Найти тему
История и культура Евразии

Башкиры: Угорское племя Еней и его влияние на этногенез башкир

Оглавление

Еней — это угорское или булгарское племя, которое сыграло значительную роль в формировании этнической структуры народов, населявших территорию современного Поволжья и Урала. В частности, енейцы стали важной частью этногенеза башкир и татар, что подтверждается работами известных историков и тюркологов, таких как Ахмет-Заки Валиди.

#### Происхождение и расселение енейцев

Енейцы, как предполагается, имеют угорское происхождение, что указывает на их связь с финно-угорскими народами. Однако их взаимодействие с булгарами и другими тюркскими племенами привело к сложному этнокультурному смешению. Это смешение происходило в разные исторические эпохи, когда енейцы мигрировали на обширные территории, включая современные Татарстан и Башкортостан.

Исторические источники также упоминают о присутствии енейцев среди средневековых венгров. Это свидетельствует о том, что енейцы могли участвовать в миграционных процессах, которые затрагивали не только восточноевропейские, но и центральноевропейские регионы. В результате этого взаимодействия енейцы оставили свой след в культуре и языке венгров, что также подчеркивает их значимость в истории.

Константин Багрянородный писал о составе венгров:

  • Первый - этот. От хазар отколовшийся, вышеназванный род каваров. Второй - род Неки, третий - Мегери. Четвертый - Куртугермат. Пятый - Тариана. Шестой - Генах. Седьмой - Кари. Восьмой - Каси.
Константин VII Багрянородный (Порфирородный, Порфирогенет, 17/18 мая 905, Константинополь — 9 ноября 959, Константинополь) — византийский император из Македонской династии, номинально царствовал с 913, фактически — с 945 года
Константин VII Багрянородный (Порфирородный, Порфирогенет, 17/18 мая 905, Константинополь — 9 ноября 959, Константинополь) — византийский император из Македонской династии, номинально царствовал с 913, фактически — с 945 года
  • Упомянутый Константином Багрянородым род Мегери соответствует современному написанию самоназвания венгров Мадьяр. Гермата соответствует башкирскому племени Юрматы и венгерскому Дьярмат. Генах - башкирскому племени Еней.

### Этноним «еней»: Исторический и лингвистический контекст

#### Происхождение этнонима

Лингвисты выдвигают различные гипотезы о происхождении этнонима «еней». Одной из наиболее распространенных точек зрения является его связь с башкирским названием племени — йэнэй. Это делает возможным предположение о существовании общего корня в языках тюркских и угорских народов. Дьюла Немет, известный исследователь в этой области, связывает слово «jeno» с формами «jenee» и «jeneu», что указывает на его древние корни.

Дьюла Немет (2 ноября 1890, Карцаг, ныне медье Яс-Надькун-Сольнок — 14 декабря 1976, там же) — венгерский востоковед, лингвист, тюрколог. Лауреат Премии имени Кошута (1948)
Дьюла Немет (2 ноября 1890, Карцаг, ныне медье Яс-Надькун-Сольнок — 14 декабря 1976, там же) — венгерский востоковед, лингвист, тюрколог. Лауреат Премии имени Кошута (1948)

Интересно, что этноним «еней» также сопоставляется с параллелями в этнонимии угорских и самодийских народов. В. Ф. Генинг, например, предполагает, что название «еней» может происходить от самодийского корня «ене», что означает «истинный», «верный», «право». Этот корень можно обнаружить в названиях народов, таких как энцы и ненцы, что подчеркивает возможную связь между этническими группами.

#### Тюркские корни

С другой стороны, существует мнение, что основа «ене» или «ёне» имеет древнетюркское происхождение. Ученые исследуя эту тему, обнаружили, что слова с указанным корнем присутствуют в различных тюркских языках, таких как чувашский, уйгурский, чагатайский и других. В этом контексте корень может означать «корова», что также подчеркивает важность скотоводства в жизни древних племен.

Д. Немет также предлагает тюркское происхождение слова «jeno», связывая его с корнем ына, означающим «желать», «хотеть», «доверять». Это подчеркивает социальные аспекты, связанные с этнонимами, так как среди тюркских племенных названий часто встречаются термины, обозначающие сан или сословное положение, такие как мурзалар и тархан.

#### Социально-исторический контекст

Историко-этнографические данные показывают, что древний этнический слой башкир можно охарактеризовать как булгаро-угорский. Это обстоятельство, в сочетании с лингвистическими исследованиями, позволяет предположить, что этноним «еней» мог возникнуть в языковой среде, близкой к булгаро-чувашской. Таким образом, можно говорить о сложной этнической и культурной мозаике, которая формировалась в Центральной Азии и Восточной Европе на протяжении веков.

#### Влияние на башкир и татар

Согласно исследованиям Ахмет-Заки Валиди, большинство северо-западных енейцев в конечном итоге влились в татарский этнос. Этот процесс был сложным и многоэтапным, включающим ассимиляцию, смешение и культурный обмен. В результате этого взаимодействия сформировались новые этнические группы, обладающие уникальными культурными характеристиками.

Ахмет-Заки Валиди (Валидов) Тоган (до 1938 года — Ахмет-Заки́ Ахметшах-улы (Ахметшахович) Валиди (Валидов); 10 (22) декабря 1890, Кузяново — 26 июля 1970, Стамбул) — башкирский государственный, политический и военный деятель, лидер башкирского национального движения (в 1917—1920 годах); один из лидеров басмаческого движения в Туркестане; публицист; историк, востоковед-тюрколог, доктор философии (1935), профессор, почётный доктор Манчестерского университета (1967)
Ахмет-Заки Валиди (Валидов) Тоган (до 1938 года — Ахмет-Заки́ Ахметшах-улы (Ахметшахович) Валиди (Валидов); 10 (22) декабря 1890, Кузяново — 26 июля 1970, Стамбул) — башкирский государственный, политический и военный деятель, лидер башкирского национального движения (в 1917—1920 годах); один из лидеров басмаческого движения в Туркестане; публицист; историк, востоковед-тюрколог, доктор философии (1935), профессор, почётный доктор Манчестерского университета (1967)

Башкиры, в свою очередь, также испытали влияние енейцев. Этногенез башкир был многоуровневым процессом, в который входили различные племена, включая енейцев, что способствовало формированию их культурной идентичности. В языке, традициях и обычаях башкир можно найти элементы, которые могут быть связаны с наследием енейцев.

#### Культурное наследие и современность

Несмотря на то что енейцы как отдельная этническая группа со временем исчезли, их наследие продолжает жить в культурах современных татар и башкир. Например, в фольклоре, музыке и народных ремеслах можно найти отголоски тех традиций, которые были характерны для енейцев.

Современные исследования, направленные на изучение истории и культуры народов Поволжья и Урала, открывают новые горизонты для понимания взаимосвязей между этническими группами. Это важно не только для историков, но и для самих народов, стремящихся сохранить и передать свое культурное наследие.

Родовой состав:

  • камбар (родовые подразделения: аккуз, ар, ахун, дуэрэннэр, еней башкурты, еней типтяре, масекей, мари, суракай, таулы, сураш, чураш, ырыкай);
  • бугазы;
  • тугыз.

Расселение

По низовьям рек Ик, Агидель, Иж и обоих берегов реки Камы (Сарапульский уезд Вятской и Мензелинский уезд Уфимской губернии). Сейчас в Республике Татарстан.

-5

Если интересно, прошу поддержать лайком, комментарием, перепостом, и даже может быть подпиской! Не забудьте включить колокольчик с уведомлениями! Буду благодарен!