Несмотря на потерю троих членов экипажа из-за загадочного инопланетного существа, несмотря на шокирующее открытие, что офицер по науке Эш – андроид, пытавшийся убить её с помощью журнала, Рипли в "Чужом" больше всего пугает не это.
Её леденит душу короткое сообщение от ее работодателя: "экипаж - расходный материал".
Привет! Вы на канале ShadowTavern! И в этом выпуске поговорим про самого страшного монстра вселенной "Чужого".
Устраивайтесь поудобнее и приятного чтения!
===========
"Экипаж - расходный материал"
Эти слова заставляют Рипли осознать, что она находится в самом низу пищевой цепи, и дело не только в кровожадном ксеноморфе на борту. Ридли Скотт, режиссёр "Чужого", всегда скептически относившийся к корпорациям и власть имущим, взял за основу идею Дэна О’Бэннона и Рональда Шусетта о фильме ужасов в космосе и превратил ее в обвинительный приговор правящему классу.
Показывая историю глазами простых космических дальнобойщиков, "Чужой" выходит за рамки фантастического хоррора и становится размышлением о хищнической природе современного капитализма. Эта тема не только актуальна до сих пор, но и делает "Вейланд-Ютани" одной из самых пугающих корпораций в истории научной фантастики.
Корпорация в "Чужом"
В начале фильма экипаж грузового корабля "Ностромо" разбужен раньше времени, но никто даже не подозревает, что им предстоит стать добычей ксеноморфа. Они просто думают, что получили очередное задание.
Паркер с Бреттом - самое дно цепочки на корабле, - мечтательно говорят о том, что за дополнительную работенку можно рассчитывать на бонусы. Капитан Даллас напоминает, что все подписали контракт, и компания намерена его выполнить.
"Да, но все остальные получают больше, чем мы".
На первый взгляд, этот разговор кажется просто элементом мира фильма, деталью, которая делает его чуть более достоверным. Скотт не торопится знакомить зрителя с персонажами, давая возможность проникнуться к ним симпатией, прежде чем начнется бойня с ксеноморфом. Но эта беседа подчеркивает место всего экипажа в галактике. В глазах Компании, экипаж важен лишь как транспорт для добычи ресурсов, винтик в машине. Если же груз, как в случае с ксеноморфом, ставит под угрозу экипаж, то выбор очевиден.
Компания вольна действовать таким образом по той же причине, по которой Даллас может закрыть рот Паркеру и Бретту: они все связаны контрактами. С палубы "Ностромо" до верхушки Компании, люди относятся друг к другу не как к личностям, а как к сторонам контракта.
Конечно, это не всегда плохо. Если бы Даллас следовал букве контракта, он бы послушал Рипли и не пустил зараженного Кейна на корабль. Хэппи-энд!
Рипли в тот момент действительно может противостоять Далласу, апеллируя к протоколам и контрактам, установленным их работодателями.
Однако дальнейшие события демонстрируют ограниченность контрактного подхода. Эш, нарушая правила, пропускает зараженного Кейна на корабль. Но, как позже выяснится, Эш действовал по приказу.
"Как такое возможно?!", - спрашивает Рипли у Далласа. "Как и все остальное, - отвечает тот. - Приказ Компании". Тесный клаустрофобный тоннель, в котором происходит этот разговор, усиливает ощущение беспомощности маленьких людей перед большой силой. Они оба - заложники контрактов, которые не понимают, и безразличной к их судьбе Компании.
"Стандартная процедура - делать то, что тебе говорят", - говорит Даллас.
Происхождение "Вейланд-Ютани"
В финальном сценарии "Чужого" работодатели "Ностромо" названы просто "Компанией". Однако на реквизите, созданном художником-постановщиком Роном Коббом, можно увидеть логотип "Вейлан-Ютани".
"„Вейлан-Ютани“ - это почти шутка, но не совсем, - говорил Кобб о названии, придуманном для коллекционного набора „Чужого“.
- Я хотел показать, что Англия снова в строю и объединилась с Японией, которая захватила рынок космических кораблей, как когда-то автомобилей и танкеров. Придумывая странное название для компании, я подумал о British Leyland и Toyota, но мы не могли использовать „Leyland-Toyota“ в фильме. Изменив одну букву, получилось „Вейлан“, а „Ютани“ - так звали мою соседку-японку".
Во время работы над сиквелом "Чужие" в 1986 году сценарист и режиссёр Джеймс Кэмерон добавил букву "d" в конце, и Компания стала называться "Вейланд-Ютани", как и по сей день.
Название менялось, но суть "Вейланд-Ютани" оставалась прежней на протяжении всех фильмов и нескольких столетий. Самые карикатурные версии Компании обычно являются её вариациями, как, например, "Вейланд Индастриз" в "Чужой против Хищника" или ученые в "Чужой 4: Воскрешение". Или бесконечный круг принудительных контрактов в "Чужой: Ромул". Так или иначе сама "Вейланд-Ютани" всегда скрывает свои расчеты за человеческим лицом.
В "Чужом" этой маской становится Эш, андроид, работающий на Компанию. Но самый жуткий пример именно у Кэмерона в "Чужих" - Картер Бёрк. В первой трети фильма Бёрк кажется единственным другом Рипли, готовым её выслушать. Он не раскрывает всех карт, используя свое обаяние, чтобы зрители, как и персонажи, доверяли Бёрку.
К чести Пола Райзера и Джеймса Кэмерона, Бёрк не меняет своей тактики до конца фильма. Даже после того, как Рипли узнает о его плане заразить её и Ньют, а затем убить пехотинцев, чтобы добыть эмбрион ксеноморфа, он на самом деле убежден, что поступает правильно.
Мы, зрители, склонны воспринимать его оправдания как ложь. Когда он называет Рипли и пехотинцев "брехунами", он просто пытается спасти свою шкуру. Или же он на самом деле самый здравомыслящий человек в помещении? В конце концов, как сказал Рипли Даллас, стандартная процедура исходит от Компании. И если "Вейланд-Ютани" приказала Бёрку убить всех и доставить эмбрионы, то он просто живет в рамках этой реальности. Сторона контракта. А те, кто верит, что Компания заботится о них, как о людях, - вот кто на самом деле заблуждается.
В любом случае, сиквел вновь показывает ужасающую суть Компании, контрастируя её с ульем ксеноморфов, защищающих свою королеву. Рипли блестяще резюмирует это в одной из самых запоминающихся фраз франшизы:
"Знаете, Бёрк, я не знаю, кто хуже - вы или они. Они хотя бы не убивают друг друга ради премии".
Уже к моменту выхода "Чужого" истории, в которых "настоящий монстр - человек", стали клише. Жажда славы Карла Денэма в "Кинг-Конге" аж 1933 года приводит к гибели Восьмого чуда света. В "Хэллоуине", вышедшем годом ранее "Чужого" , больше всего пугает не бесчеловечный Майкл Майерс, а равнодушие соседей, игнорирующих крики и мольбы Лори о помощи.
Но "Чужой" добавляет в эту картину новые краски, делая акцент именно на классовом неравенстве и капитализме. Да, человек - монстр, но именно такая система дает ему полную власть и превращает в хищника, гораздо более страшного, чем ксеноморф. Эш восхищается "чистотой" ксеноморфа, называя его "выжившим, не отягощенным совестью, угрызениями совести или заблуждениями морали", но Компания, управляемая людьми, еще страшнее, ведь её девиз: "экипаж - расходный материал".
===========
На этом у меня сегодня все. Если выпуск вам понравился, то не стесняйтесь делиться ссылкой на него со своими друзьями, подписываться на канал и жать на кнопки под статьей :)
И, конечно же, подписывайтесь на мой Telegram канал - там фотосеты, кадры со съемок, новости и многое другое!
И до встречи в следующем выпуске! Пока!
Статья является адаптацией материала Джо Георга, редактора сайтов Slate, Polygon, и многих других. Спасибо за внимание!