Хотя термин «субкультура» вошёл в обиход только в 50-х годах прошлого века, само это явление существовало задолго до этого. Сегодня мы хотели бы поговорить о первой субкультуре в мире — денди.
Дендизм возник в Англии в XVIII — начале XIX века как реакция на возросшую роль в общественной и культурной жизни сословия богатых буржуа и распространился по всей Европе. Дендизм ответил на изменившиеся условия культом личности, которая раскрывает своё превосходство над обществом через моду.
В первых десятилетиях XIX века начал формироваться образ мужчины, одетого на первый взгляд скромно, но подчёркнуто элегантно. Безупречный костюм не должен был стеснять своего владельца, который отличался непринуждённой грацией движенийУмеренность и кажущаяся простота облика денди была плодом многочисленных, но тщательно скрываемых, ухищрений и больших денежных затрат.
В мужской моде того времени были забыты роскошные ткани ярких расцветок и эксцентричные украшения. Внимание сосредоточилось на безупречном крое.
Фрак — главный элемент как повседневного, так и праздничного гардероба — шился из высококачественного сукна. Цвет фрака выбирался в зависимости от ситуации: тёмный (чаще всего синий) для вечерних выходов и светлый (серый) — для дневных. Также широко использовались ткани чёрного, коричневого и зелёного цветов.
Из украшений в мужской одежде остались только булавка для галстука и часы. Обязательным элементом повседневного костюма стал цилиндр.
Яркими могли быть только две детали мужского костюма — жилет и галстук. Жилет тщательно подбирался по цвету, узору и фактуре. В эпоху бидермейер не существовало различий между материями для женского платья и жилета. Этот предмет мужского костюма пользовался популярностью на протяжении всего XIX века. Он оставался в гардеробе и романтиков, и декадентов. Известно, что в молодые годы Оскар Уайльд, большой любитель жилетов, собрал впечатляющую коллекцию из экземпляров самых неожиданных расцветок.
Завершал костюм живописно повязанный шейный платок из белой материи, а позже — галстук. Умение завязывать галстук отличало настоящего денди от обычного человека. Слишком старательно завязанный галстук выдавал неофита, а лёгкая небрежность в узле галстука денди производила впечатление импровизации, хотя на её создание обычно уходило немало времени. В первой половине XIX века были созданы специальные учебники для тех, кто хотел освоить этот сложный процесс.
Фигуры денди в истории и литературе
В 1820-х годах дендизм стал основой для создания особого литературного жанра — «модного романа» (англ. fashionable novel), в центре которого находился «светский лев». Читатель, который никогда бы не смог войти в круг аристократов в реальной жизни, благодаря этим книгам мог удовлетворить своё любопытство и почувствовать себя частью «избранного общества».
Генри Коулберн, издатель и совладелец литературных журналов, тонко уловил эту тенденцию и дал возможность буржуа проникнуть в закрытые аристократические клубы той эпохи.
Первым успешным «модным романом» стал «Тремэн» (1825) Р. П. Уорда, опубликованный под псевдонимом. Это был первый литературный портрет денди, а прототипом главного героя стал Джордж Браммел. Успеху романа также способствовала умело организованная Коулберном рекламная кампания.
С другой книгой, изданной Коулберном также анонимно, — романом Дизраэли «Вивиан Грей» (1826), — был связан скандал. Издатель организовал в связанных с ним журналах и газетах анонсы новой «очень острой» книги из светской жизни, «Дон Жуана в прозе».
Публика приняла «Вивиана Грея» более чем благосклонно, однако, когда имя автора было раскрыто, свет возмутился. Молодому человеку, не связанному с аристократическим обществом, не могли простить его карикатурное изображение. Высказывалось предположение, что Дизраэли написал книгу по украденным дневникам Уорда.
Во многом «Вивиан Грей» автобиографичен — через несколько лет Дизраэли, взяв на вооружение гиперболизированный вариант дендизма, завоюет признание лондонского света.
После «Тремэна» и «Вивиана Грея» Коулберн опубликовал «Пелэм» Бульвера-Литтона. Эта книга, соединившая заповеди дендизма и детективный сюжет, пережила все другие «модные романы». В образе мистера Раслтона Бульвер-Литтон изобразил Браммела. Сам Браммел, прочитав «Пелэм» уже на склоне лет, посчитал, что автор нарисовал его слишком карикатурно.
Роман Бульвер-Литтона произвёл впечатление на Пушкина, который с конца 20-х годов строил планы писать о современной жизни. В одном незавершённом прозаическом наброске середины 30-х годов действует герой, названный Пушкиным «русским Пеламом».
Женщины-денди
Известных женщин парижского полусвета, так называемых демимонденок, часто сравнивают с денди — модными мужчинами второй половины XIX — начала XX веков. Среди них можно назвать Кору Перл, маркизу Луизу Казати и даже Коко Шанель.