Найти в Дзене
Галопом по кино

«Золото» (1970) – иностранцы не поймут

На этой неделе я сделал обзор американского фильма «Шарада», в котором американские военные во время Второй Мировой обнесли французское движение Сопротивления, приханырив причитающуюся им помощь в виде золота. Вполне понятный для американского зрителя поступок. Этот зритель мог воскликнуть по-велюровски: «А кто бы не украл? Назови! Нет, я жду!»

И тут мне порекомендовали фильм «Золото» на родственную тему, только на этот раз не американский, а что ни на есть советский.

В нём рассказывается о том, как летом 1941 года юная девушка Маша Волкова спасала от немцев семнадцать килограммов государственного золота. Всего Марии предстояло пройти около шестисот километров и перейти линию фронта с тяжёлым рюкзаком за плечами. Что она успешно и совершила, причём, уже глубокой зимой.

-2

Надеюсь, я не проспойлерил, потому что изначально понятно, чем закончится фильм. Не могло ведь случиться так, что в конце фильма немцы заберут золото, а героиню застрелят? Хотя, нынешние сценаристы могут ещё и не такое сочинить.

Мусю Волкову играет молодая Наталья Варлей. Как оказалось, к моменту съёмок у Натальи уже были за плечами обе её звёздные роли: панночки из «Вия» и, конечно, Нины из «Кавказской пленницы». Так вот, персонаж Муси не имеет ничего общего с этими двумя ролями. Некоторые зрители даже не сразу узнали Наталью в этом фильме!

-3

Они и неудивительно: во-первых, ей кардинально изменили образ, осветлив волосы и убрав чёлку, а, во-вторых, в фильме она разговаривает своим голосом, который не очень-то знаком нашим зрителям, в отличие от голосов Клары Румяновой и Надежды Румянцевой, чьими голосами разговаривают панночка и Нина.

Возможно, поэтому некоторые из зрительниц считают, что эта роль Варлей не подходит – просто они привыкли совсем к другим образам. А, возможно, они просто до сих пор не могут простить Наталье её бешеной популярности среди мужского пола после выхода «Кавказской пленницы». Лично я считаю, что Наталья прекрасно справилась с ролью отважной комсомолки.

-4

Кто-то скажет: «Ну, это всё пропаганда! Каких только сказок не придумают!» Да, нынешнему зрителю трудно понять мотивацию героев фильма, нас с конца 80-х пытаются переформатировать под западные ценности и стандарты. Только вот в чём штука: фильм снят по книге Бориса Полевого, а историю для своей книги он взял из реальной жизни.

Процитирую пользователя «Кинопоиска» под ником FRIDMON.

Как-то зимой 1941 года Полевому рассказали такую историю: «Вчера, наступая, боевое охранение батальона лыжников на склоне глубокого лесного оврага натолкнулось на трёх партизан: парня, оказавшегося железнодорожником, девушку лет восемнадцати, машинистку по профессии, и подростка - ученика школы ФЗО. Они были без сознания, почти занесённые снегом. Их бы и не заметили, если бы не услышали автоматную очередь. Думая, что это вражеская засада, лыжники со всеми предосторожностями спустились в овраг и увидели полузамёрзшую троицу. Рядом с девушкой лежал немецкий 'шмайсер'. Оказывается, она стреляла в волков, - вокруг на снегу было много волчьих следов.

-5

Первое, что спросила девушка, когда её привели в сознание: 'Где здесь ближайшее отделение Государственного банка?' Оказалось, она и её спутники уже несколько месяцев от самой границы несут по немецким тылам целые сокровища из хранилищ Рижского госбанка. Собственно, несла она, Мария Медведева. Сначала со старым кассиром, принявшим эти ценности. Но он умер в дороге. Потом ей помогала какая-то колхозница из Пушкиногорского района, а затем вот эти два парня из партизанского отряда железнодорожников. Как попали ценности в отделение уже эвакуированного банка, рассказчик ещё не знает. Но факт есть факт'.

-6

Поразительная история! - писал Полевой. - Узнать бы подробности... А как об этом можно бы было написать! Ведь подумать только: поминутно рискуя жизнью, несут принадлежащие государству ценности. Один погибает, на его место встаёт другой, а главное - ведь донесли и сдали законной власти! Сколько, начиная с античных времен, написано в мировой литературе о роковой роли золота! Брат убивал брата; дети отравляли родителей; молодые женщины продавались старикам; нежные, совестливые юноши становились прохвостами и убийцами. Убийства, измены, подлые сделки с совестью и кровь, кровь, кровь. И вот какие-то обычные люди получают сказочную возможность обогатиться.

-7

Ведь они на земле, где хозяйничают фашисты, где парализованы советские законы. В этом мире золото мерило всего - и совести, и чести, и доблести. Девушки-переводчицы рассказывают, что, разыскивая в карманах убитых гитлеровцев документы и письма, они иногда находят там кольца, серьги, броши, золотые и серебряные крестики, зубные протезы и коронки или иные ценности, происхождение которых совершенно ясно. И вот среди людей того мира движутся на восток несколько советских, чтобы вернуть своей стране, своему народу то, что ему принадлежит. Прав рассказчик: о таком, наверное, ещё ни одному корреспонденту писать не приходилось…

Так что разница между советским и западным менталитетами – громадная, между ними пропасть. Никогда рядовой американец, главной задачей которого является забота о своей шкурке, не поймёт, что же двигало этой хрупкой девушкой, заставляло рисковать своей жизнью, вместо того, чтобы просто присвоить золото?

-8

Может быть, поэтому фильм «Золото» почти не показывают по телевизору – он морально устарел, и подвиг Марии Волковой уже не понятен современному зрителю?

Не могу сказать, что фильм является шедевром мировой кинематографии – просто крепкий советский фильм о войне, но финал довольно сильный и пробивает на эмоции.

-9

Познакомиться с этим фильмом и историей, которая легла в его основу, было интересно.

(Если кто-то захочет найти этот фильм, ищите "Золото" 1969. Фильм увидел свет в 1970 году, поэтому его я и указал в заглавии. Например, "Кофе и сигареты" Джармуш снимал семнадцать лет - какой же год выпуска прикажете указывать?)

Список всех кинообзоров (здесь интересно!)

Статья содержит кадры из фильма «Золото» (1970).