Приятно сесть за книгу не только осенью, но всё же у этого времени года, кажется, есть какое-то особое свойство возвращать людям в руки книги. И куда приятнее, к тому же, читать что-то с осенним названием.
Так, весь двадцать четвёртый сентябрь своей жизни я не выпускал из рук книгу Розмунды Пилчер.
Раньше я не слышал об этой писательнице. И какое счастье было узнать её. До знакомства с Розамундой Пилчер мне не нравились книги, в которых есть упоминания о современном для меня мире. Часто они казались мне пошлыми и вульгарными. Но сейчас я изменил своё мнение.
«Сентябрь» был написан в 1990 году. Это не первая книга писательницы, но первая, которую я прочитал под её авторством. Здесь уже есть телефоны, знакомые машины, авиакомпании, магазины, предметы быта. И раньше я гадал, можно ли как-нибудь всё это так написать и описать, чтобы создалось что-то вроде «Гордости и предубеждения», или «Сестры Керри»?
Оказалось, что можно.
В книге, которую приобрёл я - 636 страниц. 636 страниц небольшого, плотного шрифта. И я не мог от неё оторваться. С десятых чисел сентября я читал. Мне кажется, с этой книгой я виделся и разговаривал больше, чем даже со своей женой. Всё потому, что, начав читать, уже не получится покинуть мир, созданный Розамундой Пилчер. Или, если быть точнее, ею описанный.
Всё действие романа разворачивается в прекрасной, живописной Шотландии прошлого столетия. Которая, к слову, была знакома писательнице не по картинкам. Она сама почти всю жизнь провела в этой стране, и потому описания, представленные на страницах, такие детальные, такие настоящие.
В системе персонажей романа более десяти героев. Честно говоря, я не читал ещё ничего о том, были ли у кого-то из них прототипы из жизни Розамунды, но в общем-то это имеет не такое большое значение. То, как филигранно писательница объясняет судьбы героев, как вытачивает пером характеры и жизни своих персонажей, заставило меня почувствовать, будто я знаком с ними лично. Или мне очень бы хотелось познакомиться с ними.
Мне не хочется рассказывать об именах и сюжетных перипетиях, потому что это каждый из нас. Розамунда Пилчер вывела детей, внуков, родителей, целые шотландские кланы из каждого её читателя. Я имею в виду, что страницы книги исписаны тем, что переживает почти каждый человек. И оттого кажется, что со мной говорил кто-то очень близкий, тёплый и дорогой.
Кроме того, это было моё первое знакомство с Шотландией в художественной литературе. И это знакомство оказалось очень приятным.
Больше мне не хочется ничего говорить. Хочется только, чтобы как можно больше людей прочитали эту потрясающую книгу, над которой я и смеялся, и плакал.