Найти тему
Мягкий Женя

АМЕРИКАНСКАЯ ЭКРАНИЗАЦИЯ «МАСТЕРА И МАРГАРИТЫ»

В феврале 2008 года в новостях появилась информация о том, что некая американская компания приобрела права на экранизацию романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

По сему поводу я сочинил (для знакомых) шуточную "аннотацию", гласившую:

"Действие происходит в современном Нью-Йорке. Мастер - опустившийся киносценарист, сидящий на тяжелых наркотиках, знакомится с Маргаритой - скучающей женой миллионера, торговца оружием, связанного с арабскими террористами...

В ролях: Воланд - Джек Николсон, Коровьев Фагот - Джим Керри, Азазелло - Гари Олдман, Кот Бегемот - Денни Де Вито, Гелла - Кортни Лав, Мастер - Джонни Депп, Маргарита - Кира Найтли..."

Забавно, но многие восприняли это совершенно всерьез, один приятель даже сокрушался: "Зачем они из Мастера сделали наркомана?" :)

Когда я признался в розыгрыше, возник спор: почему - Николсон? Кто-то предлагал вместо него Кристофера Уокена, а вместо Де Вито - Джо Пеши. Решительно всем дамам не понравилась кандидатура Найтли. Я согласился и заменил ее на Натали Портман, она возражений не вызвала. Джо Пеши - ну да, он выглядит более злобным (его легко представить отрывающим голову конферансье Жоржу Бенгальскому), однако Кот Бегемот - отменный шутник ("лучший шут, какой существовал когда-либо в мире", - по рекомендации М. Булгакова), и, думаю, в этом аспекте Денни выигрывает, он однозначно смотрелся бы смешнее.

Вот только насчет Николсона я абсолютно уверен, что это единственный актер не только в современном мире, но и вообще в истории кино, который мог бы "конгениально" сыграть Воланда. Почему? Сейчас объясню.

Описание внешности Воланда: "...росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. [...] Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой."

Не знаю, как вы, но я так и вижу ухмыляющееся лицо Николсона.

Далее:

"Иностранец откинулся на спинку скамейки и спросил, даже привизгнув от любопытства:
– Вы – атеисты?!
– Да, мы – атеисты, – улыбаясь, ответил Берлиоз, а Бездомный подумал, рассердившись: «Вот прицепился, заграничный гусь!»
– Ох, какая прелесть! – вскричал удивительный иностранец и завертел головой, глядя то на одного, то на другого литератора.
[...]
– Как? А... где же вы будете жить?
– В вашей квартире, – вдруг развязно ответил сумасшедший и подмигнул."

Привизгивающий, развязно подмигивающий (ни дать ни взять - мелкий бес с гуттаперчевой физиономией) и в то же время умеющий быть подлинно величественным Князем Тьмы ("бал у Сатаны") - только Николсон. Вспомните реально жуткого и в то же время по-бесовски проказничающего Джокера в "Бэтмане". Даже Брандо не дотянул бы до него, не говоря о прочих (в величественности не уступил бы, но ростом низковат, да и озорник из него так себе). Гафт - не дотягивал ни в бесовщине, ни в величии. Басилашвили - вообще мимо, ну какой из него дьявол, прости господи... Семплеяров - вот кто он. Что Смирнитский, что Басилашвили - один типаж.

О прочих. Коровьев Фагот - "...На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок... Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая." Абдулов был совсем неплох в этой роли, но Джим Керри представляется мне более бойким, подвижным и пластичным, чтоб глумливо шалить, возникать в зеркалах и сгущаться из воздуха.

Азазелло - Гари Олдман. И Филиппенко тоже был хорош. Но как же без Олдмана в фильме про демонов? Натуральный ведь демон, правда?

Кортни Лав - ну, она по жизни Гелла. Это у нее на лице написано, другую и искать не надо.

Мастер - Джонни Депп. Почему бы и нет? В сущности, роль Мастера - это серьезная роль, не требующаяся ужимок и гротеска ("А ты будешь здесь единственным серьезным человеком", - как сказал Эльдар Рязанов Леониду Маркову, пригласив его на съемки фильма "Гараж"). Тут нужен не характерный актер, а драматический герой. Джонни Депп, Том Хэнкс, Мэтт Дэймон, Шон Пенн... все они подошли бы.

Так же и Маргарита. Что о ней известно? Красивая женщина, в которой чувствуется королевская порода. "Воланд, внимательно поглядев на Маргариту, заметил как бы про себя: — Да, прав Коровьев! Как причудливо тасуется колода! Кровь!" А Коровьев ей сообщает: "одна из французских королев, жившая в шестнадцатом веке, надо полагать, очень изумилась бы, если бы кто-нибудь сказал ей, что ее прелестную прапрапраправнучку я по прошествии многих лет буду вести под руку в Москве по бальным залам." В ком реально чувствовалась порода, так это в Анастасии Вертинской... жаль только, что ее время ушло, будь она лет на 20 моложе, все-таки в фильме Кары 1993 года ей уже под 50...

А из голливудских актрис современных - на мой взгляд, Портман предпочтительнее.

Вот только на роль Христа я никого не смог подобрать. Поскольку тут нужен актер, от которого бы "исходил свет", и сразу становилось ясно: это - СЫН БОЖИЙ.

Ок, а кто режиссер? Признаться, среди американских directors я не вижу никого подходящего. Хороших профессионалов у них много (Спилберг, Кэмерон, Земекис...), но все не то. Что же касается европейских...

Г. Полока считал: "...Иностранцам браться за Булгакова можно — но уровня Феллини. Мы переживаем — сегодня нет режиссеров такого калибра. Есть Кустурица, Ангелопулос — но это все же другой уровень. Лучшие американские режиссеры по сравнению с Феллини — середняки. Тот же Спилберг просто делает крепкое коммерческое кино. А у Булгакова такое озорство, такая русская пронзительность, которой ни у кого нет. Нужно иметь четыре сердца, чтобы дожить до конца произведения, оно все время разрывается — от напряжения, от уровня темперамента."

Известно, что Федерико Феллини хотел снять фильм по "Мастеру и Маргарите". Гениальный режиссер, единственный, на мой взгляд, который мог бы сотворить картину, по масштабности и глубине достойную гения Михаила Булгакова. Хотя пишут, что он намеревался снять лишь библейскую часть, а советскую должен был Элем Климов. Но... Тот же Полока говорил: "...Я знал, что Климов не будет ставить. Не буду объяснять, почему. Я знал, что всегда найдутся причины, которые позволят ему эту картину не делать. Я их знаю. Ему, конечно, не надо было браться... И не Кара ему помешал. Если бы он захотел — от Кары бы пыль осталась! Кара — это вообще несерьезно. Если бы Климов захотел — он бы имел восемь иностранных кинозвезд! Он бы имел такие деньги, какие Каре и не снились! Климов - личность. Если он одержим, он могуч. Когда он захотел делать "Агонию" - исковеркал Алексея Толстого и выдал совсем другой сценарий. И поднял гигантскую картину. А тут он искал повода, чтобы не делать... Что такое Кара и Климов? Это несоизмеримые вещи." Вот так. Не пожелал он, оказывается. А Феллини, вероятно, ждал? Э. Климов: "Феллини? Действительно, было. В 1973 году здесь снималась "Красная палатка". Мы задружились с продюсером Франком Кристальди и с Клавой Кардинале. И Франк сам мне предложил: Феллини увлекся романом и хочет снимать только древние главы. Он попросил его найти русского режиссера на современные съемки, который знает фактуру. Я, конечно, перепугался... Меня вызвали в "Госкино", говорят, так и так... Думай. Я отвечаю, что уже знаю и рискну. Но Кристальди уехал, и все это растаяло..."

Такие дела. Почему Феллини сам не стал все делать? Кому же эта задача была по плечу, как не ему? Я вообще не представляю, кто мог бы снять бал у Сатаны лучше, чем Феллини? Как обычно выглядят сцены старинных балов у заурядных режиссеров? Парады красавиц и красавцев в пышных одеяниях. А вспомните, как поставлены средневековые балы в "Казанове Феллини" - без фальшивого пафоса и "красивостей": графы с простонародными лицами и носами картошкой, принц - не первой молодости полнеющий, лысеющий хам и пьяница и пр. и пр., и вместе с этим в них, этих балах, чувствуется настоящая, неприукрашенная жизнь, этому веришь. Хорошо отрепетированные, слаженные танцы профессиональных артистов балета (как у Бортко) тут совсем не в тему.

Другой гений кинематографа, мечтавший экранизировать этот роман, - Андрей Тарковский, но подозреваю, что в его интерпретации это был бы уже не Булгаков, так же, как и "Сталкер" по повести "Пикник на обочине" братьев Стругацких - это уже не Стругацкие.

Впрочем, что гадать, не сложилось у них.

Как не сложилось и у американцев.

И теперь уже можно только фантазировать, что из этого могло бы получиться.