Найти тему
Василий Волкодаев

Методологические проблемы психологии

Научная проблема– это осознание, формирование концепции о незнании.

Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Методология науки – теория научного познания, она является той частью гносеологии, которая исследует методы и формы научного познания.

Методология психологии объявляется чисто технической дисциплиной, призванной заниматься планированием экспериментов и квазиэкспериментов, вопросами статистической обработки результатов и т.д.


Виды методологических проблем в психологии

1. Общенаучные (общеметодологические)

  • онтологические, категориальные (учение о сущем; учение о бытии как таковом )

Психофизическая проблема– это вопрос с соотношении психических и материальных явлений.

Психофизиологическая проблема – это вопрос о соотношении психических и физиологических явлений.

Психосоциальная проблема –это вопрос о роли биологических и социальных факторов в в поведении и деятельности.

  • Гносеологические (раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности )

неоднозначность категоризации– отсутствие смысловой строгости и однозначности базовых психологических категорий

сложности операционализации– затруднительно предположить точные и валидные методы описания ненаблюдаемых явлений

субъективизм концептуализации– отсутствуют однозначные и строгие правила толкования психологиеских данных

2. частноучные (специальнометодологические)

-проблема предмета психологии

-соотношение теории и метода в психологии

- структура научного знания в области психологии

-структура научной теории в психологии

-особенности порождения, функционирования психологических теорий

-особенности понятийного аппарата психологической науки

-характер объяснения в психологии

-структура и операциональный состав методов, применяемых в психологии

-условия и критерии научности

-соотношение научного и вненаучного знания и т.д.

  • феноменологические проблемы. На данном уровне определяются потенциальные пространства психической реальности
  • теоретические проблемы. Этот уровень связан с объяснением психических феноменов.
  • историко-психологические проблемы возникают в историческом знании
  • мета-методологические проблемы

3. Прикладные

-проблемы содержания деятельности психолога-практиканта

-проблемы оценки эффективности психологической работы

-проблемы качества психодиагностических методов

-проблемы качества психотехник и психотехнологий

-проблемы мониторинга психологического сопровождения

-проблемы разработки этических норм и правил психологической деятельности

  • Психодиагностические
  • Психокоррекционные
  • Психологического сопровождения
  • Этические