Найти в Дзене
Внук Эзопа

Как обрести внутренний покой: советы Эпиктета

«Всегда стремиться победить себя, а не судьбу, изменить свои желания, а не порядок в мире, и вообще верить, что ничто, кроме наших мыслей, не находится полностью под нашим контролем, так что после того, как мы сделали всё возможное во внешних делах, то, что остаётся сделать, абсолютно невозможно, по крайней мере, в том, что касается нас самих». Этот отрывок был написан французским философом XVII века Рене Декартом, но с таким же успехом он мог быть написан древним философом-стоиком. Стоики, подобно Декарту, остро осознавали, что большинство людей страдают больше, чем необходимо, из-за неспособности контролировать свои мысли. Но необычен тот человек, который предпринимает согласованные шаги для исправления этого недостатка, который стремится, другими словами, овладеть своим внутренним дискурсом. Скорее, когда мы оказываемся в трудный период нашей жизни, мы склонны смотреть вовне. Мы виним в своём недовольстве других людей, состояние общества или недостаток богатства, социального статуса
«Всегда стремиться победить себя, а не судьбу, изменить свои желания, а не порядок в мире, и вообще верить, что ничто, кроме наших мыслей, не находится полностью под нашим контролем, так что после того, как мы сделали всё возможное во внешних делах, то, что остаётся сделать, абсолютно невозможно, по крайней мере, в том, что касается нас самих».

Этот отрывок был написан французским философом XVII века Рене Декартом, но с таким же успехом он мог быть написан древним философом-стоиком. Стоики, подобно Декарту, остро осознавали, что большинство людей страдают больше, чем необходимо, из-за неспособности контролировать свои мысли. Но необычен тот человек, который предпринимает согласованные шаги для исправления этого недостатка, который стремится, другими словами, овладеть своим внутренним дискурсом.

Скорее, когда мы оказываемся в трудный период нашей жизни, мы склонны смотреть вовне. Мы виним в своём недовольстве других людей, состояние общества или недостаток богатства, социального статуса, власти или славы.

Но, хотя нельзя отрицать, что внешний мир создаёт множество проблем, наше окружение не является самым фундаментальным фактором, определяющим наше благополучие. Как люди, мы обладаем уникальной силой — мы можем создавать страдания или радость независимо от нашего окружения. Одной мыслью мы можем превратить мирное окружение в худший из адов или обрести внутренний покой посреди трагедии.

Как люди, мы обладаем уникальной силой — мы можем создавать страдания или радость независимо от нашего окружения
Как люди, мы обладаем уникальной силой — мы можем создавать страдания или радость независимо от нашего окружения

Большинство людей больше склоняются к первой ситуации, а не ко второй, и по этой причине мы обратимся к мудрости Эпиктета, великого философа-стоика и бывшего раба, чьи труды содержат практические советы, как вырваться из добровольно наложенных цепей наших порой мучительных моделей мышления.

«Ты должен быть одним человеком, хорошим или плохим. Ты должен либо работать над своим правящим принципом, либо работать над внешним, практиковать искусство либо того, что внутри, либо того, что снаружи, то есть играть роль либо философа, либо нефилософа».

Эпиктет считал, что у каждого из нас есть выбор: мы можем пойти по общему пути и построить свою жизнь вокруг стремления к материальным благам и внешним ценностям, таким как социальный статус, или мы можем выбрать путь философа.

Во времена Эпиктета философия была прежде всего образом жизни. Философом был тот, кто стремился овладеть искусством жить, а для стоиков это было аналогично овладению своим разумом. Согласно стоикам, хорошей жизни с большей вероятностью добьются те, кто научится контролировать свои мысли, чем те, кто верит, что прежде чем они смогут быть довольны, они должны достичь некоего заранее задуманного представления о мирском успехе.

Если мы привязываем своё счастье к вещам, неподвластным нашему контролю, будь то богатство, красота, социальный статус или даже наше здоровье, мы будем страдать напрасно
Если мы привязываем своё счастье к вещам, неподвластным нашему контролю, будь то богатство, красота, социальный статус или даже наше здоровье, мы будем страдать напрасно

Причина, по которой стоики придерживались этой точки зрения, заключалась в том, что они признавали, что наш контроль над внешними событиями нашей жизни ограничен, или, как знаменито выразился Эпиктет:

«Что-то зависит от нас, а что-то нет. От нас зависят наше мнение, а также наши импульсы, желания, отвращения — короче говоря, всё, что мы делаем сами. Ни наше тело, ни наше имущество, ни наша репутация, ни наши общественные должности не зависят от нас…» (Эпиктет, Энхиридион)

Если мы привязываем своё счастье к вещам, неподвластным нашему контролю, будь то богатство, красота, социальный статус или даже наше здоровье, мы будем страдать напрасно. Ибо случай, везение, случайность, или как бы это ни называлось, играет огромную роль в жизни каждого человека. Мы можем легко потерять внешние блага или почести, на которых в невежестве основываем своё счастье, или даже не обрести их вообще.

Но принятие этого не обязательно должно приводить к фаталистическому смирению в предположении, что раз некоторые вещи находятся вне нашего контроля, то и наше благополучие тоже.

Ибо, как объяснял Эпиктет, «нас беспокоят не вещи, а наши суждения о вещах» (Эпиктет, Энхиридион), и поскольку мы можем контролировать свои суждения, качество нашей жизни также находится под нашим контролем.

Тему продолжим в следующей статье — следите за выпусками.

Следуйте своему счастью

Внук Эзопа

Эпиктет
5342 интересуются