Найти тему
Игорь Орлов

Почему Владимир Познер не верит в Бога и не любит церковь? 3 варианта объяснения.

Владимир Владимирович Познер - биолог, журналист
Владимир Владимирович Познер - биолог, журналист

Владимиру Познеру, талантливому журналисту, идет уже 91-й год. Он в прекрасной физической и умственной форме, счастливый человек, занимающийся делом, которое любит и понимает.

Про таких счастливых и реализовавшихся людей обычно говорят: он любим Богом или человек сам «сделал себя». В зависимости от мировоззрения тех, кто говорит.

Удивительно то, что сам Владимир Познер, несмотря на то, что он крещенный католик, считает себя веротерпимым атеистом, но весьма негативно относится к церкви.

Возникает интересная ситуация: вроде бы человек (Познер) Богом любим (если живет долго, интересно и счастливо), но при этом не верит в Бога и не принимает церкви.

Как это понять и объяснить? Посмотрим 3 варианта.

1. Психоаналитическое объяснение Станислава Белковского, через Эдипов комплекс.

Станислав Александрович Белковский, политолог, публицист
Станислав Александрович Белковский, политолог, публицист

В недавнем стриме политологу Станиславу Белковскому задали вопрос о вере Познера: почему тот не верит в Бога.

Белковский (известно, что он увлекается не только политологией, но и глубинной психологией – психоанализом) объяснил это так: Владимир Познер не преодолел «Эдипов комплекс».

«Эдипов комплекс», как его описывал Зигмунд Фрейд, это разрешение глубинных психологических конфликтов сына с его отцом (у девушек, такой же комплекс, но с матерью, называется «комплексом Электры»).

Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский психиатр, психолог, создатель психоанализ, глубинного направления психологии, изучающей неосознаваемые психические процессы
Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский психиатр, психолог, создатель психоанализ, глубинного направления психологии, изучающей неосознаваемые психические процессы

Белковский пояснил, что в религиозном плане разрешение такого комплекса для мужчин предполагает 3 вещи: разрешение конфликта с биологическим отцом, с первым человеком Адамом и с Богом Отцом. (Естественно, что это характерно только для авраамических религий (иудаизм, ислам, христианство), в индуизме и буддизме нет адамов и грехопадений, там другое религиозное мировоззрение, ближе к естественнонаучному).

С биологическим отцом у Познера был подростковый конфликт. Познер младший высказывал претензии своему отцу – зачем он его привез в Советский Союз.

К первочеловеку Адаму у Познера претензия: почему я должен отрабатывать грех за тебя. Ты пал на заре человечества, и этот грех поразил нас всех. Это твоя, а не моя вина.

К Богу Отцу у Познера претензия: почему Бог такой жестокий и безразличный. Почему Он, наблюдая страдания людей, не вмешивается.

Как видим, Белковский оценивает Познера через призму авраамических религий. Но, возможно, это и справедливо. В свое время друг Познера, недавно почивший Фил Донахью (сам ирландский католик), зная, что Познер еврей и крещен в католичестве, заметил: тебе не уйти от чувства вины. Познер в одном из интервью говорил сам, что ему свойственно чувство вины и раскаяния. И как он не хотел бы от этого уйти – не может. Он впитал в себя эту культуру "преодоления вины", характерной для авраамизма.

Филипп Джон Донахью (Фил Донахью) 1935-2024. Американский журналист, режиссер. С ним Познер делал знаменитые телемосты между Америкой и Советским Союзом.
Филипп Джон Донахью (Фил Донахью) 1935-2024. Американский журналист, режиссер. С ним Познер делал знаменитые телемосты между Америкой и Советским Союзом.

Если обобщить слова Белковского о Познере, то стоит назвать Познера «претензионным человеком». У него есть претензии.

Но разве это (претензионность) ошибочно в религиозном плане? Праведник Иов (Библейская книга Иова) не предъявлял ли претензии к Богу и не собирался ли судиться с Ним? А Иаков, прозванный Израилем, не сражался ли с Богом (Библейская книга Бытия)? Человек познающий и ищущий ответы на главные вопросы жизни, нередко исполнен претензий...пока не постигнет откровение.

Возможно, Белковский и прав про религиозный «Эдипов комплекс» Познера. Но не прав в том, что тот его не разрешил в какой-то мере, удовлетворившей его.

Отец Познера сослужил сыну добрую службу: сын нашел в Советском Союзе, а, позже, в России – место работы и популярности, имеет хорошие доходы здесь (рынок реализации своих талантов). Отец расширил географию его возможностей. Понимание сущности греха Адама позволило младшему Познеру задуматься о том, как себя вести в нравственном плане, чтобы "не падать и не нарушать" и оберегло от несчастий. А недовольство Богом? Может быть оно открыло Познеру другого Бога или другие грани Бога? Не Бога перед которым только и ползаешь на коленях, как червяк, а Бога подающего творческие идеи и вдохновения? Ведь от человека зависит, каким лично для него является Бог: жестоким или любящим. Об этом ниже.

2. Объяснение проф. Осипова А.И., через «тлетворный Запад».

Осипов Алексей Ильич, профессор богословия МДА.
Осипов Алексей Ильич, профессор богословия МДА.

Когда профессору богословия Осипову задали вопрос прокомментировать утверждение Познера о том, что Русь совершила худший выбор через князя Владимира, выбрав православие, то Осипов (как бы сожалеюще) заметил о самом Познере.

Мол, сколько у того гражданств и как он не любит Россию. И Христа не любит, как и весь «тлетворный Запад», который вновь распинает Христа. Какая любовь, мол? Какой милосердие? Им мешает Христос (?!).

Мне кажется, что уважаемый профессор, слишком «перегнул палку» в такой оценке и таком отношении к Западу, и к Познеру. А что в России живут по Христу? Многие ли? Об этом ниже.

Вспоминается интервью Познера со священником РПЦ Максимом Козловым на «Спасе» в программе «Не верю» в январе 2018 года.

-6

Священник Козлов тогда задал Познеру вопрос: если жизнь кончается земным существованием, какой в ней смысл? Желая, наверное, показать Познеру, что только верующим открывается «особый смысл» жизни..

Максим Козлов, священник, профессор богословия МДА, публицист
Максим Козлов, священник, профессор богословия МДА, публицист

Познер ответил, что он родил вместе с женой двух детей. Дочь – талантливый композитор и пианист, сын – толковый журналист. Их творчество кому-то помогает в жизни. Он сам занимается тем делом по жизни, которое любит и кому-то это было полезно и помогало. В этом и есть смысл жизни: найти себя, реализовать себя. Родить детей и помочь им в реализации. А что, задал тогда вопрос Познер Козлову: лучше ходить на ненавистную работу, уныло заниматься ей и ждать пенсии?

Владимир Познер
Владимир Познер

Познер заметил тогда, что многие люди в России, верующие, пишут ему с сочувствием: мол, я за Вас молюсь, может быть Вы перестанете быть атеистом. Но я, заметил Познер, не прошу такого сочувствия, хотя, конечно, приятно, что люди заботятся о тебе и переживают. Они переносят свою ситуацию на других. А это ошибка. Если человеку помогает такая именно вера, то не факт, что она поможет другому, ведь у того может быть другое мировоззрение.

Возможно такое объяснение, предложенное проф. А.И. Осиповым слишком идеологизировано? Оно исходит из каких-то шаблонов, которые могут не соответствовать реальности? И что кажется несовершенным - такие суждения делят мир на две борющиеся, конфликтующие половины. А может деление надумано или упрощено? Пока человек сам конфликтен, то создает и притягивает конфликты мира. Разреши в себе - не притянется.

3. Объяснение Александра Меня.

Александр Мень, священник, богослов, писатель, христианский проповедник.
Александр Мень, священник, богослов, писатель, христианский проповедник.

Священник Александр Мень не исследовал религиозные взгляды Познера, но заметил одну очень важную вещь, которая позволяет лучше понять ситуацию: не бывает неверующих людей. Каждый человек во что-то верит и у каждого своя вера. И это очень глубинная вещь, уходящее корнями в религиозное мировоззрение. Бог есть или Его нет? Он какой: жестокий, беспощадный, безразличный, милостивый? На что Он толкает человека, Ему верующего: на созидание или разрушение?

Мы помним, как в своей программе «Познер», Владимир Познер задавал своим собеседникам в конце интервью такой вопрос:

«Если бы Вы оказались перед Богом, чтобы Вы ему сказали?».

И каждый отвечал по разному и в этих ответах чувствовалось, в какого Бога верит или не верит данный человек, отвечающий.

В вере Богу главным является личностный компонент, а не общетеоретический, насаждаемый той или иной конфессией, общиной, сообществом, чем-то внешним, по отношению к душе человека.

Наверное, такое личное отношение с Богом Познер для себя разрешил. Именно для себя, а не общечеловечески. Он не философ, не богослов, не ученый. Но на налицо есть факты: Познер долго живет, живет счастливо, занимается тем делом, которое любит, и это дело не разрушительное: он строит телемосты сближения, а не роет окопы отчуждения и неприязни.

Его жизненная вера не очень уж расходится с религиозной по смыслу. Творчество, любовь и мораль - не чужды ему. Может Познер верит не в «догматического Бога», изображенного богословами, «не в идеологического Бога», говорящего как нужно правящей партии, ни в Бога святых и совершенных, ибо сам несовершенен. Но он ловит волну Творческого Бога, в идеях, ощущениях своих? И не нарушает той нравственности, которая разрушает жизнь и отношения?

В качестве заключение: мнение самого Познера.

Мы посмотрели на ситуацию как бы со стороны: глазами Белковского, Осипова, Козлова, Меня. Но что говорит сам Познер о своей вере и отношении к церкви?

На портале «Познер онлайн» есть статья Познера «Ложь, лицемерие- вот чем охвачено общество сегодня». Она датируется 2017 годом.

Владимир Познер
Владимир Познер

Познер объясняет там свою не веру в Бога и отношение к церкви.

Родители его не были верующими людьми, но крестили его в Соборе Парижской Богоматери в Париже. Это было иронично. Сам Познер никогда не видел своих родителей молящимися, они никогда не внушали ему веру.

Собор Парижской Богоматери (Нотр дам де Пари) - известный католический собор в Париже, Франция, в котором был крещен Владимир Познер
Собор Парижской Богоматери (Нотр дам де Пари) - известный католический собор в Париже, Франция, в котором был крещен Владимир Познер

Когда Познера во время оккупации отдали на время в русскую эмигрантскую семью, жившую на острове Рэ, то его заставляли в ней вставать на колени и читать на русском молитву «Отче наш».

Остров Рэ во Франции, на котором жил при оккупации Владимир Познер
Остров Рэ во Франции, на котором жил при оккупации Владимир Познер

Он не знал русский язык тогда. Для того, чтобы молиться на нем, ему надо было выучить незнакомый ему язык и произносить молитву как заклинание. Все это было похоже на абракадабру и не вызвало в нем никакой веры: пустое, непонятное и бессмысленное занятие. Молиться непонятному Богу, непонятным заклинанием, на непонятном языке. Смысл?

В религии (опять же - авраамической, в индийской - иначе) Владимира Познера всегда смущал такой момент: запрет на сомнения. На вопрос «Почему» шло утверждение «Потому что», отсекавшее мышление, поиск, сомнения. Это было несинхронно ему, оставляло внутреннее неудовлетворение. Он любил искать, дознаваться, исследовать, понимать по смыслу, а не принимать «готовое» на веру, просто "потому что".

Но этот момент не вызывал в нем злобы и неприятия. Может быть каким-то людям лучше получать готовый ответ, «шаблон» и не думать, думал он. Пусть будет так. У Познера было веротерпение, исходящее из понимания, что люди разные.

Но у него большое неприятие вызывала церковь, как институт общества.

В церкви ему глубоко не нравились две вещи:

1. Что она берет на себя слишком много, называя себя единственным посредником между человеком и Богом.

2. Глубокое противоречие между тем, что проповедует церковь и как живут ее священнослужители.

Да, среди них есть порядочные люди, но их не так много, и не они правят бал в этом институте общества. Они скорее исключение, чем правило.

Много кровавых войн развязала и поддержала церковь в истории. И это никак не вяжется с образом Любящего, Милосердного и Спасающего Бога.

Приведу и более сильные слова его в качестве цитаты (и это к мнению Осипова, см. выше):

«Ныне в России носят кресты напоказ, чтобы всем было видно. Носят государственные деятели и столпы бизнесе, носят отъявленные бандиты. Меня отвращает не вера как таковая, пусть я и не согласен с ней, меня отвращает «вера как бы», «вера лайт». У меня нет ни малейшего сомнения, что если бы завтра вдруг по мановению волшебной палочки вернулся к власти Сталин, все эти воцерковленные дамы и господа заменили бы свои кресты на другие символы со скорости молнии, смазанной маслом» (Познер онлайн, январь 2017).

Возможно, Владимир Познер, отойдя от шаблонов и стереотипов, подаваемых догматической религией, попал на волну Божью, на личностную волну Божественного, даже не будучи верующим человеком. Да, он не верит в Бога, не знает Его, сомневается в штампах о Боге, но «словил Его волну» где-то глубоко личностно. Ведь он живет долго (сам удивляясь этому), счастливо и занимается тем, что приносит ему радость, а людям – интерес.

Владимир Познер
Владимир Познер

Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.

Ставьте лайк.

Приглашайте на канал.

Делитесь с друзьями

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц