Тема целесообразности изучения иностранных языков детьми в школе вскрыла один очень неприятный для нас, русских, вопрос. Он касается культуры и нашего характера. По этой же теме я ещё послушала один интересный радиоэфир братьев Щипковых, которые изучали данную проблему.
На самом деле, со времён Петра I началось наше поклонение перед европейской культурой. Историки могут рассказать подробнее, а я так - общими мазками. Петр I прорубил то самое "окно в Европу", но русская элита не спешила менять свои устои и преклоняться перед западом. Но император использовал всю свою власть, чтобы повернуть Россию к Европе, насильно насаждая моду. И потихоньку началось. Помогали особенно те, кто хотел выслужиться. Двор начал наполняться иностранцами, всё европейское приветствовалось. Таким образом внедрилась культура (воспитатели и гувернантки у детей дворян - иностранцы, жены и мужья у представителей царской династии - тоже иностранцы). Уже тогда европейские элиты понимали, что такое мягкая сила и чего с ней можно добиться. Западничество как вошло в моду, так и осталось с нами по сей день. Даже в советское время было преклонение перед заграничным.
Конечно, носители такого культа изначально были не все. В царской империи - представители высших сословий, в советское время - часть номенклатуры, члены их семей и интеллигенция. Когда мы обращаемся к прошлому, то ориентируемся именно на этих представителей общества, а не на интересы простых людей. Потому что информацию мы черпаем из мемуаров, литературных произведений, биографий. А это всë про каких-то ярких личностей, а не про Фёклу-батрачку или дядю Васю тракториста. Начиная с 90-х годов, уже пошло массовое вовлечение в западную культуру.
Можно, конечно, говорить о том, что мы такие не одни. Дядя Сэм, например, зомбирует и другие народы. Это действительно так. Но знаете, что нас сильно отличает? Мы самые увлекающиеся люди. Если мы изучаем иностранный язык, то нам мало выучить слова и произношение. Мы начинаем погружаться в культуру носителей изучаемого языка. Стараемся походить на них. Вплоть до наряжания в их национальную одежду. У других народов такого нет.
Один из братьев Щипковых в радиоэфире сказал, что в этом наша сила. Мол, наша культура так сильна, что мы можем себе позволить погружаться в чужую. Но я с этим не соглашусь. Это было бы верно, если бы наша культура, наш русский колорит у нас бы преобладал. Если бы мы гордились чем-то своим родным, национальным. А у нас этого, к сожалению, нет. Если у нас кто-то оденется в русский народный костюм не потому что ему выходить на сцену в качестве народника, а просто так - на праздник, например, человека сочтут дурачком или сектантом. Зато если русский нарядится в индийское сари или японское кимоно - отнесутся с уважением! О, надо же, человек увлекается индийской или японской культурой - как это интересно и похвально! Отмечать ирландские, американские, немецкие праздники - это же круто! Попраздновать День семьи, любви и верности или Яблочный спас - "фу, что за отстой".
Конечно, то, что мы такие восприимчивые, возможно, хорошо. Но надо уметь использовать эту нашу способность нам во благо. Надо уметь перенимать что-то положительное и внедрять в нашу культуру так, чтобы это нельзя было идентифицировать как нечто чуждое. Вот положительный пример с нашей кухней: мы прекрасно адаптируем под себя зарубежную кухню. Наши суши сильно отличаются от японских, как и наша пицца от итальянской. Но идеи блюд пришли оттуда. Или вот взять к примеру то, как Пушкин внедрил французскую грамматику в русский язык. Вот так должно быть! Должно происходить обогащение нашей культуры с последующим развитием, а не слепое копирование. Этому надо учиться.
Но пока у нас модно воссоздавать "английский стиль", "скандинавский стиль", ещё какой-нибудь стиль. Уходя от английского языка, бросаемся в объятия китайского или арабского. Хочется некоторым русским (славянам) духовности - бегут принимать ислам или буддизм. Неужели мы не чувствуем, что отрицание собственной культуры нам навязано и это ненормально? Что ж мы такие ведомые? Почему лишены культурной гордости?