Научная проблема– это осознание, формирование концепции о незнании.
Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Методология науки – теория научного познания, она является той частью гносеологии, которая исследует методы и формы научного познания.
Методология психологии объявляется чисто технической дисциплиной, призванной заниматься планированием экспериментов и квазиэкспериментов, вопросами статистической обработки результатов и т.д.
Виды методологических проблем в психологии
1. Общенаучные (общеметодологические)
- онтологические, категориальные (учение о сущем; учение о бытии как таковом )
Психофизическая проблема– это вопрос с соотношении психических и материальных явлений.
Психофизиологическая проблема – это вопрос о соотношении психических и физиологических явлений.
Психосоциальная проблема –это вопрос о роли биологических и социальных факторов в в поведении и деятельности.
- Гносеологические (раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности )
неоднозначность категоризации– отсутствие смысловой строгости и однозначности базовых психологических категорий
сложности операционализации– затруднительно предположить точные и валидные методы описания ненаблюдаемых явлений
субъективизм концептуализации– отсутствуют однозначные и строгие правила толкования психологиеских данных
2. частноучные (специальнометодологические)
-проблема предмета психологии
-соотношение теории и метода в психологии
- структура научного знания в области психологии
-структура научной теории в психологии
-особенности порождения, функционирования психологических теорий
-особенности понятийного аппарата психологической науки
-характер объяснения в психологии
-структура и операциональный состав методов, применяемых в психологии
-условия и критерии научности
-соотношение научного и вненаучного знания и т.д.
- феноменологические проблемы. На данном уровне определяются потенциальные пространства психической реальности
- теоретические проблемы. Этот уровень связан с объяснением психических феноменов.
- историко-психологические проблемы возникают в историческом знании
- мета-методологические проблемы
3. Прикладные
-проблемы содержания деятельности психолога-практиканта
-проблемы оценки эффективности психологической работы
-проблемы качества психодиагностических методов
-проблемы качества психотехник и психотехнологий
-проблемы мониторинга психологического сопровождения
-проблемы разработки этических норм и правил психологической деятельности
- Психодиагностические
- Психокоррекционные
- Психологического сопровождения
- Этические