Найти в Дзене
Данил Борисов

Как книга "школа для дураков" заставляет прочувствовать потерю во времени?

Оглавление

«Школа для дураков» Саша Соколов
«Школа для дураков» Саша Соколов

— Пора идти. В час договорился встретиться со старым другом Колей.

—  Который работает продавцом в ДНСе?

—  Да, его ещё три года назад сбила машина. Скорая даже не успела приехать.

— …

"Школа для дураков" - роман о мальчике с раздвоением личности и дезориентацией во времени. В книге реальный события: смерть, специальная школа для больных детей, родители и влюбленность накладываются на его восприятие реальности.

Книга написана от лица главного героя. Это даёт ощущение будто находишься у него в голове и слушаешь поток его сознания.

Давайте посмотрим как стилистика книги заставляет окунуться в реальность ребёнка из спецшколы.

Корректура

"Нести в ателье же долго да и дорог так что дома подошьем разумеется а девушка говорит конечно подшейте дома вечер один посидеть и всё зато хорошая получится и не на один год хватит"

Книга похожа на собственное сочинение ребёнка. Он эмоциален, но почерк часто непонятный, диалог не выделен привычными дефисами и скобками, а иногда пунктуации вовсе нет. Но всё это выражает эмоциональное состояние мальчика в конкретный момент времени. Чем более он спокоен, тем больше точек и запятых. Если наступает волнительный момент, то начинается чистый поток сознания.

Здесь нет привычных индикаторов законченной мысли. Это даёт ощущение будто мы пытаемся бежать за главным героем по лесу, попутно ловя его слова.

блуждание

Мальчик живёт то в прошлом, то в настоящем. Так как повествование идёт от его лица мы сами не можем понять в каком отрезке времени находимся. Вот мы стоим перед отцом главного героя, а через мгновение уходим в мысли и уже оказываемся рядом с его учительницей:

"Я заорал так громко, как никогда в жизни ещё не кричал, я хотел, чтобы он услышал и понял, что означает крик сына его: а-а-а-а-а-а-а! <... > летучие молодые звезды и грозы летящие сквозь лета, - я опоздал?
Извините ради Бога, Вета Аркадьевна, я провожал мать она уехала к родственникам"

Иногда это оказывает особый драматический эффект. Больше всего он чувствуется рядом с его родителями, для которых время идёт как обычно, а сын несет ересь, которая понятна только ему.

Внутренний диалог

В разговоре со своей второй личностью главный герой пытается понять, что уже было, а что есть сейчас. В порывах этого диалога мы можем выяснить неутешительную истину, как смерть человека, с которым они только что говорили. Две личности не уживаются друг с другом и версии прошлого часто расходятся, если и вовсе не оказываются ложной.

заключение

Первое время трудно привыкнуть к чтению. Но это всё неотъемлемая часть мира, в котором живёт главный герой. То что помогает прочувствовать по-настоящему всю историю. Эта одна из самых чувственных для меня книг в которой форма соответствует содержанию.

мой telegram: t.me/danilborisovtg

-2