Найти тему
Поющий Репортёр

Учусь в Третьяковке. Урок 4. Про материалы. Что такое-темпера

Продолжаю пополнять свой багаж знаний о живописи благодаря онлайн урокам от Третьяковской галереи.

Привет, друзья!

Не устаю радоваться возможности узнать что-то новое и интересное, имея под руками смартфон и мобильный интернет.

Согласитесь, красота же. Поработал в саду-огороде, присел на лавочку, открыл Телеграмм, а там Третьяковка выложила новый урок и подборку картин. Полистаешь, вспомнишь, что видел на выставках или отметишь для себя новое имя художника. Получишь информацию о жанре, технике исполнения, или, как сегодня, о материале.

Информация из ТГ-канала Третьяковка официально.

Сегодня речь пойдет о темпере – краске, название которой происходит от латинского temperare, что означает «смешивать», «смягчать». Изготавливали ее из сухих порошковых пигментов, воды и яичного желтка.
Темпера появилась намного раньше масляных красок и на протяжении многих веков оставалась основным техническим решением при написании как картин, так и настенных росписей. Она была известна уже в Древнем Египте – краску использовали для украшения царских усыпальниц и саркофагов, а также при создании знаменитых фаюмских портретов. В Средневековье темперой писали иконы и алтарные картины.
На Руси темпера появилась в X веке, она пришла из Византии вместе с иконописью. Иконописцы писали на ткани — паволоке – наклеенной на деревянную доску. Ткань покрывали грунтом, затем наносили тонким слоем темперу. По окончании работ темперу хорошо просушивали, красочный слой укрепляли маслом или слоем олифы.
В начале XVIII века темперу заменили масляные краски, однако в XIX веке художники вернулись к древнему материалу, но преимущественно в произведениях декоративно-прикладного искусства. В XX веке некоторые живописцы вновь обратились к темпере. Ее состав усовершенствовался: краску больше не нужно было покрывать лаком, благодаря чему при высыхании поверхность оставалась матовой. В своем творчестве темперу активно использовали Николай Рерих, Александр Головин, Александр Дейнека, Дмитрий Жилинский, Александр Корин и другие художники.
Делимся с вами подборкой темперной живописи из собрания Галереи.

Предлагаю вам, друзья мои, посмотреть подборку и выбрать наиболее приглянувшуюся картину.

Я тоже выберу. Сравним наши предпочтения.

Николай Рерих. Гуга Чохан, 1931

Эту картину очень хорошо помню. Она была на заставке последней выставки Николая Рериха, про которую я вам уже рассказывала.

Не могу сказать, что Н. Рерих-"мой художник", но масштаб личности меня поразил и впечатлил.

🍁 Кстати, будет интересно как-нибудь обменяться мнениями у кого какой художник или художники "мой/мои" и само собой назвать любимые картины.

Но это в следующий раз, а пока, смотрим дальше картины, написанные темперой.

Александр Корин. Мастерская художника. 1933.

-2

Интересный сюжет, правда? Во-первых, здесь женщина, то есть художница, а не художник. А во-вторых, она читает, изучает какой-то свиток. Если он старинный, то как сохранилась бумага, или это не бумага?🤔

Виктор Борисов-Мусатов. Водоём. 1902-1903

-3
«Водоём» — картина русского художника Виктора Борисова-Мусатова, написанная летом 1902 года в Зубриловке.
Сюжет: на берегу сидит невеста художника Елена Владимировна Александрова, рядом стоит его сестра Елена Борисова-Мусатова. Большое внимание уделено природе: спокойной и безмятежной. В воде отражаются небо и деревья, и, по сути, весь пейзаж, представленный на картине, находится именно в отражении в водоёме.

Георгий Нисский. Две фигуры людей у изгороди. 1930-1932.

-4

Тут не менее интересный сюжет. Осень, ночь, сильный ветер. Я вижу, что двое возвращаются с вечеринки. Муж изрядно выпил и ищет свою калитку в темноте. За ним на ощупь идёт жена, на ней развевается от ветра шарф.

Интересно, муж сам доберётся до дома или ей придется вызывать подмогу?😉

Александр Бенуа. Венецианский праздник XVIв. Эскиз декорации, 1912.

-5

Эскиз декорации к инсценировке музыки К. Дебюсси «Fetes Veniciennes», постановка которой не была реализована.

Александр Дейнека. Тюильри.1935.

-6

Грустная картина осени, скорее даже зимы в Париже. И одинокая фигура мужчины, который явно в тоске. На страдающего влюбленного не похож, скорее это безработный на фоне роскошного дворца. Так мне видится образ, который написал А. Дейнека.

Дмитрий Жилинский. Желтый букет. 1975

-7

Сегодня мой выбор-эта картина!

Во-первых, картина выполнена с использованием светлых и теплых оттенков, которые создают атмосферу умиротворения.

Во-вторых, очень правильно, как мне видится, подобраны цвета: желтый и синий. Они уравновешивают друг друга. Вроде бы главный-букет, но юноша в синей водолазке не потерялся. Он читает, увлечён книгой. И сразу потянуло посмотреть, какая книга лежит на столе с другой стороны от букета, она тоже с синими оттенками. Не смогла прочитать название...Но почувствовала равновесие.

В-третьих, в букете сурепка-сорняк, буйно растущий на полях в мае-июне. Мы его, будучи школьниками, собирали на полях подшефного совхоза "Заречье". Кто-то соригинальничал, собрав сурепку в букет. А ведь красиво получилось. Немножко добавили ирисов. И какая красота! Беру на заметку.

Картину с желтым букетом теперь точно не забуду

🍁 А что касается темперы, то мне нравится, что в 20 веке её перестали покрывать маслом. Мне больше по душе матовые полотна.

Спасибо Третьяковке за урок.

Теперь буду на выставках рассматривать картины повнимательнее, искать написанные темперой. Надо же не только виртуально её прочувствовать. 😀.

Спасибо, что дочитали.

До встречи на волне позитива.

Миру мир!