Найти тему
Культурный выгул

Фэнтази - мюзикл "Последнее испытание": новое прочтение и очередное испытание для фанбазы

Рейстлин Маджере — чёрный маг, перед именем которого трепетали самые искушённые чародеи.

Его могущество было почти беспредельным. И от этого "почти" он отчаянно пытался избавиться. Он хотел стать ... Богом.

За четверть века существования проекта под названием "Последнее испытание" пора создавать клуб анонимных фанатов. Где мы будем садиться в круг и говорить «здравствуйте, меня зовут N , я вляпалась в «ПИ» в таком-то году, видела такие-то версии, у меня столько-то дней воздержания от ПИ, но я боюсь сорваться».

Авторам - композитору Антону Круглову и либреттисту Елене Ханпире - удалось создать настолько необычный мюзикл, что все эти годы его любят, ненавидят, ругают, причем не только между собой, но и высказывают в лоб композитору, режиссерам и всем, кто готов слушать. Многие зрители навсегда закрывают для себя ПИ после просмотра очередной "неканоничной версии". Но через какое-то время очередной продюссерский центр берет на себя смелость реализовать эту постановку, и мы все снова, вопреки всем данным себе клятвам, идём на премьеру.

Что же такого в "Последнем испытании", что заставляет кипеть мюзикловые форумы и писать портянки отзывов даже тех, кто не любит фэнтази (как ваш автор)?

Антон Круглов и Елена Ханпира
Антон Круглов и Елена Ханпира

Во-первых, музыка. Круглов, безусловно, не Дунаевский и не Эндрю Ллойд Уэббер, но ему удалось создать бессмертную, на мой взгляд, музыку. Она интересная, разнообразная, вкусная, переходы между композициями настолько хороши, что поражаешься - как это можно было придумать. Она запоминается с первого раза! После условной "Анны Каренины" в Оперетте я уже на следующий день не помнила ни одну мелодию. После ПИ хотя бы "Те глаза" и "Властелин ничего" будут крутиться в голове еще неделю.

Рейстлин - Александр Казьмин
Рейстлин - Александр Казьмин

По сравнению с каноничной аудиозаписью, лежащей на просторах интернета, последующие версии обрастали своими изюминками и аранжировками. Мне ближе видение материала питерским артистом и продюссером Ярославом Баярунасом, который не только обожает эту историю, но и играл в постановке главную роль. Его аранжировки имеют много оттенков и более рОковое звучание, что хватает за душу и не отпускает весь спектакль.

Рейстлин - Ярослав Баярунас
Рейстлин - Ярослав Баярунас

Во-вторых, тексты Елены Ханпиры. Если вы прочтете либретто, там нигде не будет "коси коса, пока роса, пока роса - коси коса" как в пресловутой "Карениной" (простите, если есть поклонники мюзикла, она рандомно взята в качестве примера, ничего не имею против нее).

Либретто ПИ можно разбирать на цитаты и афоризмы:

Если бы любовь не была орудьем,

Может быть, она и спасала б души.

Но во все века неизменны люди,

И любовь их злу и гордыне служит!

Или:

Героям — подвиг!

Подонкам — повод!

Юнцам посулим боевую славу!

Надежду — нищим!

Голодным — пищу!

И каждый из них обретёт то, что ищет!

Всё даст им война!

Или кульминационный:

Да, ты сумел отворить заветную дверцу.

Но мир, что Бог сотворил, рожден был из сердца.

Тот, кто сердца лишен, жизнь дарить не способен.

Жаль, но ведь ты не прошел, испытание любовью.

О чем же эта история?

О маге Рейстлине Маджере, у которого отец ушел из семьи, мать давно умерла и есть только брат-близнец. В детстве его обижали, что озлобило мальчика и вынудило обратиться к магии. Конклав магов дал юному ученику такое заданин, которое чуть не убило его. Но он выжил, стал еще злее, хитрее, недоверчивее и возжелал абсолютной власти. Для чего? Покарать обидчиков или сделать новый мир, без войн и предательств? Это каждый зритель додумывает сам, а каждый исполнитель роли Рейстлина доносит по-своему. У кого-то это кукловод, искуситель, абсолютный подонок, как у Саши Казьмина. У кого-то психованный подросток с максимализмом и фанатизмом, как у Ярослава Баярунаса. У кого-то холодный, сдержанный, с грузом пережитой боли, как у Жени Егорова.

Рейстлин - Евгений Егоров
Рейстлин - Евгений Егоров

Чтобы стать богом, Рейстлин должен убить имеющихся богов - светлого Паладайна и тёмную Такхизис. Для этого ему приходится пройти ряд испытаний, в которых ему должна помочь светлая жрица, ведь плюс на минус, как известно, открывает любые врата.

Жрица Крисания категорически против идеи Рейстлина и на протяжении мюзикла мы видим, как этот змей-искуситель перетягивает ее на свою сторону, как он жонглирует словами, как он наизнанку выворачивает прописные истины. Это очень интересный шахматный матч, за которым следишь неотрывно - кто победит, кто сумеет добиться своей цели, на какие жертвы каждому герою придется пойти.

Рейстлин - Максим Раковский
Рейстлин - Максим Раковский

20 сентября 2024 года состоялась премьера так называемого НеоПИ - нового "Последнего испытания" от режиссера Василия Заржецкого. Петербуржец закончил Санкт-Петербургскую академию театрального искусства, а также филфак и имеет звание кандидата филологических наук. За его плечами 42 драматических и музыкальных спектакля, а также несколько престижных театральных номинаций.

Новая версия мюзикла снова взорвала РМТшный фандом, причём как самого мюзикла, так и знатоков первоисточника - Саги о копье.

-7

Для начала эта постановка ДРУГАЯ. Не хорошая, не плохая, а просто ДРУГАЯ. Это следует принять и не сравнивать со всеми предыдущими версиями. К предыдущим ПИ она имеет такое же отношение как Татьяна Ларина, играющая на крыше автобуса на гитаре в театре на Таганке, к оригинальным стихам Пушкина. Часты выкрики "а как же канон", " не по канону"... В каноне драконы, гномы, эльфы - но мы же понимаем, что это неосуществимо. Вы посмотрите, сколько версий, например, "Мастера и Маргариты", нельзя же их все подгонять под канон Булгакова.

Сразу признаюсь, что моя любимая версия версия – от Январиной в Этериусе. Мне нравилась эта темнота на сцене и красный свет, мне нравились свечи и оркестр на сцене. Мне нравился тот нерв, который был в постановке: неоднократно ломался посох, летали и ломались стулья, Король – Жрец Толстокоров жёг напалмом так, что в кресло вжимало, гротескная Такхизис вызывала трепет, а какой потрясающе ядовитый был Даламар – Эмиль Салес в Кошмарах. Это была ТА постановка, в антракте которой я уже покупала билет на следующий блок.

Версия ПИ от театра Этериус, Рейстлин - Александр Каэзьмин
Версия ПИ от театра Этериус, Рейстлин - Александр Каэзьмин

НО лично мне НеоПИ понравилось

В первую очередь, понравилось, что создатели НеоПИ постарались максимально раскрыть сюжет для непосвящённых в первоисточник.

Со мной был друг, который впервые увидел эту постановку и даже сейчас у него были вопросы. И я поняла, что ни одну из предыдущих он бы не понял от слова вооообщееее. ПИ от Stairway я вообще проспала, потому что мне было ужасно скучно, я не понимала половины.

Мне понравилось, что мне банально было ИНТЕРЕСНО. При том, что я знаю сюжет и чем всё кончится, но у меня ни разу за 3 часа не возникло желание, например, залезть в телефон.

На сцене всё время что-то происходило, работал ансамбль, работали декорации, работали пресловутые летающие Луны, которые тоже каждый посчитал нужным обсудить. Ну Луны…а в "Ничего не бойся, я с тобой"– летающий трамвай. Везде какие-то свои фишки... Отвлекают они или привлекают - для каждого зрителя по-разному.

Пресловутые Луны - дроны. Рейстлин - Александр Казьмин, Крисания - Вилена Соколова. Фото - Александр Колбая
Пресловутые Луны - дроны. Рейстлин - Александр Казьмин, Крисания - Вилена Соколова. Фото - Александр Колбая

НО тот же ансамбль меня порой отвлекал. Когда-то какая-то животрепещущая сцена, когда ты сосредоточен только на главных героях, а вокруг постоянно кто-то ходит, лежит на сцене (почему-то в этой версии постоянно хоть кто-то да валяется на полу сцены).

О костюмах не сказал разве что ленивый. Мою психику в большинстве своём они не травмировали, кроме Рейстлина. Как правильно сказал Маэстро, это должен быть гламурный подонок, от которого млеют все девушки. На хромого,согбенного, в каком-то пятнистом плаще, расхристанного, лохматого мага смотришь с жалостью и болью, но не с восхищением.

НеоПИ. Рейстлин - Александр Казьмин
НеоПИ. Рейстлин - Александр Казьмин

В остальных костюмах удивил лишь их рассинхрон: Такхизис в трусах, Карамон – в армейской форме, Конклав – почти из привычного фэнтазийного ПИ.

Такие же ощущения у меня были на «Человеке-амфибии» на Ордынке, где дочь рыбака гуляет в вечернем платье и на шпильках, главный злодей – в костюме Джима Керри из «Маски» (тот желтый, только красный), а профессор Сальватор с прической Эйнштейна, но в комбинезоне космонавта. Будто каждый пришёл из дома в своём, любимом...

Опять же разве что ленивый не высказался о сцене в Бездне. Рейстлин уговаривает Крисанию вместе открыть врата в Бездну, где заточена тёмная богиня Такхизис, которую он планирует убить.

В предыдущих версиях это было тёмное, страшное место, где на Рейстлина обрушиваются все его страхи и кошмары. Они отнимают у него магический посох, кружат, как барракуды, распевая, как он был слаб и нелеп в детстве, как он никому не нужен сейчас. Маг понимает, что они не настоящие, пытается отмахнуться, но ему всё страшнее и страшнее. Они сжимают его в кольцо со словами "умирай, Рейстлин". Он падает закрывает голову руками и в отчаянии кричит " Мааамааааа"....

Жутко? Да, жутко.

А в НеоПИ в Бездне теперь...как бы помягче сказать...бордель! Тёмная богиня Такхизис одета как Дита фон Тиз, а Кошмары - это девчули на 25-сантиметровых каблуках.

Сцена в Бездне. Рейстлин - Александр Казьмин
Сцена в Бездне. Рейстлин - Александр Казьмин

Понятно, что никто из нас в Бездне не был. Может, действительно, там черти никого на сковородках не жарят, а все играют в блэк-джек и наслаждаются женщинами. Но атмосфера....атмосфера пропала... Драйв, нерв... Осталось шоу

Что НЕ понравилось

Музыка. Она стала пресная, я даже не отслеживала перехода с одной композиции на другую. Знаете, как фоновая музыка в кафе, на какую не обращаешь внимания.

На следующий день пересмотрела ЭтеПИ , вот буквально вторая композиция – встреча со жрицей – такие аккорды, аж мурашки бегают. Сейчас какая-то такая музыка, что даже не верится, что это то самое ПИ. Антон Анатольевич объяснил, что аранжировки не поменяли, просто вот так музыку донесли в зал, это технические не доработки. Надеюсь, что бессмертная музыка вернется.

Характеры. Их тоже больше нет.

Если ранее Рейстлин был – сволочью, кукловодом, искусителем, манипулятором. Сейчас он добрый, милый и вообще хороший.

Крисания – гордая, надменная, уверенная в своей исключительной правоте, холодная как сталь, прекрасная как лед. Сейчас – наивная, добрая, эмоциональная.

Карамон – балагур, пьянчуга, подкаблучник, преданный брат. Сейчас – просто ВДВшник.

Не буду продолжать, думаю, понятно. На мой взгляд, герои лишились своих изюминок, стали Агентами из «Матрицы», однотипными, плоскими.

Не знаю, пойду ли я снова именно на эту версию или нет. Разве что посмотреть на красивого Казьмина. Потому что это хорошее, красивое шоу, но без души. Яркая сцена, яркие декорации, всё такое спокойное и миленькое, будто в конце нас ждет хэппи-энд.... Будто спятивший маг не останется абсолютно один в разрушенном мире, Властелин Ничего, не прошедший своё последнее испытание - любовью...

Отдельные видео с мюзикла здесь

Мюзиклонутая