Хорошо известный советский линкор “Марат” был построен в 1909-1914 годах как новый и более совершенный военный корабль взамен уходящим тогда броненосцам как морально устаревающим военным кораблям.
Первоначально корабль получил название “Петропавловск”, а в 1921 году был переименован в “Марат”. Во время первой мировой войны он курсировал между Таллинном и Хельсинки, прикрывая подступы к Санкт-Петербургу.
Во время Великой Отечественной Войны линкор “Марат” был самым крупным кораблем, который помогал защищать Ленинград от фашистов.
23 сентября 1941 года линкор “Марат” был затоплен пикирующим бомбардировщиком Ю-87 пилотируемым немецким летчиком-ассом, любимцем Адольфа Гитлера Гансом-Ульрихом Руделем. К кону войны корабль был поднят и снова введен в строй, правда, уже не в качестве линкора, а в качестве несамоходной плавучей батареи.
Крупнейший британский линкор “Худ”, или как его с любовью называли англичане “здоровяк Худ” был спущен на воду 22 августа 1922 года.
Ранним утром 23 мая 1941 года гордость британского флота линейный крейсер “Худ”, в составе эскадры королевского флота открыл огонь по замеченным силуэтам немецких рейдеров линкор “Бисмарк” и тяжелый крейсер “Принц Ойген” Ответный огонь немецких кораблей не заставил себя ждать. Около 6-и часов утра “Худ” прямым попаданием главного калибра “Бисмарка” был разорван пополам и унос с собой под воду 1445 английских моряков, спаслись лишь трое.
Германские газеты захлебывались от восторга. Лучший из кораблей королевских ВМС ушел на дно через 10 минут после начала боя. Немецкие корабли повреждений не имели. Для англичан это была трагедия сравнимая с падением Севастополя для нас. Так закончилась история, пожалуй, самого известного корабля довоенного британского флота.
Линкор “Бисмарк” – гроза морей был построен в Германии за пол года до начала Второй мировой войны. Он являлся одним из крупнейших кораблей в истории. Длина его корпуса составляла 250 метров, на борту он имел экипаж 2200 человек. По сути, это был целый плавучий город из стали, призванный демонстрировать мощь нацисткой Германии.
После затопления “Бисмарком” британского флагмана линкора “Худ” адмиралтейство Великобритании, сохраняя честь и достоинство великой морской державы, не могло оставить это без ответа. За линкором “Бисмарк” была устроена настоящая охота в составе целой эскадры королевского флота. В коне концов “Бисмарк” был обнаружен морской воздушной разведкой и настигнут английской эскадрой. После продолжительного неравного боя линкор “Бисмарк” получил сильнейшие повреждения, при этом ответным огнем нанося сильнейшие повреждения британским кораблям, продолжал оставаться на плаву. Англичане, истратив весь боезапас, связавшись с командованием, отступили, выпустив по “Бисмарку” несколько остававшихся у них торпед. И всё равно, “Бисмарк” оставался на плаву, но было ясно, что всё кончено. Команда линкора открыла кингстоны и “Бисмарк” непобеждённый пошёл ко дну.
Линкор “Тирпиц” страх и ненависть в Северной Атлантике.
В нацистской Германии всегда тяготели к оружию гигантских размеров. К началу войны немцы имели два громадных линкора: “Бисмарк” и "Тирпиц". Командование германским флотом планировали их использовать как главную ударную силу против Англии и Франции.
Первоначально "Тирпиц" как и “Бисмарк” должен был нарушать коммуникации в Северной Атлантике. И кто знает, доходили бы американские и английские конвои до Советского Союза с такой нужной помощью. Но после гибели “Бисмарка” младший брат почти всё время прятался в портах, проливах и фиордах Норвегии всячески стараясь не попадаться на глаза неприятелю.
В море “Тирпиц” выходил нечасто, но одно его присутствие заставляло британских адмиралов корректировать свои планы. Опасаясь немецкого гиганта, союзники всеми силами пытались послать его на дно. В сентябре 1944 года английские летчики атаковали “Тирпиц” с советского аэродрома Ягодник под Архангельском. Результатом этой атаки была потеря линкором мореходности, вследствие чего корабль стал выполнять функции береговой батареи.
В следующей воздушной атаке англичан в линкор попало три бомбы: одна отскочила от башенной брони, но две другие пробили броню и проделали 60-метровую дыру в его левом борту. В поврежденном пороховом погребе башни «C» возник пожар, за которым последовал взрыв. Башня была оторвана, а сам корабль завалился на бок, перевернулся и затонул. Вместе с “Тирпицем” погибли около 900 гитлеровских моряков.
Что касается бывшей гордости Третьего рейха, то в последствии “Тирпиц” разрезали на металлолом. Пожалуй, в этом качестве он принес наибольшую пользу.
Линкор “Ямата” – это японский линкор, который был построен в начале Второй мировой войны. Линкор “Ямата” был самым крупным и самым мощным линкорами среди не только линейных кораблей японского флота, но и всего мира. На момент спуска на воду в мире был лишь один корабль, имевший большее водоизмещение – британский пассажирский лайнер “Куин Мэри”. Каждое из орудий главного 460-мм калибра линкора весило по 2820 т. и было способно отправить почти полуторатонные снаряды на расстояние в 45 километров. Около 263 метров в длину, 40 в ширину, водоизмещением в 72 810 тонн и с энергетической установкой мощностью в 150 000 л.с., корабль мог развивать скорость в 27,5 узлов (около 50 км/ч) – вот лишь некоторые технические характеристики этого морского чудовища.
Во время Второй мировой войны "Ямата" принимал участие в нескольких крупных сражениях, включая битву за Гуадалканал и битву за Мидуэй. В этих боях он проявил себя как мощный и надежный корабль, способный противостоять боевым кораблям американского флота.
В свой последний поход Линкор “Ямата” во главе эскадры, отправился в апреле 1945 года. Эскадра должна была отразить все атаки американской авиации и достичь места высадки американских частей на острове Окинава. Командование японского флота смогло изыскать для проведения операции лишь 2500 тонн топлива. В том случае, если бы возвращение эскадры было сочтено затруднительным, линкору предписывалось выброситься на берег у Окинавы и поддерживать оборону острова огнем своих орудий. Подобные действия японского флота могли быть продиктованы только полным отчаянием, но японцы не были бы сами собой, если бы не предприняли этой самоубийственной попытки.
Настроение на “Ямата” было приподнятым и вместе с тем обреченным. В восемнадцать часов команда надела чистую форму и ей было зачитано обращение командующего флотом, которое экипаж встретил троекратным “Банзай”. Дальнейшая судьба судна и моряков уже всецело находилась в руках противника.
Американцами на эскадру было предпринято три авиационных налёта при участии более двухсот истребителей, бомбардировщиков и торпедоносцев. В “Ямата” попало 10 торпед и 13 авиационных бомб.
Вместе с линкором погибли 2498 членов экипажа, включая командира эскадры и капитана судна. Всего же в сражении, кроме линкора, были потоплены 4 эсминца и крейсер, а общее число погибших достигло 3665 человек. В последнем бою “Ямата” сбил 5 самолетов и повредил 20, все соединение уничтожило 10 самолетов: 4 пикирующих бомбардировщика, 3 торпедоносца и 3 истребителя – не слишком дорогая цена за гибель гордости японского флота
Линкор “Миссури” — линкор США. Принимал участие в сражениях Второй мировой войны, Корейской войны и Войны в заливе. Оставался одним из последних в мире линкоров, пока не был списан в 1992 году.
Корабль был спущен на воду 29 января 1944 г. Принадлежал к числу самых быстроходных линейных кораблей в мире. По своим размерам и мощи близок к японскому линкору “Ямата”, но в отличие от него, куда с более счастливой судьбой.
В 1998 году стал кораблём-музеем, находящимся на вечной стоянке в Перл-Харборе. Является культовым кораблём, снятым во многих фильмах.
На борту этого линкора 2 сентября 1945 года был подписан акт о капитуляции Японии во Второй мировой войне.
Устроенная генералом Макартуром, большим позёром, помпезная церемония при участии двух генералов – британского – Персиваля и американского – Уэйнрайта, освобождённых русскими в Маньчжурии из японского плена. Первый сдал японцам Сингапур после недельного сопротивления, второй – после целого дня сопротивления – неприступную крепость Коррехидор на Филиппинах. Вместе с последними, тогда в мае 1942 года в японский плен чуть не попал и сам Макартур, которого из-под носа у японцев вывезли на торпедном катере. Но, нужно отдать должное по полному праву на церемонии присутствовал и поставил свою подпись на акте капитуляции Японии от США адмирал флота Честер Нимиц, на которого и легла основная тяжесть войны США с Японией.
А от СССР мало кому известный, но заслуженный генерал-лейтенант Кузьма Деревянко – подмахнувший документ в качестве Верховного главнокомандующего союзными войсками в Азии. Уполномоченный на это самим Сталиным, генерал свободно говорящий на английском и японском языках.
Наверное, все самые известные линкоры могут позавидовать такой счастливой судьбе линкора Миссури.
Со второй половины двадцатого века линкоры как главная боевая сила флота любого государства уступают эту роль авианосцам. Куда более эффективная авианосная авиация пришла на смену гигантским орудиям главного калибра.