"Прометей" — тот самый фильм, который заставил фанатов "Чужого" изрядно понервничать. Изначально он задумывался как приквел, но позже стал самостоятельным научно-фантастическим проектом. Многие задавались вопросом: будет ли этот фильм связан с вселенной "Чужого"?
Связь, конечно, оказалась прямой. Но на стадии разработки всё было окутано тайной, что лишь разжигало интерес.
Привет! Вы на канале ShadowTavern! И сегодня разберемся как "Прометей" трансформировался, переходя от одного сценариста к другому.
Устраивайтесь поудобнее и приятного чтения!
===========
В поисках истоков
Идея приквела к "Чужому" возникла ещё в конце 70-х. В декабрьском выпуске официального журнала Alien за 1979 год обсуждалась возможность предыстории, которая бы раскрывала историю Космического Жокея и заканчивалась бы там, где начинается "Чужой" — с прибытием экипажа "Ностромо". Однако, вскоре от этой идеи отказались, так как сиквелы ушли далеко в сторону от этой загадочной сущности.
Тем не менее, Ридли Скотт лелеял идею более детально раскрыть историю "Чужого" с самого окончания съёмок первого фильма. В интервью Omni’s Screen Flights/Screen Fantasies в 1984 году он поделился своим желанием исследовать происхождение существа:
"Нужно объяснить, что такое Чужой и откуда он появился. Это будет сложно, ведь придётся погружаться в другие миры и цивилизации. Чужой, вероятно, был частью какой-то древней расы. Это может быть один из последних выживших потомков уничтожившего самого себя вида".
В последующие годы Ридли Скотт не уставал периодически напоминать о своём желании вернуться к франшизе, чтобы подробнее исследовать Космического Жокея.
В комментариях к DVD-изданию "Чужого" к 20-летию фильма он продолжал размышлять об этой загадочной фигуре:
"Я всегда хотел вернуться к "Чужому", чтобы узнать, кто такие Жокеи и откуда появились яйцеклады. В моей голове это был боевой корабль какой-то цивилизации, а яйца — мощное биомеханическое оружие".
Джон Спейтс и "Чужой 01: Основной сюжет"
После прохладного приёма "Чужой: Воскрешение" в 1997 году франшиза надолго была заморожена. Ридли Скотт, Джеймс Кэмерон и Сигурни Уивер время от времени упоминали о возможных продолжениях, но какие-то реальные действия по разработке нового фильма появились лишь спустя десять лет — в 2009 году.
На тот момент Джон Спейтс, написавший сценарии к фильмам "Пассажиры" и "Тень 19", был приглашён на встречу с президентом Scott Free Майклом Костиганом для обсуждения потенциальных идей. В ходе разговора Костиган поднял вопрос приквела к "Чужому", который Ридли Скотт хотел снять, но не мог придумать подходящий сюжет.
Спейтс вспоминает:
"Я совершенно не был готов к такому вопросу, но как только он прозвучал, я понял, что у меня есть уже сформировавшаяся идея. И я начал импровизировать".
В течение 30-40 минут Спейтс описывал нерешённые загадки "Чужого", включая Космического Жокея, что как раз и хотел исследовать Скотт:
"Нужно вернуться к разбившемуся кораблю и к Космическому Жокею — мертвому гиганту с хоботом и телом, похожим на скелет".
После встречи Костиган попросил Спейтса записать его идеи (названные "Чужой 01: Основной сюжет") для передачи Ридли Скотту. Спустя менее чем две недели концепция достигла вершин 20th Century Fox и запустила процесс производства фильма.
От "Чужого: Инженеры" к "Прометею"
О том, что работа над приквелом к "Чужому" началась, миру впервые рассказал Тони Скотт, брат Ридли. В мае 2009 года, во время интервью для Collider, он упомянул, что режиссёром станет Карл Ринш — один из рекламных режиссёров студии Scott Free.
Однако в итоге режиссёром стал сам Ридли Скотт. 20th Century Fox изначально сомневались в успехе проекта без его участия, и именно вновь вспыхнувший энтузиазм Скотта сделал выбор очевидным.
Джон Спейтс написал первый черновик сценария за три с половиной недели, что стало его личным рекордом. В течение следующего года он создал ещё четыре значительно измененных версии (и множество промежуточных). К апрелю 2010 года Спейтс работал над четвёртой версией, известной как "Чужой: Инженеры". Именно она позже просочилась в сеть, и именно по ней написаны некоторые из статей, которые можно почитать на моем канале.
Когда этот сценарий стал доступен, портал Alien vs Predator Galaxy взял интервью у Спейтса, который подтвердил, что это был один из поздних, но не финальных вариантов. В последующих версиях из сценария убрали многие сцены с Вейландом и подводными раскопками руин древних цивилизаций.
После прихода Дэймона Линделофа в середине 2010 года сценарий стал называться "Чужой 0".
В "Чужой: Инженеры" главные герои, Уоттс (позже переименованная в Шоу) и Холлоуэй, обнаруживают свидетельства инопланетного вмешательства в эволюцию Земли и человечества. Они убеждают Вейланда профинансировать экспедицию на планету, которая, по их мнению, является родиной этих Инженеров.
Оказавшись на LV-426, они находят терраформирующие станции и лаборатории, где сталкиваются с прототипом Чужих и традиционными ксеноморфами, спрятанными в грузовом отсеке корабля "Джаггернаут".
В процессе разработки приквел несколько раз менял название: от "Чужой: Инженеры" и "Чужой: Гробница богов" до "Рай" и "Прометей". В документальном фильме на Blu-ray "Прометея" Спейтс объяснил, что окончательный выбор названия связан с тем, что сюжет сосредоточился на Инженерах, а Чужие отошли на второй план.
В итоге космический корабль "Магеллан" был переименован в "Прометей", чтобы подчеркнуть мифологические мотивы.
Инженеры и человечество
На протяжении всей работы над фильмом Ридли Скотт предлагал идеи, которые Спейтс старался органично вписать в сценарий. Одной из ключевых концепций было тесное переплетение истории Космического Жокея с историей человечества.
Спейтс подчёркивал, что, чтобы сделать историю Жокеев интересной и эмоционально значимой, её нужно связать с людьми. В документальном фильме он сказал:
"Они не должны быть просто инопланетянами. Их история должна привести нас к самим себе".
Эта концепция создала основу фильма, где пересекаются темы создания и эволюции: Инженеры, человечество и Чужие, а также синтетик Дэвид 8.
LV-426, "Джаггернаут" и новые формы жизни
Хотя основная структура сценария Спейтса сохранилась, после прихода Линделофа многие детали изменились. Например, действие первоначально должно было происходить на LV-426, но позже было перенесено на LV-223. Также менялась роль пирамид и корабля.
В ранних версиях экипаж "Магеллана" находил тот же маяк, что и "Ностромо" много лет спустя, и садился на LV-426 для исследования обломков корабля. Затем команда обнаруживала останки Инженеров и выжившего члена экипажа, а также предков ксеноморфов.
Позднее пирамида была объединена с заброшенным кораблем, который спрятали под землёй и назвали "Джаггернаутом".
Приход Дэймона Линделофа
Когда Спейтс закончил четвертый вариант сценария (примерно в апреле 2010 года), начался набор съемочной группы и активная работа над дизайном фильма.
Он часто посещал художественную мастерскую, где обсуждал с художниками сцены, а на следующий день видел их визуализацию, что подталкивало дальнейшую работу над проектом.
Майкл Элленберг, исполнительный продюсер "Прометея", в документальном фильме "Разгневанные боги, завоевание рая" отметил, что "работа над концепцией фильма была своего рода работой над сценарием", и этот процесс шел параллельно с написанием нового текста.
Когда к проекту подключился Дэймон Линделоф, команда уже готовилась к съёмкам. Несмотря на то, что Спейтс написал основу сценария, студия решила пригласить более известного сценариста для завершения работы. Линделоф, наиболее известный по сериалу "Остаться в живых", вступил в проект на этапе, когда студия уже решила сделать основной акцент на Инженерах и уменьшить роль ксеноморфов в сюжете.
В интервью Том Ротман, генеральный директор 20th Century Fox, рассказал, что именно он настаивал на изменении направления сценария, объяснив, что было бы слишком просто снять очередной фильм о Чужих.
Студия хотела сделать что-то новое и уникальное, что больше соответствовало бы широким концепциям Ридли Скотта.
Новое видение
Когда Линделоф прочитал последний вариант Спейтса, он согласился с тем, что фильм всё ещё слишком сильно опирается на классические элементы франшизы, такие как ксеноморфы и сцены с грудоломами. Линделоф предложил сосредоточиться на новых идеях и героях, а также расширить роль Инженеров. В своём ответном письме Скотту Линделоф подчеркнул, что сценарий Спейтса содержит много хороших элементов, но стоит больше внимания уделить оригинальности, а не повторению старых тем.
После этого Линделоф встретился с Ридли Скоттом и другими продюсерами, где обсудил свою точку зрения. Они согласились с предложенными изменениями, что привело к новой фазе работы над сценарием.
"Прометей" обретает форму
В последующих неделях Линделоф проводил по несколько часов в день, обсуждая с Ридли Скоттом детали сюжета. Одной из ключевых идей, которую хотел воплотить Скотт, была неоднозначность фильма, где многое оставалось бы на усмотрение зрителей. Именно за это Линделоф был известен благодаря "Остаться в живых", что, по его словам, и повлияло на выбор его кандидатуры для работы над "Прометеем".
К осени 2010 года Линделоф завершил свой вариант сценария, в котором сохранил многие ключевые элементы работы Спейтса, но убрал традиционных Чужих, оставив лишь намёки на их существование. Основное внимание было сосредоточено на Инженерах, их истории и сотворении человечества.
===========
На этом у меня сегодня все. Спасибо за просмотр. Если выпуск вам понравился, то не стесняйтесь делиться ссылкой на него со своими друзьями, подписываться на канал и жать на кнопки под статьей :)
И, конечно же, подписывайтесь на мой Telegram канал - там фотосеты, кадры со съемок, новости и многое другое!
И до встречи в следующем выпуске! Пока!