Найти тему
Ревизор жизни

Терпим бедствие. Идем на вынужденую посадку на воду. Рассказ

Боинг-737, летящий на высоте десяти тысяч метров над сверкающей водной гладью, пробирался сквозь густую облачность. Он был полон пассажиров, каждый из которых спешил по своему делу, домой или в отпуск, и никто не подозревал, что уже через несколько минут вся их жизнь может кардинально измениться.

Командир Иван Сергеевич, опытный пилот с более чем двадцатилетним стажем, сидел в кабине вместе с Евгением, своим вторым пилотом. Евгений совсем недавно начал летать с Иваном Сергеевичем. Евгений был не новичок в авиации.

Он был опытный пилот, налетавший на истребителях много часов. Но получилось так, что из-за дерзости с высоким начальством в генеральских погонах и нежелании просить прощение за свой поступок, Евгений принял решение расстаться с небом. Но он не смог долго сидеть на земле и решил попробовать себя в гражданской авиации. У него получилось.

Правда, ему пришлось серьезно переучиваться. Если раньше он с легкостью мог задрать МиГ и уйти вертикально вверх свечой, или устроить танцы в небе из фигур высшего пилотажа, то на Боинге этого не получится. После переучивания Евгений пришел в отряд с надеждой, что его сразу кто-нибудь возьмет. Но в «гражданке» лихих истребителей недолюбливали, хотя они и были не новички для неба. Многие опытные «первые» вежливо отказывались брать Евгения к себе в экипаж

Иван Сергеевич внимательно перечитал дело Евгения в кабинете у заместителя генерального директора авиакомпании. У него не было сомнений. Это стоящий пилот, хотя в гражданской авиации он еще юнец. Здесь другие правила и принципы. Здесь ответственность и люди за спиной.

А это главное, что должен знать и понимать не только мозгами, но сердцем каждый пилот ГА. Для того, чтобы стать пилотом гражданской авиации надо было по-настоящему любить эту профессию, понимать свою ответственность. А в случае, если придется, отдать жизнь, сделать это спокойно и с достоинством. Таков был сам Иван Сергеевич. Закрыв дело Евгения, Иван Сергеевич подписал лист согласия Евгения в свой экипаж вторым пилотом.

Итак, Евгений стал летать с Иваном Сергеевичем. Вместе они сделали уже несколько полетов. Все было хорошо. Иван Сергеевич был доволен «вторым». Однажды, во время посадки во Внуково в Москве они внезапно столкнулись с откуда ни возьмись стаей птиц.

Оба двигателя потарахтев заглохли намертво. Ситуация была катастрофическая. Иван Сергеевич приготовился садить самолет на «брюхо». И тогда Евгений попросил управление самолетом на себя. Он эту просьбу озвучил так уверенно, что Иван Сергеевич не стал ему перечить, закрываться инструкциями и передал ему управление.

Евгений каким-то ему одному известным истребительским приемом качнув самолет вверх-вниз сумел его выровнять и посадить «глухой» самолет прямо на полосу на шасси. Никто из пассажиров не пострадал, а самолет избежал серьезных повреждений. После этого случая у Ивана Сергеевича не осталось никаких сомнений в правильности выбора второго пилота себе в экипаж.

Самолет летел над водной гладью моря ровно и спокойно. Иван Сергеевич тем не менее, одному ему понятным чутьем уловил что-то неладное. И хотя старался держаться уверенно, напряжение выдавали сжатые пальцы и быстрый взгляд, бросаемый на приборы.

Неожиданно самолет вздрогнул, раздался гул, и правый двигатель перестал подавать признаки жизни. Иван Сергеевич нахмурился, а Евгений быстро проговорил:

— Командир, правый двигатель отказал. Пытаюсь запустить. Не получается. Заглох намертво, - сообщил Евгений.

— Вижу, — спокойно ответил Иван Сергеевич, хотя в его голосе звучала напряженность. — Переведи управление в ручной режим. Попробуем удержаться на втором двигателе.

Но тут левый двигатель тоже начал давать сбои. В кабине раздался прерывистый звук сигналов тревоги. Иван Сергеевич включил микрофон на салон, и его голос, уверенный, но с явной долей тревоги, разнесся по салону:

В это время в пассажирском салоне самолета:

Межрелигиозный спор, начавшийся еще в накопителе между представителями разных конфессий, перед посадкой, перекочевал вместе с пассажирами и разгорелся в салоне самолета с новой силой.

Мустафа, мусульманин с горячим темпераментом, сидел через проход напротив православного верующего Степана, и их спор, начавшийся из-за обсуждения религиозных текстов, постепенно грозил стать пожаром. К ним вскоре присоединился Михаэль, верующий иудей, добавляя свои доводы, а позже подключился и Игорь Степанович, атеист, сидевший рядом с Мустафой, язвительно заметил, что вера – всего лишь способ найти утешение в хаотичном мире.

Дима, студент филфака, сидевший между Мустафой и Игорем Степановичем, не пытался вмешивать в межрелигиозный спор, считая это глупым занятием.

Мустафа и Степан в пылу спора уже не могли просто сидеть на своих местах и стали друг против друга в проходе.

Анастасия, видя, как накаляется обстановка, старалась их успокоить:

— Господа, уважаемые пассажиры, пожалуйста, прекратите спор. Сейчас не время для таких разговоров и выяснения отношений.

Но спорщики ее не слушали и не реагировали на ее призывы. Их голоса становились всё громче, они уже не просто спорили — казалось, что были они готовы вцепиться друг в друга.

Вдруг в салоне раздался голос из динамиков.

- Говорит командир корабля. Просьба всем пассажирам занять свои места и не покидать их до особого распоряжения. На борту самолета возникла нештатная ситуация. Просьба всем сохранять спокойствие и выполнять все указания бортпроводников. Обо всех изменениях вы будете немедленно проинформированы. Спасибо за внимание и понимание!

Через несколько минут голос командира объявил о проблемах с двигателями.

—Уважаемые пассажиры, - снова раздался в салоне голос Ивана Сергеевича, - говорит командир корабля. Возникла нештатная ситуация. Наш самолет потерял один двигатель, второй работает с перебоями. Просим вас соблюдать спокойствие и слушать указания старшей бортпроводницы. Мы делаем всё возможное, чтобы безопасно посадить самолет. Возможна вынужденная посадка на воду.

Слова командира повисли в воздухе, оставляя после себя тревожную тишину. В салоне, словно по команде, прекратились разговоры, и взгляды пассажиров обратились к старшей бортпроводнице Анастасии, которая, несмотря на внутреннее напряжение, сохраняла спокойствие. Она начала инструктировать пассажиров по экстренным мерам безопасности, но все её слова звучали приглушённо на фоне тяжёлой тишины.

В салоне воцарилась абсолютная тишина. Гнев и разногласия спорящих моментально исчезли, уступив место страху перед неизвестностью. Даже Игорь Степанович, который ещё минуту назад утверждал, что никакого Бога нет и быть не может, замолчал. Его лицо побледнело, и он, не глядя на соседей, пробормотал что-то себе под нос.

Мустафа, сложив руки на груди, начал молиться на арабском, взывая к Аллаху. Михаэль тихо читал древние еврейские молитвы, закрыв глаза и раскачиваясь взад-вперёд, как принято у иудеев. Православный Степан достал нательный крестик и шептал молитву, не разжимая губ. Даже Дима, который привык рассуждать о вере только в контексте философии, начал читать молитву, которую выучил ещё в детстве от бабушки.

Взгляд Анастасии пробежался по пассажирам. Она видела страх в их глазах и чувствовала, как внутри нарастает чувство безысходности. Несмотря на то, что её учили сохранять самообладание в любых ситуациях, сейчас что-то в ней напряглось и сжалось как пружина.

Она хотела верить, что Иван Сергеевич с Евгением обязательно смогут справиться с нештатной ситуацией и посадить самолёт на какой-нибудь аэродром. Но что-то в её сердце в то же время подсказывало, что это может стать её последним полётом и последним днем жизни.

Между тем ситуация кабине пилотов накалялась и менялась с каждой секундой. Второй двигатель то глох, то снова включался, и самолет неумолимо снижался. Иван Сергеевич знал, что возможность посадить его на воду крайне мала. Не все суда выдерживают подобные испытания, особенно в открытом море. Он понимал, что от их действий сейчас зависит жизнь сотен людей, маленьких детишек.

— Евгений, готовь пассажиров к эвакуации на воду, — приказал Иван Сергеевич, его голос звучал твердо, как будто не знал сомнений. — Если не получится удержаться в воздухе, будем садиться на воду. Другого варианта пока не вижу.

Передай это старшей бортпроводнице. А я сообщу на землю аварийную ситуацию. Пусть готовят плавсредства, Может быть какие катера, корабли есть вблизи нашего приводнения.

Иван Сергеевич доложил на землю нештатную ситуацию и что он готовит самолет и пассажиров к посадке на воду.

- И вот еще, Женя, - пробегись быстренько по салону, - посмотри, как там обстановка. Нам нельзя сейчас допустить никакой паники. Девчонкам то трудно. Они на пределе. Поддержи их.

- Есть, командир, готовить пассажиров к посадке на воду, - по- военному ответил Евгений.

Евгений вышел из пилотской кабины и быстро пошел по салону, стараясь обратить внимание на каждую мелочь. В середине салона возле окна он увидел молодую женщину. На руках она держала годовалого малыша, а еще один лет пяти обхватил ее крепко за шею, словно таким образом хотел спасти маму.

Мама же, отвернувшись к окну, тихонько плакала и шептала молитву. В последнем ряду два длинноволосых парня в цветных футболках, уткнувшись лбами друг в друга тоже тихонько молились. Ближе к передней части его остановила за руку старушка в синем жакете.

- Сынок, не переживай. – спокойно и уверенно проговорила она, - Вы делайте свою работу, а Господь сделает свою. Мы сейчас в Его руках. На все Его воля. Я молюсь за вас.

Евгений быстро вернулся в кабину. В салоне хоть и была зловещая напряженная атмосфера, но паники не было. Все как будто замерли в каком то ожидании. Он на ходу подбодрил старшую стюардессу Анастасию и быстро прошел в кабину и сел в свое кресло.

- Паники нет, командир. Все пока под контролем Анастасии. - доложил Евгений, - Настя приготовила пассажиров. Всех одела в жилеты.

- Хорошо, - ответил Иван Сергеевич, - теперь готовимся мы. У нас сейчас будет жарко.

И все же что могло послужить причиной отказа обоих двигателей. Евгений лихорадочно прогонял в голове тысячи мыслей, ища хоть какой-нибудь малюсенький шанс. Он привык на истребителе принимать самые невероятные решения, чтобы выйти из трудных ситуаций и остаться в живых.

Он ни разу не воспользовался катапультой и спасал всегда самолет. Самолет был для него не просто железом. Для Евгения самолет был настоящим другом. А тут он не один. За спиной не одна сотня людских жизней, а еще и дети. Он вдруг представил, как будут погибать эти малыши со своей мамой.

От этого ему стало не по себе. Должен же быть хоть какой-нибудь шанс. Евгений никак не собирался сдаваться. Он взмолился к Богу, как когда-то научил его дед, поверив, что Он все видит и поможет. Евгений просил Бога дать хоть какую-нибудь идею. И вдруг его осенило – датчики топлива.

- Командир, датчики топлива неисправны. Мы отработали не все топливо. Резерв не тронут. Но датчики основного бака показывают, что топливо есть, а его по факту нет. Автоматика неисправна. Нас заправили не полностью. Но в резервном топливо есть. Автоматика не перевела движки на резерв. Надо отключить автоматику и попробовать переключить движки на резерв топлива вручную.

- Понял, второй. - ответил Иван Сергеевич, - в любом случае на воду мы еще успеем сесть. Хотя она уже близко. Давай, сынок, действуй.

Евгений быстро сделал необходимые действия и включил запуск левого двигателя. Двигатель не хотел запускаться. Евгений снова повторил запуск. И снова тишина. Тогда Евгений решил сделать третью попытку и потом готовиться к удару об воду. С третьего раза двигатель все же как-то натужено захлопал, а потом вдруг хлопнул и взвыл на полную мощь. Евгений аж подпрыгнул в своем кресле.

- А, попался. Что ж ты молчал. Давай тяни, теперь, родненький, спасай нас всех.

- Иван Сергеевич, видевший всякое, тут просиял весь в лице, как солнце. Он схватился обеими руками за штурвал, как бы желая тут же поднять самолет своими руками ввысь.

- Степаныч, тяги не хватает. – тревожно закричал Евгений, - Надо попытаться запустить второй двигатель.

- Запускай, - коротко скомандовал Иван Сергеевич, - я пока подержу, чтобы не клюнули вниз.

Запускаю второй, - сказал Евгений, чувствуя всем своим телом, как машина просит помощи.

Евгений включил запуск второго двигателя. Двигатель не заставил себя долго ждать. Почихав какое-то доли секунды, он выбросил взад клуб черного дыма, взвыл и перешел в ровный рабочий режим. Звук работающих обоих двигателей целительным бальзамом разлился по сердцам обоих пилотов.

Пилоты обеими руками потянули штурвалы изо всех сил на себя. Самолет как длинная серебристая сигара понесся над самой водной гладью, которая никак не хотела его отпускать и из всех сил тянула его обратно к себе.

Началась жестокая схватка жизни со смертью, в которой должен быть только один победитель. Ставки были очень высоки. Проиграть было нельзя никак.

Два пилота сцепив зубы и вцепившись в штурвалы, слились воедино с самолетом в один организм, чувствуя его каждой клеткой своих тел и сердец.

- Ну, теперь мы уйдем, - проговорил уверенно Евгений.

Наконец тяжелая машина медленно нехотя начала подниматься ввысь, все больше и больше увеличивая расстояние между днищем и водой.

Самолет постепенно стал покидать водную гладь, которая была готова вот- вот принять его вместе с пассажирами и экипажем в свои холодные объятия, и метр за метром набирать высоту.

- Командир, сегодня не наш день умирать. Бог есть. Он нас спас. Я вспомнил одну молитву. Дед учил еще. Он говорил, вдруг станет тяжко и выхода не видно будет, так ты, Женька, помолись тихонько Богу. Он всегда тебя услышит и придет на помощь.

- Прав твой дед, Женя. Я тоже молился как мог про себя, - ответил Иван Сергеевич

В кабине по громкой связи раздался голос старшего диспетчера: «Иван Сергеевич, как у вас обстановка. Вы успешно сели на воду?»

- Никуда не сели, - ответил Иван Сергеевич, - мы в воздухе, летим по маршруту. Высота 6000 метров. Набираем высоту. Теперь уже долетим.

- Невероятно! Как вам это удалось? - продолжал старший диспетчер, - А я и то вижу. По информации и докладам, вы должны быть на воде, или хуже того, под водой, а на радаре вы как будто в воздухе. Мы тут все за ваш самолет и всех вас молились и молимся Богу кто как может и умеет. Тут все диспетчеры плачут от радости. Какая первичная причина отказа двигателей?

- Отказ топливных датчиков и автоматики, - ответил Иван Сергеевич, - второй пилот проанализировал ситуацию и сумел разобраться, что дело в датчиках, а потом быстро перевел в ручном режиме переключение на резервный бак и запустил один двигатель, а потом и второй. Точно сработал, как в бою. Он пилот от Бога. Все подробности потом на земле.

- Хорошо, Иван Сергеевич. Летите спокойно, не напрягайтесь. Второму передай привет и благодарность. Сейчас доложу обстановку наверх. Успокою всех.

Иван Сергеевич включил свой микрофон с пассажирским салоном.

- Говорит командир корабля! Уважаемые пассажиры, нештатная ситуация ликвидирована. – раздался в пассажирском салоне спокойный голос Ивана Сергеевича, - Самолет работает в штатном режиме. Я благодарю всех вас за вашу выдержку и спокойствие. Мы набрали нужную высоту. Летим заданным маршрутом в аэропорт назначения. Сейчас вам предложат прохладительные напитки. А кто хочет, может заказать покушать. По все всем вопросам обращайтесь к бортпроводникам.

Если рассказ вам понравился поставьте лайк, подпишитесь на канал и оставьте свой комментарий. Продолжение следует. Следите за публикациями. Не пропустите!