Владимиру Познеру, талантливому журналисту, идет уже 91-й год. Он в прекрасной физической и умственной форме, счастливый человек, занимающийся делом, которое любит и понимает.
Про таких счастливых и реализовавшихся людей обычно говорят: он любим Богом или человек сам «сделал себя». В зависимости от мировоззрения тех, кто говорит.
Удивительно то, что сам Владимир Познер, несмотря на то, что он крещенный католик, считает себя веротерпимым атеистом, но весьма негативно относится к церкви.
Возникает интересная ситуация: вроде бы человек (Познер) Богом любим (если живет долго, интересно и счастливо), но при этом не верит в Бога и не принимает церкви.
Как это понять и объяснить? Посмотрим 3 варианта.
1. Психоаналитическое объяснение Станислава Белковского, через Эдипов комплекс.
В недавнем стриме политологу Станиславу Белковскому задали вопрос о вере Познера: почему тот не верит в Бога.
Белковский (известно, что он увлекается не только политологией, но и глубинной психологией – психоанализом) объяснил это так: Владимир Познер не преодолел «Эдипов комплекс».
«Эдипов комплекс», как его описывал Зигмунд Фрейд, это разрешение глубинных психологических конфликтов сына с его отцом (у девушек, такой же комплекс, но с матерью, называется «комплексом Электры»).
Белковский пояснил, что в религиозном плане разрешение такого комплекса для мужчин предполагает 3 вещи: разрешение конфликта с биологическим отцом, с первым человеком Адамом и с Богом Отцом. (Естественно, что это характерно только для авраамических религий (иудаизм, ислам, христианство), в индуизме и буддизме нет адамов и грехопадений, там другое религиозное мировоззрение, ближе к естественнонаучному).
С биологическим отцом у Познера был подростковый конфликт. Познер младший высказывал претензии своему отцу – зачем он его привез в Советский Союз.
К первочеловеку Адаму у Познера претензия: почему я должен отрабатывать грех за тебя. Ты пал на заре человечества, и этот грех поразил нас всех. Это твоя, а не моя вина.
К Богу Отцу у Познера претензия: почему Бог такой жестокий и безразличный. Почему Он, наблюдая страдания людей, не вмешивается.
Как видим, Белковский оценивает Познера через призму авраамических религий. Но, возможно, это и справедливо. В свое время друг Познера, недавно почивший Фил Донахью (сам ирландский католик), зная, что Познер еврей и крещен в католичестве, заметил: тебе не уйти от чувства вины. Познер в одном из интервью говорил сам, что ему свойственно чувство вины и раскаяния. И как он не хотел бы от этого уйти – не может. Он впитал в себя эту культуру "преодоления вины", характерной для авраамизма.
Если обобщить слова Белковского о Познере, то стоит назвать Познера «претензионным человеком». У него есть претензии.
Но разве это (претензионность) ошибочно в религиозном плане? Праведник Иов (Библейская книга Иова) не предъявлял ли претензии к Богу и не собирался ли судиться с Ним? А Иаков, прозванный Израилем, не сражался ли с Богом (Библейская книга Бытия)? Человек познающий и ищущий ответы на главные вопросы жизни, нередко исполнен претензий...пока не постигнет откровение.
Возможно, Белковский и прав про религиозный «Эдипов комплекс» Познера. Но не прав в том, что тот его не разрешил в какой-то мере, удовлетворившей его.
Отец Познера сослужил сыну добрую службу: сын нашел в Советском Союзе, а, позже, в России – место работы и популярности, имеет хорошие доходы здесь (рынок реализации своих талантов). Отец расширил географию его возможностей. Понимание сущности греха Адама позволило младшему Познеру задуматься о том, как себя вести в нравственном плане, чтобы "не падать и не нарушать" и оберегло от несчастий. А недовольство Богом? Может быть оно открыло Познеру другого Бога или другие грани Бога? Не Бога перед которым только и ползаешь на коленях, как червяк, а Бога подающего творческие идеи и вдохновения? Ведь от человека зависит, каким лично для него является Бог: жестоким или любящим. Об этом ниже.
2. Объяснение проф. Осипова А.И., через «тлетворный Запад».
Когда профессору богословия Осипову задали вопрос прокомментировать утверждение Познера о том, что Русь совершила худший выбор через князя Владимира, выбрав православие, то Осипов (как бы сожалеюще) заметил о самом Познере.
Мол, сколько у того гражданств и как он не любит Россию. И Христа не любит, как и весь «тлетворный Запад», который вновь распинает Христа. Какая любовь, мол? Какой милосердие? Им мешает Христос (?!).
Мне кажется, что уважаемый профессор, слишком «перегнул палку» в такой оценке и таком отношении к Западу, и к Познеру. А что в России живут по Христу? Многие ли? Об этом ниже.
Вспоминается интервью Познера со священником РПЦ Максимом Козловым на «Спасе» в программе «Не верю» в январе 2018 года.
Священник Козлов тогда задал Познеру вопрос: если жизнь кончается земным существованием, какой в ней смысл? Желая, наверное, показать Познеру, что только верующим открывается «особый смысл» жизни..
Познер ответил, что он родил вместе с женой двух детей. Дочь – талантливый композитор и пианист, сын – толковый журналист. Их творчество кому-то помогает в жизни. Он сам занимается тем делом по жизни, которое любит и кому-то это было полезно и помогало. В этом и есть смысл жизни: найти себя, реализовать себя. Родить детей и помочь им в реализации. А что, задал тогда вопрос Познер Козлову: лучше ходить на ненавистную работу, уныло заниматься ей и ждать пенсии?
Познер заметил тогда, что многие люди в России, верующие, пишут ему с сочувствием: мол, я за Вас молюсь, может быть Вы перестанете быть атеистом. Но я, заметил Познер, не прошу такого сочувствия, хотя, конечно, приятно, что люди заботятся о тебе и переживают. Они переносят свою ситуацию на других. А это ошибка. Если человеку помогает такая именно вера, то не факт, что она поможет другому, ведь у того может быть другое мировоззрение.
Возможно такое объяснение, предложенное проф. А.И. Осиповым слишком идеологизировано? Оно исходит из каких-то шаблонов, которые могут не соответствовать реальности? И что кажется несовершенным - такие суждения делят мир на две борющиеся, конфликтующие половины. А может деление надумано или упрощено? Пока человек сам конфликтен, то создает и притягивает конфликты мира. Разреши в себе - не притянется.
3. Объяснение Александра Меня.
Священник Александр Мень не исследовал религиозные взгляды Познера, но заметил одну очень важную вещь, которая позволяет лучше понять ситуацию: не бывает неверующих людей. Каждый человек во что-то верит и у каждого своя вера. И это очень глубинная вещь, уходящее корнями в религиозное мировоззрение. Бог есть или Его нет? Он какой: жестокий, беспощадный, безразличный, милостивый? На что Он толкает человека, Ему верующего: на созидание или разрушение?
Мы помним, как в своей программе «Познер», Владимир Познер задавал своим собеседникам в конце интервью такой вопрос:
«Если бы Вы оказались перед Богом, чтобы Вы ему сказали?».
И каждый отвечал по разному и в этих ответах чувствовалось, в какого Бога верит или не верит данный человек, отвечающий.
В вере Богу главным является личностный компонент, а не общетеоретический, насаждаемый той или иной конфессией, общиной, сообществом, чем-то внешним, по отношению к душе человека.
Наверное, такое личное отношение с Богом Познер для себя разрешил. Именно для себя, а не общечеловечески. Он не философ, не богослов, не ученый. Но на налицо есть факты: Познер долго живет, живет счастливо, занимается тем делом, которое любит, и это дело не разрушительное: он строит телемосты сближения, а не роет окопы отчуждения и неприязни.
Его жизненная вера не очень уж расходится с религиозной по смыслу. Творчество, любовь и мораль - не чужды ему. Может Познер верит не в «догматического Бога», изображенного богословами, «не в идеологического Бога», говорящего как нужно правящей партии, ни в Бога святых и совершенных, ибо сам несовершенен. Но он ловит волну Творческого Бога, в идеях, ощущениях своих? И не нарушает той нравственности, которая разрушает жизнь и отношения?
В качестве заключение: мнение самого Познера.
Мы посмотрели на ситуацию как бы со стороны: глазами Белковского, Осипова, Козлова, Меня. Но что говорит сам Познер о своей вере и отношении к церкви?
На портале «Познер онлайн» есть статья Познера «Ложь, лицемерие- вот чем охвачено общество сегодня». Она датируется 2017 годом.
Познер объясняет там свою не веру в Бога и отношение к церкви.
Родители его не были верующими людьми, но крестили его в Соборе Парижской Богоматери в Париже. Это было иронично. Сам Познер никогда не видел своих родителей молящимися, они никогда не внушали ему веру.
Когда Познера во время оккупации отдали на время в русскую эмигрантскую семью, жившую на острове Рэ, то его заставляли в ней вставать на колени и читать на русском молитву «Отче наш».
Он не знал русский язык тогда. Для того, чтобы молиться на нем, ему надо было выучить незнакомый ему язык и произносить молитву как заклинание. Все это было похоже на абракадабру и не вызвало в нем никакой веры: пустое, непонятное и бессмысленное занятие. Молиться непонятному Богу, непонятным заклинанием, на непонятном языке. Смысл?
В религии (опять же - авраамической, в индийской - иначе) Владимира Познера всегда смущал такой момент: запрет на сомнения. На вопрос «Почему» шло утверждение «Потому что», отсекавшее мышление, поиск, сомнения. Это было несинхронно ему, оставляло внутреннее неудовлетворение. Он любил искать, дознаваться, исследовать, понимать по смыслу, а не принимать «готовое» на веру, просто "потому что".
Но этот момент не вызывал в нем злобы и неприятия. Может быть каким-то людям лучше получать готовый ответ, «шаблон» и не думать, думал он. Пусть будет так. У Познера было веротерпение, исходящее из понимания, что люди разные.
Но у него большое неприятие вызывала церковь, как институт общества.
В церкви ему глубоко не нравились две вещи:
1. Что она берет на себя слишком много, называя себя единственным посредником между человеком и Богом.
2. Глубокое противоречие между тем, что проповедует церковь и как живут ее священнослужители.
Да, среди них есть порядочные люди, но их не так много, и не они правят бал в этом институте общества. Они скорее исключение, чем правило.
Много кровавых войн развязала и поддержала церковь в истории. И это никак не вяжется с образом Любящего, Милосердного и Спасающего Бога.
Приведу и более сильные слова его в качестве цитаты (и это к мнению Осипова, см. выше):
«Ныне в России носят кресты напоказ, чтобы всем было видно. Носят государственные деятели и столпы бизнесе, носят отъявленные бандиты. Меня отвращает не вера как таковая, пусть я и не согласен с ней, меня отвращает «вера как бы», «вера лайт». У меня нет ни малейшего сомнения, что если бы завтра вдруг по мановению волшебной палочки вернулся к власти Сталин, все эти воцерковленные дамы и господа заменили бы свои кресты на другие символы со скорости молнии, смазанной маслом» (Познер онлайн, январь 2017).
Возможно, Владимир Познер, отойдя от шаблонов и стереотипов, подаваемых догматической религией, попал на волну Божью, на личностную волну Божественного, даже не будучи верующим человеком. Да, он не верит в Бога, не знает Его, сомневается в штампах о Боге, но «словил Его волну» где-то глубоко личностно. Ведь он живет долго (сам удивляясь этому), счастливо и занимается тем, что приносит ему радость, а людям – интерес.
Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.