Найти тему
Русский мир.ru

Наследник «оперного дома»

Оглавление

Сегодня Омск называют театральной столицей Сибири. Называют заслуженно – в городе 14 театров. Старейший из них – Омский государственный академический театр драмы – в этом году отметил свое 150-летие.

Текст: Елена Мачульская, фото: Александр Бурый

Первые упоминания о театральных представлениях в Омске относятся к 1764 году. Тогда молодой вахмистр Иван Андреев предложил командиру войск Сибирского корпуса генерал-поручику Ивану Шпрингеру организовать в Омской крепости собственный театр. Блестяще образованный генерал предложение поддержал.

В конце 1764 года в крепости – в здании чертежной, фактически бывшей и техническим центром, и проектным бюро, – состоялось первое представление омского «Оперного дома». Это здание сохранилось до наших дней: длинное одноэтажное, оно находится за сквером, где каждый год проходит выставка цветов «Флора», и сейчас с виду ничем не примечательно. «В сию ж зиму, к рождественской неделе, учрежден от генерала был в чертежной <...> оперный дом, где и чинили представления разных трагедий и комедий под смотрением и предводительством моим, причем на расходы со зрителей собиралось довольно денег и употреблялись на разные платья и уборы», – писал потом Иван Андреев в своих воспоминаниях, озаглавленных «Домовая летопись». И еще: «...препровождали зиму в сочинениях планов и карт и в представлениях трагедий и комедий с великим удовольствием».

-2

Так в отдаленной сибирской крепости, не имевшей еще на тот момент статуса города, появился театр. Причем омский «Оперный дом» возник всего лишь на четырнадцать лет позднее первого русского профессионального общедоступного театра, который создал в 1750 году в Ярославле актер Федор Волков (см.: «Русский мир.ru» №12 за 2018 год, статья «Первый?»).

Да, это был любительский театр, где выступали местные военнослужащие, чиновники канцелярий, их жены и родственники, но с репертуаром, вполне соответствовавшим столичным меркам, с постоянным художественным руководителем и режиссером. Со специально отведенным для сценических постановок помещением, с костюмами и декорациями. И это на окраине тогдашней империи...

А «Оперным домом» его назвали потому, что в те времена, как пишет сибирский исследователь Алексей Копылов, «одни и те же произведения назывались то оперой, то драмой (или комедией) с музыкой и голосами».

Здание театра и сегодня остается украшением Омска
Здание театра и сегодня остается украшением Омска

ДОЛГИЙ ПУТЬ К ЗРИТЕЛЮ

В дальнейшем профессиональный театр завоевывал свои позиции в Омске с огромным трудом. Городская дума не отпускала средств на строительство театра, не заботилась о том, чтобы обеспечить труппу хоть каким-то помещением для регулярных выступлений, отказывалась платить актерам жалованье, предпочитая, чтобы это делали частные лица.

Но вот наконец в 1872 году по предложению военного генерал-губернатора Герасима Колпаковского в Омске и ближних к нему уездах Акмолинской области была открыта подписка на строительство театрального здания. Удалось собрать 2 тысячи рублей. На эти средства в мае 1874 года в городской роще по проекту архитектора Эдуарда Эзета было построено деревянное здание театра. И уже 5 сентября был дан первый любительский спектакль. В город стали приезжать профессиональные актерские труппы. Большую часть репертуара тогда составляли водевили и комедии, ставили также оперетты и драмы.

Первое театральное здание просуществовало в Омске недолго: уже в год открытия в нем случился пожар, а в конце 1877 года оно сгорело полностью.

Пять лет спустя в Омске было построено новое здание театра. Причем совершенно не приспособленное для приема зрителей: в нем не было никаких удобств, а зимой стоял страшный холод. В 1891 году его признали ненадежным с точки зрения пожарной безопасности и снесли. Спектакли начали ставить в деревянном Манеже, расположенном в одном из самых благоустроенных районов города – Казачьем форштадте.

В 1898 году на берегу Оми купец Петр Сичкарев построил театр-цирк – деревянное здание с ареной и залом на 800 человек, где помимо цирковых шли и театральные представления.

Уменьшенная копия прекрасного оригинала
Уменьшенная копия прекрасного оригинала

ПОД СЕНЬЮ «КРЫЛАТОГО ГЕНИЯ»

В конце XIX века через Омск прошла железная дорога и город стал быстро развиваться, следом активизировалась и культурная жизнь. Было организовано Драматическое общество, все чаще приезжали профессиональные театральные труппы. И вот свершилось: в 1898 году городская дума объявила конкурс среди омских архитекторов на лучший проект здания городского театра. Его победителем был объявлен известный в Омске гражданский инженер и архитектор Илиодор Хворинов.

Дума выделила, «ввиду недостаточности средств», лишь часть нужной для строительства суммы – 100 тысяч рублей (смета насчитывала 114 540 рублей). Остальные средства собрали горожане.

Театральные интерьеры не уступают дворцовым
Театральные интерьеры не уступают дворцовым

В июле 1901 года на центральной Базарной площади Омска состоялась закладка фундамента. Основные работы были завершены за год, но внутренняя отделка, установка отопления и электрического освещения, оборудование сцены затянулись до середины 1905 года. В 1912-м кирпичное здание театра оштукатурили; к 1915 году завершилось декоративное оформление здания. Венчающая Омский драматический театр фигура «Крылатого гения» напоминает аллегорические статуи пражского театра «На виноградах». И это неудивительно – автор у них один. Чешский скульптор Франтишек Винклер, взявший себе русское имя Владимир, украшал фасады новых омских зданий по примеру европейских столиц. Выпускник Пражской академии художеств во время Первой мировой войны оказался на русско-германском фронте в должности штабного фотографа. В начале 1915 года Винклер попал в плен и оказался в Омске. Чешскому скульптору было суждено не только преобразить степной город, но и найти здесь свое счастье в лице юной омички Елены Мусатовой.

Театр фактически был совмещен с торговым центром – в здании торговали красками, обоями, олифой, галантерейными товарами. Городские власти получали доход от электростанции при театре и от аренды его торговых площадей, компенсируя таким образом расходы на строительство.

Вид с театрального крыльца
Вид с театрального крыльца

Здание театра было построено из красного кирпича в стиле эклектики. Классицизм в его облике сочетается с барочными мотивами. Здание отличается сложной объемно-пространственной композицией, с «развивающимся» характером объема. Это позволило впоследствии безболезненно возводить пристройки к заднему фасаду здания: словно «нанизывать» их на единую ось.

После того как городской театр был полностью готов к работе, в Омск прибыла театральная труппа под управлением антрепренера Евгения Долина. 24 сентября в новом театре состоялась первая премьера: омским зрителям был показан спектакль «Ревизор». В роли Хлестакова выступил сам Евгений Долин.

В годы Гражданской войны городской театр в белом Омске был центром светской жизни. О появлениях там Верховного правителя Александра Колчака регулярно сообщала местная пресса. После падения белой столицы многие актеры покинули город. Но были и те, кто остался. Они открыли новую страницу театра – уже советского.

Актеры Омской драмы репетируют очередной спектакль
Актеры Омской драмы репетируют очередной спектакль

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

В феврале 1920 года в соответствии с декретом Совнаркома «Об объединении театрального дела» Омский драматический театр был объявлен национальным достоянием. За три сезона он трижды менял название: в 1919–1920 годах – Большой театр; 1920–1921 годы – Первый государственный советский театр; 1921–1922 годы – Сибирский государственный театр. Он объединял в своем репертуаре оперное и драматическое искусство. Омск в это время был административным центром Сибири, и Сибирский государственный задумывался как художественно-показательный театр для всех сибирских городов.

Попытки составить репертуар так, чтобы он соответствовал духу времени, не удались: спектакли революционного содержания не нашли свою аудиторию. После экспериментов со злободневными пьесами остросоциальной направленности режиссеры вспомнили о старой доброй классике.

С 1931 по 1941 год главным режиссером Омского театра был заслуженный артист РСФСР Владимир Торский, труппа которого в основном состояла из актеров бывшего московского Театра Корша. В ней были вокалисты, оркестр, хор, танцовщики балета. Торский организовал на базе театра курсы («Теуч» – школа театрального ученичества), где преподавались: «речь, постановка голоса, ритмика, пластика, танец, сценическая практика».

Яркие афиши ныне ставшего достоянием истории театрального сезона
Яркие афиши ныне ставшего достоянием истории театрального сезона

Помимо драматических спектаклей Омский театр ставил и оперетты. В сезон 1934–1935 годов на его афишах появилось наименование «2-й Западно-Сибирский Синтетический театр». Однако вскоре театр обвинили в формализме: в спектаклях начали искать «вредную идеологию», многие его работники были репрессированы. В последующие годы главное место в репертуаре занимают пьесы Горького, а также спектакли о Ленине – «Человек с ружьем» и «Кремлевские куранты» Погодина, «Ленин» («1918») Каплера и Златогоровой. Роль вождя революции играл актер Николай Колесников.

Театральные коридоры
Театральные коридоры

В ВЕЛИКУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ

С началом Великой Отечественной войны актеры, бутафоры и рабочие сцены стали уходить на фронт. С 23 июня 1941 года в приказах директора театра все чаще стала появляться фраза: «Освобожден от работы в связи с призывом в РККА».

В первые месяцы войны в Омск был эвакуирован Московский театр имени Евгения Вахтангова во главе с художественным руководителем, народным артистом РСФСР Рубеном Симоновым. 29 ноября 1941 года на сцене Омского театра драмы вахтанговцы сыграли первый на Омской земле спектакль – комедию Шекспира «Много шума из ничего».

Два года московские артисты работали на сцене бок о бок с омичами: три дня в неделю на подмостки выходили омские актеры и четыре дня в неделю сцену занимали гости. В общей сложности коллектив вахтанговцев проработал в Омске 22 месяца, за это время было сыграно более 600 постановок. В 1942 году появляется самый значительный спектакль – «Нашествие» по одноименной пьесе Леонида Леонова, рассказывающей о подвиге русских людей в годы испытаний. Его поставил режиссер Театра имени Е. Вахтангова Борис Захава.

Опыт ведущих мастеров сцены стал отличной школой профессионального мастерства для омских актеров. А главное, именно здесь началась многолетняя дружба между Омской драмой и Театром имени Е. Вахтангова, которая продолжается до сих пор. Ее укреплению многие годы активно способствовал выдающийся актер-вахтанговец Михаил Ульянов – в войну он учился в студии при Омском драмтеатре.

Отражения в гранитном зеркале
Отражения в гранитном зеркале

ХАНЖАРОВСКАЯ ЭПОХА

В 1960-е годы практически каждая новая постановка Омского драмтеатра становится открытием очередных творческих граней актерской труппы. Синтез творческих течений, стилей и жанров развивался при главных режиссерах Якове Киржнере, Артуре Хайкине, Геннадии Тростянецком. А ведущий актер труппы Александр Щеголев впервые в истории русского театра воплотил сценический образ Толстого в «Ясной Поляне» Даля Орлова.

С 1981 года при Омском драматическом работала Первая лаборатория современных драматургов и режиссеров Сибири, Урала и Дальнего Востока.
Четверть века (1962–1988) театром управлял ставший легендой директор Мигдат Ханжаров. Именно в ханжаровскую эпоху Омский драматический был отмечен многочисленными наградами и стал одним из самых интересных театров страны.

В 1973 году Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского был удостоен спектакль «Солдатская вдова» по пьесе Николая Анкилова. В 1983-м Омскому драматическому театру было присвоено звание «Академический».

В 1988 году Ханжаров покидает пост директора театра. В Москву уезжает Геннадий Тростянецкий. Многие мастера сцены уходят из жизни. Необходимы были колоссальные усилия, чтобы удержать и художественный уровень постановок, и зрителя.

Виктор Лапухин руководит Омской драмой уже два десятка лет
Виктор Лапухин руководит Омской драмой уже два десятка лет

ОТКРЫТИЕ МИРА

В 1989 году директором Омского академического театра драмы становится Борис Мездрич, мальчишкой прибегавший сюда после уроков смотреть спектакли. Труппа и репертуар заметно обновляются. Но оставшиеся актеры старшего поколения по-прежнему неподражаемы. В 1997-м на фестивале «Золотая маска» народная артистка России Елена Псарева была удостоена премии «За честь и достоинство».

Мездрич одобрял самые смелые идеи режиссеров. Например, в Омске до сих пор помнят спектакль Владимира Петрова «Церемонии зари», для которого из Мексики выписали художника Алехандро Луну и с помощью инженеров завода «Полет» реконструировали сцену, чтобы соорудить на ней подвижный плот.

Приходит непривычная драматургия: Ионеско и Жене, новые жанры – от бард-оперы «Московские кухни» Юлия Кима до «снов» в «Униженных и оскорбленных» Федора Михайловича Достоевского.

В 1991 году большой репетиционный зал реконструировали в малую сцену. В память о народной артистке РСФСР Татьяне Ожиговой Камерная сцена была названа ее именем.

Если раньше театр показывал свои спектакли на гастролях в Москве и других городах страны, то с 1990-х годов Омский драматический выезжает на престижные международные фестивали, часто гастролирует за рубежом. По инициативе Бориса Мездрича проводится акция «Театральные сезоны Сибири» – в Омск приглашаются ведущие мастера российской сцены.

В 1987-м по старым фотографиям была воссоздана утраченная в 1930-е годы скульптура «Крылатый гений», ставшая символом Омской драмы.

А спустя десять лет появляется единственный в стране «Театр живописи» – плод совместных усилий ведущих артистов Омского государственного академического театра драмы Николая Михалевского, Татьяны Филоненко и сотрудников Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля.

"Золотая маска" — у этого театра их семь
"Золотая маска" — у этого театра их семь

ТЕАТР БЕЗ ГРАНИЦ

В 2001 году директором Омского академического театра драмы становится Виктор Лапухин, а главным режиссером с конца 2003-го был назначен Евгений Марчелли. Его характерный и своеобычный режиссерский почерк, в котором яркий авангардизм тонко сопрягается с психологической традицией, завоевал немало поклонников среди ценителей театрального искусства. Спектакли, неожиданные по форме и выразительности, провокационные по своей смелости («Дачники» Горького, «Вишневый сад» Чехова, «Фрекен Жюли» Стриндберга, «Зеленая зона» Зуева). Спектакль «Дачники» долгое время был «визитной карточкой» Омской драмы.

В 2001–2004 годах была проведена серьезная реставрация здания театра. В фойе зрителей встречает почти зеркальный блеск гранитных полов, над которыми трудились уральские мастера. Была восстановлена уникальная лепнина зала – и зрителям снова заулыбалось лукавое лицо Арлекина, освобожденное от поздних слоев штукатурки.

В 2008 году состоялся первый Международный театральный фестиваль ACADEMIA, во время которого омичи получили возможность увидеть лучшие постановки современного европейского театра.

С 2009 года главным режиссером театра является Георгий Цхвирава. На сцене Омской драмы с успехом идут поставленные им спектакли «Поздняя любовь» Островского, «Мария» Бабеля, «Метод Грёнхольма» Гальсерана, «Без ангела» по одноактным пьесам Зощенко и Вампилова, «Бег» Булгакова, «Три товарища» Ремарка.

Омский театр драмы ведет активную гастрольную и фестивальную деятельность, является постоянным участником Национального театрального фестиваля «Золотая маска»: за 25 лет существования этого фестиваля 13 спектаклей Омского академического театра драмы были представлены в 46 его номинациях.

В 2011 году коллективу театра была присуждена премия Правительства Российской Федерации имени Федора Волкова за вклад в развитие театрального искусства России.

ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ

Сегодня в репертуаре театра присутствуют и современные остросоциальные пьесы, и классика зарубежной и отечественной драматургии.

9 мая 2021 года состоялась премьера художественно-документального фильма «Несломленный». Картина режиссеров Андрея Кириллова и Светланы Лазаревой рассказывает о жизни и судьбе легендарного генерала, Героя Советского Союза Дмитрия Карбышева. Главные роли в нем исполнили актеры Омской драмы. Жюри конкурса «ТЭФИ-Регион 2021» назвало кинокартину 12 Канала «Несломленный» как лучшую в номинации «Телевизионный художественный фильм/сериал».

В мае 2024 года Омский драматический отметил свой 150-й день рождения. К юбилею театр подошел с солидным багажом: более 50 спектаклей только на основной сцене, семь «Золотых масок», пять премьер в год.

«На протяжении многих лет Омский драматический отличался тем, что ставил хорошие спектакли, на которые постоянно ходил зритель. Неслучайно в советские годы театр был удостоен звания академического – оно присваивалось только Верховным Советом. В Омском театре тогда служили актеры и режиссеры, которые олицетворяли театральное искусство того времени. Этому нужно соответствовать, – констатирует директор театра Виктор Лапухин. – Самое главное – это, конечно, ежедневный большой труд создания спектаклей. У нас репертуар многожанровый. Много экспериментальных постановок – спектакль про поэта Аркадия Кутилова «Магнит», «Я увидел во дворе стрекозу» о войне в Донбассе... Театр не может выдать зрителю аксиому, как надо жить в этом мире, но театр может помочь ему найти ответ. Главная наша цель – показать зрителю где белое, а где черное. Чтобы он понял для себя что-то новое, а не просто прогулялся в театр».

К юбилею в Омской драме поставили спектакль «Омское время», в котором задействована вся труппа и приглашенные артисты. На сцене около 80 человек вспоминали и воссоздавали важные моменты из жизни театра.

«У нас большие планы на будущее – и гастроли, и фестивали. На фестиваль ACADEMIA мы в свое время приглашали коллективы со всего мира. Сейчас мир «закрылся», и мы этот фестиваль поставили на паузу. Но мы обязательно к нему вернемся, как только позволит жизнь. Мы были первыми, кто предложил фестивалю «Золотая маска» выехать в регионы. Мы стараемся идти не просто в ногу, а на шаг вперед. Хотя строй держим», – отметил Виктор Лапухин.