Найти в Дзене
Факты про артефакты

Сюрприз от Фаберже желтой эмали с копией кареты - поздравление для Императрицы

Оглавление
Яйцо мастерской Фаберже, 1897
Яйцо мастерской Фаберже, 1897

Когда древние языческие ритуалы и церемонии были обращены в христианство, яйцо, всегда считавшееся символом плодородия и жизненной силы, естественным образом стало символом Воскресения. Очевидно, что традиция обмениваться яйцами во время Пасхи имеет глубокие корни. Мы можем проследить практику росписи яиц на религиозные темы еще с XIII века.

Однако обычай преподносить сложные пасхальные яйца-"сюрпризы" утвердился только в начале XVI века, благодаря королю Франции Франциску I, покровителю искусств, который получил в подарок яичную скорлупу с резьбой, изображающей Страсти Христовы.

Яйцо мастерской Фаберже, 1897
Яйцо мастерской Фаберже, 1897

История появления ювелирно украшенных пасхальных яиц

Пожалуй, наиболее заметные образцы пасхальных яиц как произведений искусства, наиболее важные для нашего, скажем так поверхностного изучения, творчества Фаберже, были созданы во Франции. В семнадцатом и восемнадцатом веках позолоченные и расписные яйца, которые приносили Людовику XIV в пасхальное утро, преподносились его придворными и слугами с большой помпой и церемониями.

Однако при Людовике XV и вручение, и украшение пасхальных яиц происходили в более беззаботном духе. Чаще всего получателя одаряли отчетливо выраженными двустишиями, изящно обрамляющими яйцо. Некоторые из лучших художников Франции, такие как Ватто, Буше и Ланкре, посвятили свой талант росписи яичной скорлупы.

Яйцо мастерской Фаберже, 1897
Яйцо мастерской Фаберже, 1897

В результате они создали изящно задуманные композиции галантного и несколько неуместного характера. Одно из таких редких расписных яиц было продано в Париже в салоне Друо в 1914 году за 25 000 золотых франков.

Факт. Людовик XV подарил мадам дю Берри особенно большое яйцо. Яйцо было богато украшено его придворным ювелиром и скрывало в себе прекрасно выполненного купидона.

Я не смог найти никаких точных сведений о яйце, покрытом белой эмалью, изготовленном для одного из испанских принцев парижским ювелиром. На внешней стороне яйца было начертано Евангелие, и, как говорили, в нем находился маленький механический петушок, который пел две разные мелодии.

Яйцо \ сюрприз мастерской Фаберже, 1897
Яйцо \ сюрприз мастерской Фаберже, 1897

На Пасху Людовик XVI подарил мадам Виктуар де Франс, дочери Людовика XV, всего два утиных яйца. Однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что каждое яйцо содержит небольшую приятную сценку с группой фигур, вылепленных из воска и изображающих эпизоды из подлинной драмы.

Эта история повествовала о мужестве и благородстве семидесятилетнего мужчины по имени Луи Жилле, который спас простую деревенскую девушку из рук двух мужчин и отказался принять какую-либо награду после того, как благополучно доставил ее домой к родителям. Новизна и любопытство в искусстве, хотя это никогда не находило выражения в чем-то столь же захватывающе скандальном, как ранние французские образцы.

Яйцо \ сюрприз мастерской Фаберже, 1897
Яйцо \ сюрприз мастерской Фаберже, 1897

Другое время

Прежде чем приступить к детальному изучению Императорских пасхальных яиц, одной из самых необычных серий подарков, когда-либо задуманных и воплощенных в жизнь, надо подумать о конкретных обстоятельствах, сложившихся в то время, тем более что они так сильно отличаются от наших реалий.

....Каждый художник, создает свои работы в рамках определенных условностей, которые мы должны понять, прежде чем сможем оценить его успех. Некоторые из самых известных критических замечаний связаны с непониманием этого обязательства...
лорд Дэвид Сесил
Яйцо (фрагмент) мастерской Фаберже, 1897
Яйцо (фрагмент) мастерской Фаберже, 1897

Нам, с нашей строго контролируемой экономикой, требуется героическое усилие воображения, чтобы представить себе сцену во дворце пасхальным утром. Когда царица обменялась со своим мужем приветствием "Христос воскресе" и традиционными троекратными поцелуями, она открыла футляр с новейшим произведением Фаберже, созданным специально для того, чтобы доставить ей удовольствие.

Чтобы найти какие-либо возможные параллели этим королевским подаркам, мы должны вспомнить времена Мельхиора Динглингера и его творений для курфюрста Саксонии, или Джеймса Кокса и его потрясающей коллекции механических часов для императорских дворцов Цзянь Лун в Пекине, Юань Мин Юань и Йехоля.

Яйцо (фрагмент) мастерской Фаберже, 1897
Яйцо (фрагмент) мастерской Фаберже, 1897

...ход времени определяется ходом этих часов...
мистер Саймон Харкорт-Смит

Императорское коронационное яйцо бренда Фаберже

Это изысканное яйцо из красного золота, покрытое полупрозрачной лимонно-желтой эмалью и установленное на гравированном фоне, обрамлено решеткой из лавровых листьев зеленого и золотого цветов. На каждом перекрестке клетку украшает императорский двуглавый орел из желтого золота, покрытый непрозрачной черной эмалью.

Императорское коронационное пасхальное яйцо было создано в 1897 году в качестве подарка царя Николая II для своей жены Александры Фёдоровны, Императрицы Всероссийской. Изысканное яйцо стало первым в своем роде, приуроченным к политическому событию — приезду королевы в Москву 26 мая и дню их коронации в Успенском соборе.
Яйцо (фрагмент) мастерской Фаберже, 1897
Яйцо (фрагмент) мастерской Фаберже, 1897

Яйцо украшено крупным бриллиантом с портретом в верхней части, обрамленным десятью сверкающими бриллиантами. Сквозь поверхность камня видна монограмма императрицы, коронованная буква "А", выполненная из розовых бриллиантов, и буква "Ф", выполненная из рубинов-кабошонов, расположенных на непрозрачной белой эмалевой пластинке.

Яйцо (фрагмент) мастерской Фаберже, 1897
Яйцо (фрагмент) мастерской Фаберже, 1897

Другой бриллиант с изображением портрета, меньшего размера, вставлен в россыпь розовых бриллиантов в нижней части яйца, под которым на аналогичной табличке выгравирована дата.

Сюрприз, заключенный в эту замысловатую оболочку, представляет собой точную копию императорской кареты, которая использовалась в 1896 году на коронации Николая и Александры в Москве и которая была построена Иоганном Конрадом Букендалем в 1793 году для Екатерины II. Копия имеет те же двери, колеса, складные стульчики и амортизаторы. На его вершине также находится миниатюрная императорская корона.

Яйцо (фрагмент) мастерской Фаберже, 1897
Яйцо (фрагмент) мастерской Фаберже, 1897

Каждая мельчайшая деталь реальной кареты была тщательно изучена и заложена в эту версию - копию. На создание копии, созданного молодым Георгом Штайном, ушло почти 13 месяцев.

Просто факт. Зарплата Георга Штайна считалась щедрой и составляла 5 рублей (или 10 шиллингов) в день, то есть в те дни, когда Штейн работал у Кортманна по шестнадцать часов в день, он зарабатывал всего три рубля в день.
Но условия в мастерской Кортманна были лучше, чем в мастерской Фаберже до переезда в новое помещение в 1900 году.
Желто-черная яичная скорлупа является отсылкой к роскошному золотому одеянию, которое было на царице во время ее коронации. На внутренней поверхности раковины имеется грубая надпись "Вигстром", имя ассистента Перчина.

Как сообщается на сайте музея Фаберже, в лаконичной накладной на императорское коронационное яйцо, которое было отправлено королю, от 18 апреля 1897 года было написано: «Яйцо желтой эмали и карета». Оно было оценено в 5500 рублей и несколько раз выставлялось в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Яйцо (фрагмент) мастерской Фаберже, 1897
Яйцо (фрагмент) мастерской Фаберже, 1897

Императорская корона, увенчанная розовыми бриллиантами и шестью двуглавыми орлами, украшает верхушку этого шедевра ювелирного искусства. Повсюду установлены окна из горного хрусталя с гравировкой и платиновые шины, а решетки, инкрустированные бриллиантами, и императорский орел в бриллиантах украшают каждую дверь. Каждая деталь этого изделия была тщательно обработана до совершенства.

Яйцо мастерской Фаберже, 1897
Яйцо мастерской Фаберже, 1897

Яйцо ордена Святого Георгия от Фаберже

Одно из самых изысканных изобретений Фаберже всех времен, яйцо ордена Святого Георгия было последним яйцом, которое царь Николай II подарил своей матери в 1916 году. Этому яйцу не хватает сияния, характерного для других императорских яиц, а также оно лишено драгоценных металлов и камней, поскольку оно было изготовлено во время Первой мировой войны.

Яйцо ордена Святого Георгия от Фаберже, 1916
Яйцо ордена Святого Георгия от Фаберже, 1916

Яйцо имеет приглушенный стальной вид, изготовлено из серебра и матовой опалесцирующей белой эмали. На нем также размещены миниатюрные акварельные картины императора и его сына Алексея. Их скрывают знак ордена Святого Георгия (высшее военное признание России того времени) и серебряная медаль того же ордена соответственно. Все это переплетено черной и оранжевой георгиевской эмалевой лентой в оттенках пороха и пламени.

Яйцо ордена Святого Георгия от Фаберже, 1916
Яйцо ордена Святого Георгия от Фаберже, 1916

Вензеля Марии Федоровны встроены на обоих концах. Хотя в этом яйце не было никаких сюрпризов, это единственное яйцо, которое вдовствующая императрица взяла с собой во время своего изгнания.

Под руководством Карла Фаберже мастерская выпустила около 54 ювелирных изделий, которые мы знаем под общим названием «Яйцо». Рассказать о каждом из них сразу не получится, да и, возможно, это и не нужно. Но я буду возвращаться к этим уникальным творениям время от времени.

Музеи
137 тыс интересуются