Лидер шиитской Хезболлы погиб. Теперь это уже все признают. Над Тегераном взвилось траурное черное полотнище. Но почему именно шииты вступились за суннитский ХАМАС и потеряли своего лидера? Почему именно они, а не сунниты сейчас в первых рядах борьбы с Израилем? Докладываю.
Всё началось в далеком 1975 году, когда ваш покорный слуга еще под стол пешком ходил. В Ливане вспыхнула гражданская война.
Напомню, что до этого, рокового для Ливана года, государство было одной из самых процветающих арабских стран. Жемчужина, арабская Швейцария, банковская столица Ближнего Востока - так назывался Ливан до тех пор, пока туда не пришли десятки тысяч палестинцев, изгнанных сначала со своей земли, а затем и из Иордании, где попытались захватить власть.
В Ливане испокон веков соседствовали (не всегда мирно, но приемлемо) арабы-христиане (марониты), друзы, мусульмане-сунниты и шииты. Президентом страны мог быть только христианин, главой правительства - суннит, председателем парламента - шиит.
Палестинцы (сунниты) стали устанавливать свои порядки. Их лагеря превратились в независимые государства на территории Ливана, а Южный Ливан, населенный преимущественно шиитами, палестинцы превратили в плацдарм для войны с Израилем.
Гражданская война началась со столкновения ливанских христиан с палестинцами. И понеслась... Если читать отчеты об этом периоде истории Ливана, то чаще всего там употребляется слово "резня". Наверное все советские люди помнят про палестинские лагеря Сабру и Шатилу в Западном Бейруте, которые, кстати, в сентябре 1982 году были оцеплены израильскими войсками, уже зашедшими на территорию Ливана.
В основном в гражданской войне бились друзы и сунниты с одной стороны и христиане - с другой. Шииты принимали в ней наименьшее участие.
Пересказывать всю историю этой войны нет смысла. Факт в том, что в 1982 году власти Израиля приняли решение о наземном вторжении в Ливан. Предлогом послужило покушение на еврейского посла в Бейруте, совершенное 3 июня. Уже на следующий день ВВС Израиля совершили первый налет на ливанскую территорию. 5 июня массированным ударам подверглись десятки населенных пунктов, где находились вооруженные палестинцы. Арабы-сунниты в ответ запустили в Израиль сотни ракет из Южного Ливана. Ничего не напоминает?
6 июня 1982 года израильские бронеколонны вошли в Ливан. Началась операция "Мир Галилеи". ЦАХАЛ довольно быстро оккупировал Южный Ливан, хотя ряд сражений евреев с сирийской армией (вооруженной СССР) были почти провальными и до Бейрута на этом этапе Израиль не дошел.
Поначалу жители Южного Ливана встречали евреев довольно тепло. Наконец-то пришел порядок, а палестинцы-сунниты вытеснены с исконных шиитских территорий. Однако долгую оккупацию шииты терпеть были не намерены. Уже к концу 1982 года (по другим источникам в 1983) шииты при поддержке Ирана создали организацию Хезболла, которая начала партизанскую войну против оккупационного режима.
И вот как-то так, пока Израиль 18 лет сохранял свое присутствие в Южном Ливане, шииты с ним и боролись. Несмотря на то, что они по сути добились своего - Израиль ушел, а юг Ливана сейчас под полным контролем Хезболлы, противостояние с евреями стало, по сути, идеологией боевой организации. Есть между Хезболлой и Израилем и территориальный спор - фермы Шебаа. Это пятачок территории площадью 22 кв. км на стыке Сирии, Ливана и Израиля. Де-юре - сирийская территория, де-факто - под оккупацией Израиля. Хезболла же считает фермы своей землей, исконно принадлежащей шиитам.
Вот так и получилось, что началось всё с палестинцев-суннитов, а закончилось войной шиитской Хезболлы и Израиля. Вплоть до того, что теперь шииты являются самыми ярыми защитниками государственности этих самых палестинцев, тогда как другие суннитские государства, извините за выражение, язык засунули. Вот такой вот зигзаг истории.
Ну и конечно же, главным фактором противостояние Хезболлы является антиизраильская позиция шиитского Ирана. Который пока ограничился подъемом траурного полотнища.
Доклад закончил.
Подписываемся. Работаем.
Илья Гусаров