#кинообзор, #НилГейман, #экранизации, #адаптации, #фильмы, #сериалы, #фэнтези, #сказки, #мифология
«Коралина в стране кошмаров»
Что ж, ещё один великолепный мультик по одной из ранних работ гениального Геймана. Сюжет не очень оригинален – взрослеющий ребёнок, разочарованный переездом и игнором родителей, обнаруживает вход в альтернативную реальность, где родители невероятно любвеобильны и заботливо, но… всё как-то слишком хорошо и искусственно, вплоть до глазок-пуговок. Альтернативка оказывается сотонинской обманкой, но в тоже время и инициатическим испытанием, пройдя которое, Коралина взрослеет и примиряется и с собой, и с родителями.
«Звездная пыль»
А это великолепная сказка в лучших мифологических традициях всех времён. Сами гляньте – паренек-из-Англии, то есть обычной, профанной, посюсторонней реальности проникает в реальность альтернативную, сказочную. Причём проникает самым что ни на есть верным образом – ну то есть одним из них – обманным, незаконным путём. Там он, или, вернее, его подбивает принцесса, явно целенаправленно и сознательно, дабы заделать наследника, ибо сама в плену. Чувачок, хоть и рискнул и преуспел попасть в застенье, сам явно персонаж технический, пешка. А вот нарождённый и переданный оттуда сынарий непрост – он избранный, будущий король Застенья. Конечно, придётся децл испытаний перенесть, но это всё так, для проформы скорее – никто особо не напрягается вусмерть, даже звездочка перед угрозой буквального растерзания.
Все персонажи там и символичны, ибо классика, и даже имена их говорящи – сам герой -Тристан, самая лютая ведьма – Ламия (зачётно смотрится состаренная Пфайффер), капитан Шекспир (Роберт де Ниро, О-О-О!), прикидывающийся грозным пиратом, на самом деле добряга транссексуал. Бестолковый выводок поржняковых наследников престола не имеют даже настоящих имён – какие-то Первый, Седьмой и т.д., вполне закономерно стирают друг друга из истории. Даже «вавилонская свеча» - универсальное магическое средство, и то знакова – в самом деле, какая же ещё, если не вавилонская. Показательна и попытка «отдать должок» несостоявшейся «возлюбленной» - принести обещанную звезду, закономерно обернувшуюся пылью. Как и итоговый хэппи-энд – царю-из-грязи Штормхолда, нашедшего звезду, она закономерно полагается в супруги с последующим вечным алхимическим браком на небесах. Браво, Нил Батькович!
«Зеркальная маска»
Это, опять-таки, классическая – то есть сказочная и мифическая история инициации. Крайне недовольная своей глупой участью жертвы папенькиной мечты – актриски в захудалом цирке, Хелена попадает для решения проблемы в альтернативный мир. Тот, который она уже и предвидела, и таким образом опять оказывается избранной, и в качестве решения проблем этого Зазеркалья она проходит возрастную – и личностную инициацию. Можно, конечно, поспекулировать на предмет того, что вся её альтернативная реальность сиречь метафора для малышей. Ну, пусть так – и что с того? От этого сказка ничуть не хуже, главное, что мы всё понимаем правильно. Как обычно, символов, знаков, намеков и пасхалок напихано под самую черепушку, ну то есть до фига – Темная принцесса как Тень героини, Зеркальная маска – одновременно и самосокрытие от всех и взгляд внутрь себя, Темная королева – образ токсичной матери, ну и вся сюрреальность – собственные чуланы подсознания. Примерно как у небезызвестной Алисы, с замечательными фэнтезийными образами всех потусторонних монстриков.
«Нигде и Никогда»
Шестисерийный мини-сериал про вторжение смысла в вашу жизнь. Точнее, в жизнь юного лондонского клерка, вроде бы успешно идущего проторенным путём успеха – работа в хорошей компании, симпатишная и амбициозная невеста, относительная независимость… Но не тут-то было – "случайное" столкновение с иной, параллельной реальностью разом лишает Ричарда всего, его жизнь просто стирается, оказывается пацан у разбитого корыта, теперь приходится создавать жизнь, начиная с себя самого, заново. То есть кинцо опять про инициацию, где он лишается пластикового фуфла, зато получает доступ в альтернативную реальность, как внешнюю – снова мы встречаем здесь альтернативу Лондону поверхностному другим, Под-Лондоном (что как бы намекает), так и внутреннюю, ведь это иллюстрация не только незамечаемой успешными людьми изнанки общества потреблятства, но и его собственного подсознания и даже Тени. Тут вам будут и два эстетствующих киллера, и обязательная повесточка в лице темнокожей Охотницы, оказавшейся предательницей, и крысословские обитатели подземелий, и ангел, что почище самого дьявола, и, конечно, целая принцесса, с которой всё и началось, с самым гениальным именем, которое только и может быть у девушки c точки зрения вьюноши – Д`верь (D`oor). И его нелепая попытка отказаться от невероятного шанса, даже прямого предложения, которая она ему делает. Конечно, попытка вернуться в дебильную профаническую реальность безуспешна – вкус дерьмового пластика теперь уже не отбить ничем.