О Джордже Флойде слышали, наверное, все. Для одних он стал символом полицейского произвола и притеснения афроамериканцев, и не важно, был он преступником или нет. Для других – просто уголовник, которого ради политики чуть ли не канонизировали. Флойд – не первый подобный персонаж. У него был предшественник, который оказался героем еще более мрачной криминальной истории. Одни считали, что Карлтон Гэри – просто чернокожий уголовник, может, даже сам жертва обстоятельств, на которого повесили еще и чужие преступления. Другие считали, что он – тот самый печально известный чулочный душитель. И даже казнь Гэри не положила конца дебатам.
Карлтон Майкл Гэри родился в 1950 году в городке Коламбусе в штате Джорджия. Парень рос без отца, в подростковом возрасте связался с плохой компанией, подсел на запрещенные вещества, имел мелкие проблемы с законом, успел сменить несколько школ. В 1966 году семья переехала в Форт-Майерс, штат Флорида. Там он окончательно бросил школу и с тех пор перебивался случайными заработками. В 1967 году он впервые попал за решетку на несколько месяцев за угон автомобиля. В 1968 году он снова ненадолго оказался в заключении, на этот раз за поджог. Затем он переехал в Коннектикут, где напал на полицейского, за что отделался штрафом. В 1970 году Гэри переехал в Нью-Йорк и снова попал в поле зрения полиции. В отелях Хэмптон и Веллингтон были совершены убийства двух пожилых женщин - Мэрион Брюйер и Нелли Фармер. На местах преступлений были найдены отпечатки пальцев Карлтона Гэри. Он был арестован и пошел на сделку со следствием, в результате чего он признался лишь в грабеже, и сдает своего сообщника Джона Ли Митчелла. Гэри осудили на 10 лет, но в 1975 году он вышел условно-досрочно.
После освобождения он переехал в городок Сиракьюс. Спустя несколько дней в городе случилось сразу два нападения на пожилых дам. Злоумышленник прокрадывался в их дома с целью грабежа, а также более гнусными намерениями. Одна жертва в результате погибла, вторая выжила, но не могла опознать преступника. 2 января 1977 года в Сиракьюсе было совершено нападение на 55-летнюю Джин Фрост. Преступник прокрался к ней в дом, сделал свое гнусное дело и скрылся, прихватив ценные вещи. Потерпевшая выжила и обратилась в полицию. Через 2 дня, 4 января 1977 года, Гэри арестован по обвинению в другом преступлении, во время обыска у него находят ряд предметов, которые предположительно были похищены во время ограбления из дома Фрост. Как и в случае с Фармер и Брюйер, Гэри признает свою вину в грабеже, но категорически отрицает свою причастность к чему-либо еще, в итоге преступника обвиняют в краже со взломом, лжесвидетельстве, сопротивлении аресту и нападении. Гэри был осужден, однако в заключении пробыл недолго. В ночь на 23 августа 1977 года Карлтон Гэри совершил побег, перепилив решетку на окне ножовкой, украденной в мастерской. Беглец добрался до Коламбуса, а уже в сентябре по городу прокатилась серия новых нападений.
Неизвестный преступник, которого окрестили чулочным душителем, за 1977-78 год совершил минимум 10 однотипных нападений. Он проникал в дом женщин почтенного возраста, учинял над ними насилие, а затем пускал в дело их чулки, за что и получил свое прозвище. Первое преступление было совершено 11 сентября 1977 года, а потерпевшая 64-летняя Гертруда Миллер позже стала главной свидетельницей. Самой младшей из женщин было 59 лет, самой старшей 89. Одна из жертв - 74-летняя Рут Шоб – оказала активное сопротивление и смогла вызвать полицию. Преступник смог скрыться.
Примечательно, что в Коламбусе беглый заключенный особо не скрывался и вел весьма насыщенную жизнь. Более того, он был высоким парнем спортивного телосложения, поэтому подрабатывал моделью. Он рекламировал магазин одежды «Movin’ Man», и рекламные ролики с его участием транслировались по телевидению. А еще Гэри был музыкантом и в качестве басиста и клавишника с несколькими музыкальными коллективами выступал в клубах по всему северо-востоку США. Еще в 1970 году он успел жениться и завести двоих детей, а позже имел еще множество любовниц. Все они утверждали, что Гэри приятный человек и не склонен к насилию.
Достоверно известно, что, находясь в Коламбусе, Гэби совершил три ограбления. Узнав, что его активно ищут, он перебрался в городок Гринсвилл в штате Южная Каролина. Там а 1979 году он несколько раз нападал на рестораны быстрого питания сети «Стейк-Хаус». За это в прессе его прозвали «бандитом из Стейк-хауса». Во время нападения на очередную забегаловку парня поймали, судили и приговорили к 21 году лишения свободы. В 1984 году Гэри снова сбежал и вернулся к прежнему образу жизни. Во время очередного ограбления ресторана он напал на работавшую там женщину. Возможно, этот эпизод позже и натолкнул полицию на мысль, что Гэри может быть не только грабителем. В том же году его задержали и добавили новых обвинений. С некоторыми из этих обвинений Гэри был согласен, с некоторыми нет. Среди последних – нападения на старушек в Коламбусе.
О том, был ли Гэри тем самым любителем старушек, единого мнения нет до сих пор. Сам он это категорически отрицал, а улики были шаткими. Его опознала одна из выживших жертв, но произошло это спустя 7 лет после нападения. Также отпечатки пальцев Гэри были найдены в доме, который был обворован примерно в то же время, когда злодей неподалеку совершал очередное нападение. Полиция решила связать эти преступления. Еще одним доказательством были признательные показания, которые Гэри якобы дал сразу после поимки в 1984 году. При этом обвиняемый отрицал, что давал эти показания, а видео или аудиозапись тогда не велась, как это делается при серьезных делах. На протоколах допроса не было даты. На основе этих шатких доказательств обвиняемого в 1986 году приговорили к сметной казни. С момента вынесения приговора до его исполнения могут пройти десятилетия, и довольно часто осужденные подают апелляции. Делал это и Карлтон Гэри, ссылаясь на многочисленные нестыковки. Многие его в этом поддерживали, так как доводов «за» виновность было меньше, чем «против».
С одной стороны и Гэри, и его группа поддержки ссылалась на объективно плохую работу защиты. Государственные защитники и не пытались помогать, к тому же они не смогли ознакомиться со всеми материалами следствия до судебного процесса. Гэри пытался добиться их замены, но ему отказали. Кроме этого, Гэри справедливо отметил, что в его отношении была нарушена презумпция невиновности, когда окружной прокурор Смит заявил присяжным заседателем, что обвиняемый совершил убийство Нелли Фармер в 1970-м году. Это было уголовно-процессуальным нарушением, так как вина Гэри тогда доказана не была. Был и более шаткий аргумент, что из 12 присяжных черными были только трое (но с учетом процента цветного населения на тот момент это было нормально), но, тем не менее, расовая подоплека всплывала с годами все чаще.
Были и объективные нестыковки. Например, на теле одной из жертв были найдены волосы преступника, и они заметно отличались от волос Гэри. Многих смутило то, что отпечатки пальцев в доме рядом с местом преступления были идентифицированы только после задержания Гэри, хотя его отпечатки были в картотеках полиции еще с 1967 года. Но больше всего вопросов оставляла экспертиза ДНК, вернее, ее отсутствие. Сам метод появился только в 1984 году, а на момент суда над Гэри она еще не была в ходу. Но некоторые экспертизы уже проводились, хоть и менее точные. Могли выявить, например, группу крови и некоторые другие особенности человека. Как оказалось, биологические следы, оставленные преступником, не совпадали с некоторыми параметрами Гэри. Также преступник оставил следы зубов, но сравнивать их с зубами обвиняемого не пытались. По словам адвокатов, отпечаток обуви, найденный рядом с одной из жертв, не совпадал с той, которую носил осужденный.
В 1992 году защите Гэри удалось подать апелляцию в Верховный суд штата Джорджия, который, в свою очередь, обязал окружной суд города Коламбуса провести расследование об неэффективности работы адвоката Карлтона. 12 июня 1989 года суд выводит вердикт, что конституционные права нарушены не были и 6 марта 1990 года Верховный суд Джорджии подтверждает осуждение и смертный приговор. В 1997 году сторонники Гэри пытались добиться проведения генетической экспертизы, чтобы с одной стороны сравнить ДНК осужденного и преступника, а с другой, если они не совпадут, создать «генетический профиль» негодяя. В то время это было уже реально. Можно было определить расу, этническое происхождение, некоторые особенности внешности. Но, как оказалось, все биологические образцы, взятые с места преступления, а также слепок зубов были под надуманным предлогом уничтожены. Тогда решили пойти другим путем и сравнить образцы, взятые на местах других преступлений, которые приписывали чулочному душителю, но которые полиция не смогла приписать подозреваемому. Результаи вышел неоднозначным. Профиль ДНК Карлтона Гэри совпал с профилем ДНК убийцы в случае с Жан Дименштейн, а в случае с убийством Марты Турмонд и нападения на Гертруду Миллер тест показал полное несоответствие ДНК-профилей. Тогда заявили, что в ситуации с Мартой Турмонд проба была испорчена, и ее признали непригодной для анализа. В случае с пробой, взятой с платья Гертруды Миллер, которая была ключевым свидетелем обвинения, вышло еще интереснее. Компетентные органы заявили, что нет доказательств того, что именно это платье было на потерпевшей, а если нет, то на нем мог «наследить» в другое время другой человек, а не преступник. В итоге после многочисленных апелляция Карлтона Гэби все-таки казнили.
#детектив #ретродетектив #преступление