Найти в Дзене

Мне сложно работать, когда дети «примерно» сидят на уроке

Юлия Мингалева работает в четвертой кадетской школе города Горно-Алтайска. Она - из династии педагогов. Ее бабушка была директором сельской школы, мама, тети и дяди также посвятили свои жизни образованию. Если сложить общий семейный преподавательский стаж он составит более 200 лет. А если смотреть по охвату школьных предметов, то они присутствуют практически в полном составе.

- Сейчас вы преподаете в пятых и восьмых классах, но у вас есть большой опыт работы со старшеклассниками. Можете выделить с кем интереснее?

- Они все разные. У малышей, я говорю о пятиклассниках, только начинает складываться собственное Я. Во многом их мышление еще не оформлено до конца и поэтому появляются любопытные рассуждения, мнения, которые в большинстве даже не их. Очень хорошо заметно влияние родителей, учителя. Они только начинают формироваться, а я как наставник могу в этом принимать участие, что безумно важно и интересно. Во время поиска того, что ребенку будет по душе, чем его можно зацепить получаешь порой непредсказуемый результат.

Со старшеклассниками общение идет на другом уровне. У них уже есть небольшой кругозор, собственное мнение и в первую очередь его нужно обязательно учитывать. Причем оно сильное и явное в большинстве случаев. Не получится диалога, если ты не видишь в ребенке его личность.

Такие дети в большинстве своем знают, чего хотят в будущем, особенно наши кадеты. У многих из них уже идет целенаправленное движение в определенные учебные заведения и им нужно лишь немного помочь в меру сил, или даже скорее не мешать.

- Вы молоды, частая проблема молодых учителей заключается в непослушании учеников. Как у вас на уроках обстоит дело с дисциплиной?

- Мне очень сложно работать, когда дети «примерно» сидят, я их тогда не вижу. Нужны движение и активность на уроке. А мой возраст не имеет значение, ведь в профессии я уже десять лет. Для педагога цифра в паспорте не важна. Есть позиция, с которой ты приходишь в кабинет. Она заключается в том, что ты - наставник. У меня с первым классом, который обучала разница в возрасте была всего десять лет. Когда они выпускались из школьных стен, сказали мне спасибо. И сейчас иногда забегают ко мне, за что я безумно благодарна.

- Вы преподаете только в гендерных классах?

- Нет, в разных. У нас же и общеобразовательная школа тоже, в которую ходят дети, проживающие в микрорайоне.

- В каких классах работается легче?

- Даже не знаю. Они все разные. И утверждение, что математика парням дается легче неверно. Все зависит от конкретного человека, вне зависимости от пола или возраста. Имеют значение две вещи: предрасположенность и интерес.

- А что важнее?

- Если нет предрасположенности, но есть интерес ребенку будет сложнее, но он все равно добьется успехов. А вот если есть предрасположенность, но нет интереса тогда задача наставника увидеть это и заинтересовать.

- Ваш предмет серьезный и сложный. Как математику подать «вкусно»?

- На этот вопрос я до сих пор ищу ответ. Наверное, здесь нужен постоянный поиск со стороны учителя. А для этого в первую очередь педагог должен быть сам заинтересован, тогда больше вероятность, что удастся вызвать интерес у школьников. Нельзя без собственной любви к делу, потому что это работа с детьми, их воспитание, а в конечном итоге - ваш вклад в них, и без собственной заинтересованности в процессе не получится полноценного результата. К счастью в моей жизни были достойные примеры настоящих педагогов, на которых с уверенностью можно ровняться. Это, прежде всего, семья и коллеги, которые стали наставниками, когда я после университета пришла на работу в школу. Они мне помогали войти в коллектив, сделать первые шаги в образовании, и я им всем за это очень благодарна.

- Не было ли у вас желания сменить профессию?

- Нет, мне нравится работать в школе. Как бы ни было порой тяжело, особенно в эмоциональном плане. Ведь не для кого не секрет, как многие сейчас относятся к учителям.

- Какие проблемы стоят сегодня в образовании?

- Одна из основных проблем заключается в том, что дети мало читают. На второй план ушло привитие желания и любви к чтению. И в первую очередь его не стало в семье. Сейчас в свободном доступе имеются фильмы, ютуб, тик-ток. Здесь тебе все покажут, расскажут, перескажут… Результат: сложности у детей с восприятием текста. От этого масса проблем. По современному стандарту (ФГОС) идет увеличение объема информации и предметных областей, которые мы должны с ребенком изучить. А ему сложно работать с текстом. Задание «прочитать и пересказать» на моем предмете оказывается практически не выполнимо сходу. Потому что тексты тех же задач сложные, несмотря на небольшой объем. На конкурсном открытом уроке я как раз показывала свою работу в данном направлении. Для меня это противостояние - надо читать, но мы не умеем -на сегодняшний день самое главное.

Конечно, имеются и другие проблемы, основные из них – это низкое усвоение материала, снижение мотивации к обучению. Меньшая проблема состоит в том, что сколько бы мы не старались, не развивались сами, часть навыков, которые ребенок получает в школе на выходе из нее могут оказаться для него не достаточными. Согласитесь, сегодня развитие идет очень быстро. Даже взрослому человеку, работающему на одной должности несколько лет, в современных реалиях приходится постоянно развиваться. Но в этом есть и большой плюс, потому что человек вынужден расти над собой.

- Вы правы сегодня люди должны регулярно находить и усваивать новую информацию, и они имеют для этого все возможности. Прежде всего мы говорим о свободном доступе к любому образовательному Интернет-ресурсу. Каждый школьник может самообучиться чему угодно. Не затирается ли при этом роль учителя?

- Нет, ведь в этой ситуации учитель становится тем, кто помогает ребенку в процессе обучения. Почему мы говорим «наставник»? Потому что обучая не обязательно напрямую передавать свои знания. Это классическая, традиционная школа. Нужно направить, заинтересовать, помочь научиться самому добывать знания. Кому как не педагогу это делать?

- Может ли учитель, находясь ежедневно с одними и теми же детьми, оставаться объективным и что для этого нужно?

- Да, может. Для этого необходимо работать с ребенком каждый день как заново, не делая акцент на то, как он проявлял себя ранее. Если у того, кто вчера ничего не понимал, что-то начало получаться – это большая радость.

- А возможно ли это при такой большой наполняемости классов?

- Безумно сложно, но надо идти к этому. Не скажу, что так получается постоянно. Но я, например, в первую очередь стараюсь не выделять детей по каким-то качествам. У меня нет любимчиков. Да, с кем-то работать комфортнее, с кем-то нет, так бывает всегда. Но я лучше на уроке остановлюсь и отработаю с детьми, которые не поняли, чтобы они в дальнейшем не отстали от программы. Даже если это отнимет время сегодня, завтра даст свои положительные плоды.

- Учитель должен говорить с учениками на одном языке?

- Нет, но он должен понимать на каком языке и о чем говорят они.