу обратиться к кому-то за помощью, чтобы передобить какие-то конкретные шутки.

А докручивать чужой материал - здорово, потому что это всегда легче, чем писать себе. Поэтому я не только участвую иногда в разгонах с другими комиками. Комикам, обычно менее опытным, чем я, помогаю писать именно за деньги. Выполняю редакторскую работу, помогаю готовиться к каким-то съемкам, каким-то проектам, каким-то выступлениям.

И, видимо, достаточно успешно получается, потому что ко мне обращаются с определенной периодичностью. Такой формат редактуры, особенно в тексте, в том числе онлайн, мне очень нравится.

То есть к тебе могут обращаться не только москвичи?

Конечно! С текстом лучше всего. Можно и онлайн-разгоны, но это сложнее - приходится договариваться о времени.

Как ты думаешь, на какой стадии развития сейчас стендап в России? Если человек только ищет себя - стоит ли идти в стендап (я сейчас не про Москву, сложности столицы мы уже обсудили) или комиков уже слишком много и лучше поискать какую-то другую нишу?

Вопрос непростой. Постараюсь на него ответить.

Я думаю, стендап в России на стадии начала развития. Жанру стендап в нашей стране чуть больше десяти лет. Пока еще далеко не все вообще знают это слово - стендап.

Если в Москве, Питере, ты говоришь, что ты стендап-комик, ни у кого это не вызывает вопросов. Когда я в каком-то региональном городе, бывает, еду в такси и меня спрашивают: "Чем вы занимаетесь?" Я говорю: "Стендап-комик". Далеко не везде люди сразу понимают, о чем вообще речь, это все еще слово, требующее объяснения местами.

Так что стендап только развивается, а комиков и стендап-клубов будет становиться все больше.

Если человек только ищет себя, ему надо пробовать все. То есть искать себя надо, не исходя из внешних обстоятельств, а искать себя надо, пока не найдешь.

И конечно, если есть какая-то тяга к юмору, к живым выступлениям, - стоит попробовать, почему нет? А дальше уже понимать, твое это или не твое.

Если ты понимаешь, что стендап - это твое, то тебя и не остановит то, что комиков много, или стендап недостаточно развит, или еще какие-то обстоятельства.

А если тебя что-то остановит, то, наверное, это не твое и надо искать дальше.

Или больше работать - тут вопрос непростой.

А поможет много работать? Юмору можно научиться?

Я думаю, что юмору в целом можно научиться. Уже есть масса стендап-курсов, стендап-школ, в некоторых из них я преподаю...

Недавно вел один из курсов в онлайн-школе писательского мастерства Band, был одним из редакторов курса. Сейчас еще буду вести стендап-курс в Москве, ко мне обратилась молодежная библиотека. Так что в целом обучение стендапу востребовано сейчас, и оно действительно возможно.

Но все-таки стендап - это же творчество. И хотя в творчестве тоже есть структура, есть схемы, но все равно еще должна быть какая-то искра, какой-то огонь, какой-то талант, какая-то предрасположенность, без которых, конечно, не получится.

Поэтому научиться можно, но это скорее как отправная точка, не более того. Научиться - да, но не на 100%.

Наверно, у всех комиков бывают периоды, когда не хочется писать, не хочется выступать, и думаешь - да кому вообще это нужно?
Что бы ты посоветовал тем, кто сейчас в этой точке?

Начну с конца вопроса.

Если вы в точке "Да кому это нужно", то постарайтесь вспомнить какие-то свои хорошие выступления, может быть даже пересмотреть видео, где вы круто зашли.

Это очень нужно людям. Чем темнее времена, в которые мы живем, тем больше людям нужен юмор, свет и радость. Так что вообще всем комикам говорю: вы очень сильно нужны сейчас людям!

А на тему периодов, когда не хочется писать и выступать, - смотря насколько он затянулся, такой период. Если ты понимаешь, что ты чуть выгорел и хочется неделю-две отдохнуть - ну отдохни. Это не проблема, не просто так люди придумали отпуск.

Если ты понимаешь, что это очень долго тянется - пойми, что тебя вытаскивает из этого состояния.

Каждого человека из такой депрессии или чего-то рядом с этим, из уныния, вытаскивают разные вещи: музыка, друзья, спорт, путешествия... В любом случае, хоть в комедии, хоть не в комедии, надо что-то делать, и надо продолжать жить. И тут уже у каждого свои способы, но надо вспоминать, что тебе приносит свет, радость, силы в жизни и этим пользоваться.

-3

29.09.2024
Ирина Русинова, Борис Зелигер
Киров, Москва

Стендапы
5845 интересуются