Несколько лет назад были обнародовали результаты двух статистических исследований, которые страшно обрадовали так называемых «защитниц прав женщин» - потому что гласили, что для жизни и развития маленьких детей важны только бабушки по материнской линии, в то время как бабушки со стороны отца либо бесполезны, либо могут даже вредить своим внукам. Феминистская общественность раструбила по всему интернету весть о том, что «свекрухи не нужны!», и теперь этот стереотип довольно прочно закрепился в общественном мнении. Однако если посмотреть на это исследование повнимательнее, можно обнаружить, что в нем есть серьезные изъяны, не позволяющие назвать его строго научным. Проще говоря, на самом деле оно вовсе не доказывает, что бабушки по мужской линии чем-то хуже бабушек со стороны матери и прочих родственников.
Изначально целью этих исследований было узнать, влияет ли в принципе наличие бабушек на жизнь и здоровье внуков. Как известно, человек – один из немногих видов млекопитающих, в жизни которых есть такое явление, как менопауза, когда женщина уже не может забеременеть и родить ребенка. У других животных, за исключением нескольких видов китов, самки рожают детенышей до глубокой старости, и ученых давно интересовало, почему в процессе эволюции у людей и китов развилась такая особенность. Уже давно было высказано предположение, что пожилые женщины у нашего вида были нужны, чтобы помогать более молодым заботиться о детях, присматривать за ними, увеличивая их шанс выжить и дожить до взрослого возраста. И вот социологи из Финляндии и Канады решили проверить это на практике: правда ли, что наличие бабушек увеличивает шансы внуков на долгую жизнь?
Предметом исследования финских ученых стали семьи, жившие на территории Финляндии в 1731-1895 годах. Благодаря сохранившимся записям в церковных книгах, можно было подсчитать, сколько детей в этот период скончались в раннем возрасте, а сколько выросли и стали взрослыми, и узнать, были ли в это время живы их бабушки и жили ли они вместе с внуками или хотя бы неподалеку от них. Были проанализированы жизни 5815 детей из примерно тысячи семей, и оказалось, что в тех случаях, когда бабушки в возрасте от 50 до 75 лет со стороны матери жили где-то рядом со своими внуками, а значит, скорее всего, помогали дочерям растить детей, внуки на 29,5% реже умирали в возрасте до 5 лет и намного чаще доживали до 15. Если же бабушкам по женской линии было больше 75 лет или если они жили слишком далеко, в другой деревне или городе, то процент детской смертности среди их внуков возрастал. Что же касается бабушек по отцовской линии, то если им было 50-75 лет, то на продолжительности жизни внуков это никак не сказывалось, а если они были старше 75, то внуки не доживали до 5 лет на 37,1% чаще.
Похожие результаты получили и канадские социологи, исследовавшие семьи французских переселенцев в Канаду, живших там в период с 1608 по 1799 годы. Канадцы изучили 7 164 семей, где роли 56 767 детей, у 3 382 из которых имелись бабушки со стороны матери. Как оказалось, в тех семьях, где были бабушки по женской линии, жившие не дальше чем в 325 километрах от своих дочерей и их детей, эти дети тоже реже уходили из жизни в юном возрасте, а кроме того, дочери этих бабушек в среднем несколько раньше рожали первого ребенка. И чем ближе к внукам жили их бабушки по материнкой линии, тем лучше была их выживаемость, в то время как наличие рядом бабушек со стороны отца опять-таки ни на что не влияло.
Вывод из обоих исследований на первый взгляд вроде как очевиден: только с бабушками по женской линии внукам живется лучше – они помогают дочерям, заботятся о внуках, ухаживают за малышами во время болезни и приглядывают за ними, не давая заниматься чем-то опасным, благодаря чему у них появляется больше шансов дожить до взрослых лет. Бабушки же по линии отца в жизнь внуков не включаются, любви и заботы им не дарят, так что с ними жизнь внуков никак не улучшается и может даже ухудшиться. Этот вывод сделали ученые, потом его подхватили не особо вникшие в исследования журналисты, а потом он и вовсе «врос» в общественное мнение, которое интерпретировало его так, что бабушки с отцовской стороны стали считаться чуть ли не врагами их родных внуков.
Однако если посмотреть на работу финнов и канадцев со строго научной точки зрения, то можно увидеть, что, проводя свои исследования, они упустили из виду – а может быть, и специально проигнорировали – важные особенности, которые тоже должны были влиять на жизнь детей в семьях прошлых веков и на взаимоотношение бабушек и внуков. Прежде всего, это тот факт, что почти во всем мире почти во все времена, включая и Канаду с Финляндией в XVII-XIX веках, семьи были патриархальными, и выражалось это, в числе прочего, в том, что женщина после свадьбы чаще всего переезжала жить в дом мужа. Случаи, когда, наоборот, муж переселялся в семью жены, почти во всех культурах были редкими исключениями. А это значит, что в семьях с детьми бабушки и дедушки по отцовской линии чаще всего жили со своими внуками в одном доме, в то время как бабушки и дедушки со стороны матери жили отдельно от внуков, иногда весьма далеко. Эти традиции даже отражены в языках некоторых народов: например, по-корейски родители отца называются «главными бабушкой и дедушкой», а родители матери – «внешними бабушкой и дедушкой».
Но если родственники живут под одной крышей, они в любом случае заботятся друг о друге и помогают друг другу – даже если у них не самые лучшие отношения. Старшие родственники при этом в любом случае присматривают за младшими, а поскольку в прошлом за детьми в подавляющем большинстве случаев присматривали женщины, то получается, что бабушки со стороны отца раньше помогали невесткам с внуками «по умолчанию». При этом бабушки по материнской линии, если они жили не слишком далеко от дочерей, конечно, тоже виделись с ними и с их детьми, бывали у них в гостях и приглашали их к себе и тоже приглядывали за внуками и заботились о них. То есть, дети, у которых «в шаговой доступности» имелись обе бабушки, получали любовь и заботу от них обеих, причем от папиной мамы чаще всего больше, чем от маминой, потому что папина была все время «под боком», а мамина жила отдельно. Соответственно, на самом деле исследования канадских и финских специалистов показали, что детская смертность была ниже в тех семьях, где о детях заботились две бабушки, чем в тех, где бабушка была в наличии только одна. То есть, исследователи вообще-то всего лишь подтвердили и без того всем известный факт, что два близких человека для ребенка – лучше, чем один, и что две помощницы для матери маленьких детей, облегчают ей жизнь сильнее, чем одна.
Что же касается более высокой детской смертности в семьях, где бабушки по мужской линии были старше 75 лет, то это можно объяснить тем, что в прошлые века это был очень пожилой, преклонный возраст, а значит, эти бабушки, скорее всего, уже много болели и им самим требовался серьезный уход, из-за чего их сыновьям, невесткам и другим родственникам приходилось уделять внимание не только детям, но и им. Другими словами, бабушки в возрасте 75+ не были виноваты в том, что их внуки чаще умирали в детстве – причиной этого была в целом тяжелая жизнь в прошлые века, когда молодым и здоровым членам семьи приходилось разрываться между несколькими слабыми и больными родственниками, между детьми и стариками.
Кроме того, нельзя забывать, что большинство семей в те времена были многодетными, то есть, у большинства бабушек было несколько детей, причем чаще всего были и сыновья, и дочери – большие семьи, где рождаются только мальчики или только девочки, встречаются редко. А значит, многие бабушки по отцовской линии, названные в исследованиях «неважными» для внуков, одновременно являлись и бабушками со стороны матери для других своих внуков. И если брать общество в целом, то можно сказать, что все бабушки были жизненно важны для всех маленьких детей – притом, что в каждом конкретном случае какая-то бабушка могла уделять больше внимания одним внукам и меньше другим.
Что же получается в итоге? Две группы западных ученых потратили немалые средства на исследования, чтобы обнаружить и так очевидную истину – о том, что чем больше вокруг ребенка заботящихся о нем родственников, тем для него лучше. Причем их исследования даже не были строго научными: их можно было бы так назвать, если бы социологи проверили равное количество семей, в которых была только бабушка о стороны отца и только бабушка со стороны матери, и при этом все остальные условия жизни в семьях были бы одинаковыми. Но такие исследования никто не проводил, да и вряд ли это вообще возможно.
И ко всему прочему, ученые, изучавшие канадские и финские семьи, еще и подогнали результаты своей работы под современную феминистскую повестку, объявив бабушек со стороны отца – ненавистных феминисткам «мам мальчиков», которых те любят обвинять во всех смертных грехах – ненужными и даже опасными для внуков. Было ли это сделано специально, чтобы выслужиться перед спонсорами и получить гранты на новые исследования, или у тех, кто проделал эту работу, просто уже были настолько помыты мозги «борьбой с угнетением женщин», что они действительно не обратили внимания на перечисленные выше факторы, не подумали о том, что внуки в прошлом обычно жили с бабушками по мужской линии?
Ответить на этот вопрос могут лишь сами финские и канадские социологи, вот только им его вряд ли когда-нибудь зададут. Но так или иначе, а безоговорочно верить выводам из подобных исследований точно нельзя – стоит сперва проверить, не было ли в ходе этих исследований упущено кое-что важное, меняющее всю представленную учеными картину.
Хотя в данном случае абсурдность выводов, сделанных канадцами и финнами, легко увидеть, если посмотреть на любую нормальную семью, в которой есть «полный комплект» бабушек и дедушек – по маминой и по папиной линии. Которые одинаково любят своих внуков и одинаково любимы ими.
Татьяна Минасян