Славянское фэнтези – устойчивый тренд, отличительная черта которого – использование славянского (или близкого к нему) фольклора. Это литературное направление сформировалось в России в середине девяностых годов и в последнее время активно набирает популярность. В книгах данного жанра используются архаизмы, древнеславянские (или имитирующие их) имена, персонажи славянского фольклора (ведьмы, упыри, пантеон славянских богов и тп) и традиции русского эпоса.
В этой подборке я бы хотела познакомить вас с 7 интересными, на мой взгляд, книгами в жанре славянского фэнтези. Это ни в коем случае не рейтинг или топ лучших. Позиции распределены абсолютно рандомно и тайного смысла в них нет.
1. Лия Арден «Мара и Морок».
Я умерла много лет назад, но когда моя помощь понадобилась правителям Аракена, меня подняли из могилы. Таких, как я, в народе называют Марами. Когда-то давно нас было семеро. Меня и шестерых сестер отметила сама богиня смерти Морана. Сейчас лишь немногие помнят о том, что мы избавляли леса от нечисти и отправляли неупокоенные души в потусторонний мир. Годами позже мы оказались втянуты в политику, и это нас всех и погубило. И теперь байками о Марах, скитающихся по земле с собственной головой подмышкой, пугают детей…
В свое время цикл книг о юной Маре был весьма популярен среди книжных блогеров и читателей. Это интересная, но тривиальная история с легким налетом славянской мифологии. Слог автора простой, местами даже примитивный на мой взгляд. Читается легко и быстро. Отлично подойдет для тех, кто только начинает свой читательский путь, а также для выхода из затяжного нечитуна.
2. Анастасия Андрианова «Сквозь топь и туман».
С приходом ночи болота оглашаются воем упырей, и беда тому, кого темнота застанет в пути. Год назад болотные твари утащили младшего брата Мавны, Раско, и вся её жизнь переменилась: мать слегла от болезни, старший брат стал нелюдимым и вспыльчивым, а сама Мавна будто оледенела, разучилась радоваться. Однажды в деревне объявляется незнакомец и дарит Мавне лягушачью шкурку, а вместе с ней – надежду, что Раско еще можно спасти. Мавне придётся шагнуть за ограду, в стылый туман, и лишь Покровители знают, кто встретится ей на этом пути.
Недавнее для меня открытие, закончила читать буквально на днях. Атмосфера темных и жутких болот, разбавленная ароматами свежего хлеба и морошкового кваса. Хорошо прописанный мир, живые главные и второстепенные персонажи, приятный авторский слог. История об обычной девушке, которая отправляется в путь чтобы вернуть брата и свою комфортную жизнь. Если вам надоели сюжеты про спасение мира ради великой цели, то эта книга определенно для вас.
3. Способина Наталья «Прядущая».
Солнце, горы, море… Отправляясь в отпуск, Надя даже не подозревала, что вместо заслуженного отдыха получит приключения, которых уж точно не планировала. А именно – попадет в шторм и окажется… в мире собственного романа. Древние боевые ладьи, город-застава Свирь, храбрый воевода Радимир, принявший Надю за свою пропавшую сестру, – как все это стало реальностью? И главное – если это ее роман и придуманные ею персонажи, почему она не знает о загадочном побратиме воеводы ничего, кроме его настоящего имени?..
Это не классический роман о попаданке. Здесь нет королей, драконов и рыцарей, а у героини не появляются суперспособности с первых страниц. Неспешное и медленное повествование отлично подходит для лёгкого чтения и погружения в авторский мир. Приятный подарок читателю – стихи в начале каждой главы.
4. Ли Бардуго «Тень и Кость».
События развиваются в государстве Равка. Его делит на две части Тенистый Каньон, где живут волькры – чудовища, убивающие всех, кто ступит на их землю. Пересечь эту опасную территорию предстоит отряду, в который входит Алина Старкова – хрупкая, ничем не примечательная девушка, выросшая без родителей в сиротском приюте. Пытаясь защитить своего друга Мала от неминуемой смерти, героиня открывает в себе уникальную силу, которая позволяет ей войти в мир магической элиты королевства.
Сама тема борьбы света и тьмы, добра и зла не новая, но весьма интересно обыграна автором. Повествование относительно быстрое и торопливое, отчего страдает раскрытие персонажей. В особенности достается второстепенным героям. Складывается впечатление что автор вдохновилась эстетикой имперской России, но не вникла в суть. Понравится более юным читателям, тех кто постарше вероятно будут раздражать метания главной героини.
5. Андрей Рубанов «Финист – ясный сокол».
Здесь современное переплетается с древним, а обыденное с волшебным, связываются судьбы героев. Любовь движет миром, да так, что он едва не покидает ось. Девка Марья, ее возлюбленный Финист и три Ивана-рассказчика, которые делают все, чтобы суженые встретились – и неважно, что сами они любят ее без надежды на взаимность.
Классическая сказка в необычной подаче, так называемый ретейлинг. У автора красивый и поэтичный слог, нет лишней «воды» в тексте. Это многоуровневый роман, который полностью разрушает законы классического фэнтези. Читается на одном дыхании и оставляет после себя приятное послевкусие.
6. Рита Хоффман «Мрачный взвод».
Их было трое – Варна, Дарий и Свят. Старшая дочь, брошенная отцом в лесу, сирота, метивший в святые, и нелюдимый звереныш, не расстающийся с мечом. Они росли вместе, пока однажды судьба не развела их: двое присоединились к Мрачному Взводу, а третий вступил в Святой Полк.
Колоритное темное фэнтези с серой моралью. Здесь нет романтизации ведьм и нечисти. Ритуалы проводятся не на ромашках и камушках, люди гибнут, истребляются целые деревни. С первых страниц автор окунает нас в омут событий и не отпускает до самого конца. Слог легкий, главы небольшие. Отлично подойдёт любителям мрачного фэнтези.
7. Иван Белов «Заступа».
Новгородская земля, XVII век, дикий, неосвоенный край, место, где самые страшные легенды и сказания становятся былью, а Конец Света ожидается как избавление. Здесь демоны скупают души, оборотни ломают ворота, колдуны создают тварей из кусков человеческих тел, ходят слухи о близкой войне, а жизнь не стоит ломаного гроша. Леса кишат нечистью, на заброшенных кладбищах поднимаются мертвецы, древние могильники таят несметные сокровища, дороги залиты кровью, а с неба скалится уродливая луна, несущая погибель и мор.
Прекрасный образец жуткого славянского фэнтези. Самое интересное – главный герой. Он не прекрасный юноша с золотыми волосами, а типичный вурдалак. Нагоняет страха, питается кровью юных девиц, но при этом местами человечнее некоторых живых. Отличный самобытный роман с ноткой черного юмора.