Найти в Дзене
ShadowTavern

Фильмы, бросившие вызов самому страшному испытанию космоса

Космос в фильмах – это круто: огромный, красочный, и там можно устраивать эпичные битвы с лазерами. Что ещё нужно для счастья? Вот только есть одна проблема: космос, как мы все знаем, огромен. Настолько, что если вы захотите куда-нибудь полететь (не считая парочки ближайших планет, где и пострелять-то не в кого), то к моменту прибытия вас уже давным-давно не будет в живых. Можно, конечно, подумать, что достаточно разогнаться как следует – и вот вы уже на месте, целёхоньки и невредимы. Но и здесь есть проблема. Эта проблема, как учил нас Альберт Эйнштейн, – скорость света. Привет! Вы на канале ShadowTavern! И в этом выпуске - фильмы, бросившие вызов космосу! Устраивайтесь поудобнее и приятного чтения! =========== Итак, вернемся к скорости. В вакууме свет путешествует со скоростью почти 300 миллионов метров в секунду – достаточно быстро, чтобы добраться от Земли до Луны чуть больше чем за секунду. Так вот, представьте, что вы летите за световым лучом со скоростью 150 миллионов метров в
Оглавление

Космос в фильмах – это круто: огромный, красочный, и там можно устраивать эпичные битвы с лазерами. Что ещё нужно для счастья? Вот только есть одна проблема: космос, как мы все знаем, огромен. Настолько, что если вы захотите куда-нибудь полететь (не считая парочки ближайших планет, где и пострелять-то не в кого), то к моменту прибытия вас уже давным-давно не будет в живых.

Можно, конечно, подумать, что достаточно разогнаться как следует – и вот вы уже на месте, целёхоньки и невредимы. Но и здесь есть проблема. Эта проблема, как учил нас Альберт Эйнштейн, – скорость света.

Привет! Вы на канале ShadowTavern! И в этом выпуске - фильмы, бросившие вызов космосу!

Устраивайтесь поудобнее и приятного чтения!

===========

Итак, вернемся к скорости. В вакууме свет путешествует со скоростью почти 300 миллионов метров в секунду – достаточно быстро, чтобы добраться от Земли до Луны чуть больше чем за секунду. Так вот, представьте, что вы летите за световым лучом со скоростью 150 миллионов метров в секунду. Измерив скорость луча, вы обнаружите, что он всё равно улетает от вас со скоростью почти 300 миллионов метров в секунду. А сторонний наблюдатель, следящий за вами обоими, увидит, как луч света удаляется от него... Всё с той же скоростью в 300 миллионов метров в секунду. Скорость света остаётся неизменной для всех, но чтобы это было возможно, время должно течь по-разному.

У этого феномена два важных следствия. Во-первых, вы никогда не сможете развить скорость света. Во-вторых, чем ближе вы к ней приближаетесь, тем медленнее для вас течёт время.

Большинство фильмов обходят эту проблему с помощью гиперпространства, варп-двигателей, квантовых скачков, двигателей невероятности и измерений невообразимости. Ну, или чтобы сохранить научную достоверность, астронавты могут просто проспать долгие годы межзвёздного путешествия.

-2

Но лишь горстка фильмов (на удивление маленькая горстка) осмелилась взглянуть Эйнштейну в лицо и принять последствия приближения к пределу скорости во вселенной. Давайте посмотрим, как они справились с этим вызовом.

Планета обезьян (1968)

Пожалуй, первым фильмом, затронувшим тему релятивистских космических путешествий, стала «Планета обезьян», хотя вместо Эйнштейна здесь упоминается «теория времени доктора Хаслайна». В самом начале фильма герой Чарлтона Хестона объясняет, что из-за скорости их корабля время для астронавтов будет течь медленнее, чем для землян. Это и раскрывает главный сюжетный твист: планета, на которой они приземляются (где три хорошо знакомых нам вида обезьян, а также homo sapiens общаются на чистейшем английском), — это Земля далёкого будущего.

-3

Именно этот сюжетный ход объясняет, почему релятивистские космические путешествия так редко встречаются в кино. С одной стороны, путешествие со скоростью 99,9999999 % скорости света теоретически возможно и сократит полёты между звёздами в нашем уголке галактики до длительности морских путешествий под парусом (вместо того, чтобы ждать смены нескольких цивилизаций). Но с другой — это может показаться излишним усложнением. Ваша история о космических путешествиях мгновенно превращается в историю о путешествиях во времени. И не в ту весёлую историю, где вы отправляетесь в прошлое, чтобы спасти эрцгерцога и предотвратить несколько войн. А история с привкусом сожаления, где все, кого вы знаете, стареют и умирают за мгновение, а мир, который вы оставили, меняется до неузнаваемости.

Тёмная звезда (1974)

В этом фильме, снятом Джоном Карпентером по сценарию Дэна О’Бэннона, временные искажения не лежат в основе сюжета. Просто упоминается, что за 20 лет своей миссии по уничтожению планет-изгоев экипаж постарел всего на три года. Фильм берёт недостатки релятивистских путешествий и превращает их в достоинства. Временная дилатация (расширение) становится ещё одним ударом по героям, которые и так страдают от изоляции. Мало того, что этих людей оторвали от семей и домов, чтобы они выполняли бессмысленную и опасную работу на корпорацию, которой нет до них дела, так ещё и эти самые семьи и дома необратимо изменятся к их возвращению.

-4

Многие считают «Тёмную звезду» прототипом «Чужого». В фильме даже есть своя внеземная форма жизни, которая бегает по кораблю, хотя выглядит она как надувной мяч с ногами.

-5

Чужой (1979)

И «Чужой» — это интересный пример того, как Голливуд избегает тему времени, прошедшего во время космических путешествий. В начале фильма мы видим, как экипаж просыпается от гиперсна. Смысл ясен: это низкооплачиваемые рабочие, которых начальство без зазрения совести отправляет в космос на долгие годы со скоростью ниже световой.

-6

Но в «Чужих», особенно в режиссёрской версии, мы узнаём, что Рипли отправилась на это задание, рассчитывая вернуться домой к 11-летию дочери, — а такое обещание нельзя дать, если вы не нарушаете законы физики. Объяснение невероятно простое - Голливуд очень не любит, когда сценаристы твердят, что технологии будущего могут изменить отношения между людьми, особенно в семье, ведь такое кино будет сложнее продать зрителю. Хотя на протяжении всей истории человечества это происходило с завидной регулярностью.

Полёт навигатора (1986)

«Полёт навигатора» — это фильм о том, как меняются семейные отношения в результате релятивистских космических путешествий.

-7

Один из самых удачных фильмов, пытавшихся повторить успех «Инопланетянина», рассказывает историю юного Дэвида Фримена, похищенного инопланетным кораблем и вернувшегося через много лет, ничуть не постарев. Все его школьные друзья уже отметили 40-летие, младший брат превратился в старшего, родители восемь лет оплакивали сына, которого, наверное, уже считали жертвой какого-нибудь маньяка, а музыка в топе хит-парадов превратилась в какофонию случайных звуков.

Итак, перед нами снова история о путешествиях во времени, замаскированная под космическую одиссею, и фильм-путешествие, в котором Дэвид и робот-инопланетянин летят через всю Америку, узнавая о человечности и дружбе. Но в конце концов, чтобы дать зрителю тот самый хэппи-энд, без которого в Голливуде никуда, «Полёту навигатора» приходится поиграть с наукой. Дэвиду недостаточно просто приспособиться к новому времени и новой семье. Статус-кво должен быть восстановлен, и для этого Макс проводит корабль через пугающие молнии, чтобы вернуть Дэвида в тот самый момент, когда он улетел.

Интерстеллар (2014)

Фильм Кристофера Нолана о космических исследованиях — пожалуй, самый известный пример изображения замедления времени. Надо сказать, что создатели фильма проделали огромную работу. И хотя для путешествия в космос здесь используется кротовая нора, из-за огромных скоростей и приближения к мощным гравитационным колодцам на Земле проходят десятилетия, в то время как на борту корабля — лишь несколько месяцев. В «Интерстелларе» не только показаны реалии замедления времени, но и представлена на сегодняшний день самая научно точная визуализация чёрной дыры.

Кроме того, фильм не прибегает к дешёвому трюку с путешествием в прошлое, чтобы вернуть всё на круги своя. В конце фильма герой Мэттью Макконахи воссоединяется со своей дочерью, которая уже в глубокой старости, и ни о каком волшебном обращении времени вспять и искуплении речи не идёт. Но даже здесь научно точная чёрная дыра позволяет Макконахи отправить сообщение в прошлое, в детство его дочери, потому что космическая сила любви — или что-то вроде того — превращает весь сюжет в парадокс самозарождения.

Базз Лайтер (2022)

Несмотря на то, что это мультфильм Pixar, который, по идее, является вымышленным фильмом, на котором основана игрушка из другого мультфильма Pixar, «Базз Лайтер» предлагает на удивление реалистичный взгляд на замедление времени при движении с огромной скоростью. Серьезно, это крайне недооцененный фильм, который просто не нашел своего зрителя - поклонники фантастики решили, что это детский мультик и не стали смотреть, а аудитория детских мультфильмов не поняла почти ничего из происходящего.

Итак, Базз Лайтер — член экипажа, вынужденного строить колонию на враждебной планете, на которую приземлился их корабль. Базза используют в качестве пилота-испытателя для усовершенствования двигателя, который позволит колонистам вернуться домой, но поскольку он движется с релятивистской скоростью, каждый полёт к ближайшей звезде и обратно переносит его на месяцы, годы, а затем и на десятилетия вперёд во времени.

-9

Если вы ждёте, когда же начнётся научная фантастика, то будете приятно удивлены, узнав, что на этот раз Базз не находит способа вернуться в прошлое и всё исправить. Нет, вместо него это делает его злой двойник из альтернативной временной линии, заставляя Базза сражаться со злым старым собой из будущего. Но можно ли снять хороший фильм, в котором учитываются реалии теории относительности, не вызывая при этом приступов гнева у учёных своими фантазиями о путешествиях во времени? Пока нет. Но попытки есть.

Достойны упоминания

Студия MGM только что объявила дату выхода экранизации «Проекта «Ave Maria» — нового романа Энди Вейра, автора «Марсианина». Два режиссёрских кресла займут Фил Лорд и Крис Миллер. Главную роль в фильме исполнит Райан Гослинг. Сюжет вращается вокруг астронавта, отправившегося к ближайшей звезде, чтобы найти источник загадочной космической формы жизни, которая вызывает потускнение нашего Солнца.

Замедление времени здесь (в экранизации) не играет существенной роли в сюжете (кроме того, что оно подчёркивает изоляцию главного героя), но всё же упоминается в книге и является важным сюжетным моментом.

Помимо фильмов, стоит упомянуть и видеоигры. Группа разработчиков, работавших над серией Mass Effect, недавно анонсировала новую RPG — Exodus.

-10

Это будет научно-фантастическая космическая опера, в которой игроку предстоит столкнуться с замедлением времени во время перелётов между звёздными системами — на Земле будут проходить целые эпохи, пока герой будет в пути. Кто знает, может для видеоигр такая сложная концепция как замедление времени подойдет лучше, чем для фильмов? Ведь в кино снять успешный продукт, который не нарушит законы физики, кажется почти невозможным.

Конечно, многие фильмы о космических путешествиях до сих пор прибегают к гипердвигателям. Но, принимая известные реалии космоса, соблюдение всех этих правил не только откроет возможность показать зрителю героев, вернувшихся из путешествия в значительно постаревший мир, но и продемонстрирует, насколько странным и непостижимым может быть пространство-время.

А ещё — такие фильмы могут напомнить, насколько же огромна наша Вселенная.

===========

На этом у меня сегодня все. Если выпуск вам понравился, то не стесняйтесь делиться ссылкой на него со своими друзьями, подписываться на канал и жать на кнопки под статьей :)

И, конечно же, подписывайтесь на мой Telegram канал - там фотосеты, кадры со съемок, новости и многое другое!

И до встречи в следующем выпуске! Пока!

Статья является адаптацией материала Криса Фарнелла, портала DenofGeek. Спасибо за внимание!