Найти тему
Блог Мебельщика

От мастерской до ярмарки: мебельная торговля в Российской империи

Оглавление

Это сегодня, если вам нужна мебель, вы открываете приложение маркетплейса, или едете в мебельный магазин. Однако покупка мебели не всегда была такой удобной. Сегодня перемещаемся в  царскую Россию, чтобы посмотреть как там была устроена мебельная торговля.

Рост мебельного производства в царской России принято связывать с реформами середины XIX века. Освобождение крестьян дало толчок развитию рынка сбыта и активизировало их предпринимательскую активность.

Как обучали ремеслу?

На обучение мебельному делу принимали мальчиков-подростков 14–15 лет, и учёба длилась не менее четырёх лет. В некоторых губерниях, например, в Вятской, после окончания обучения мастер должен был предоставить ученику полный комплект одежды: шапку, картуз, сапоги, валенки, праздничную поддёвку и полушубок, что стоило около 25 рублей.

Мастерская вятского столяра-мебельщика
Мастерская вятского столяра-мебельщика

Как продавали мебель?

Мебельная торговля также имела свои особенности. Например, столы продавались “набором”: три стола разных размеров вставлялись один в другой, что облегчало их транспортировку.

В больших городах мебель продавалась круглый год, однако пик продаж приходился на конец января, а весной и летом спрос снижался. С наступлением зимы в центры производства стекались скупщики, преимущественно мелкие торговцы, которые закупали мебель оптом, вплоть до десяти возов. Продажа проходила в основном за наличные, но между знакомыми мастерами и скупщиками могли действовать договорённости по кредиту.

Б. Кустодиев. Ярмарка. 1906
Б. Кустодиев. Ярмарка. 1906

В мебельных центрах существовали даже специальные склады, где хранили мебель средней ценовой категории. Здесь можно было приобрести как отдельные предметы, так и комплекты для полной обстановки квартиры. Торговцы со складов возили мебель на близлежащие ярмарки, а дальние маршруты обслуживали перекупщики. Гужевой транспорт доставлял мебель в другие губернии. Непроданную продукцию не возвращали, чтобы избежать повреждений. Её оставляли в арендуемых у местных жителей сараях до следующих ярмарок.

Значительная часть мебели сплавлялась по рекам, что долгое время оставалось основным способом ее транспортировки вплоть до появления железных дорог.