Одно из самых важных умений любого человека это слушать и слышать своего собеседника. Любые крепкие отношения, будь то дружеские или любовные, отношение коллег или приятелей, строятся на взаимопонимании, на умении выслушать и услышать. Чем чаще это умение будет применяться в общении, тем крепче и прозрачнее станут отношения.
Зачастую, люди спорят и расходятся потому, что не могут понять друг друга, рвутся доказать свою позицию и точку зрения, не учитывая мнение другого человека. Как же не потерять нить общения и взаимопонимания друг с другом?
- Выслушать до конца. Как бы это примитивно не звучало, но самое первое, что нужно для понимания своего собеседника это выслушать до конца его позицию. Возникший спор по тому или иному поводу - это абсолютно не плохо, плохо то, что люди не вникают в то, что говорит собеседник и даже не пытаются понять его позицию.
Первое, что нужно для понимания, это полностью понять картину мышления человека. Как только вы поймете, что до вас хочет донести собеседник, можно выстроить примерную картину его логики, и увидеть, какой конкретно аспект вызывает у вас спорную ситуацию.
- Донести свою позицию. Как только вы выявили подлинную причину вашего спора, следует также донеси и свою позицию по возникшему вопросу. Очень важно при этом оставаться абсолютно спокойным и рассудительным. Если собеседник начинает вас перебивать, следует объяснить, насколько для вас важно донести свою позицию также, как и он смог сделать это ранее, благодаря тому, что вы его выслушали до конца.
- Найти путь разрешения спора. Часто, когда оба собеседника высказали свою точку зрения и нашли предмет разногласия, картина становится уже понятнее и путь разрешения становится прозрачным. Но бывает и так, что мнения абсолютно расходятся. В этой ситуации стоит устроить своеобразный логический турнир. Стоит попробовать доказать свою позицию со стороны логики, последовательно, не перебивая друг друга. В случае, если ваши мнения все равно кардинально расходятся, есть два варианта:
- Понять и принять. То есть смириться с тем, что у вас разные точки зрения по возникшему спору. Договориться, как вы будете действовать дальше, чтобы не поднимать данный вопрос и не создавать ситуацию ссоры.
- Не принимать позицию собеседника. Бывает и такое, что предмет спора очень щепетилен и важен для вас, и вы не можете смириться с позицией другого человека. Важно убедиться в том, что ситуация действительно неисправима, и только в этом случае стоит отступить от человека, сократить с ним общение. Это нужно для того, чтобы ни вам ни вашему оппоненту не доставлять моральных и эмоциональных потрясений. Тут стоит задать себе вопрос: “Зачем мучить друг друга, если можно остаться при своем и найти человека, который сможет разделить мою точку зрения?”.
Таким образом, любой спор можно превратить из неразборчивой громкой ссоры в логическое доказательное обсуждение двух взрослых людей. В таком формате проще услышать человека и быть услышанным. Что точно нельзя делать в споре:
- Кричать. Это первое, что может подтолкнуть вас не разобраться в сути спора, чтобы найти выход, а полностью поссориться с человек не имея при этом возможности понять причины.
- Думать, что ты всегда прав. Не всегда ваша позиция должна быть абсолютно верной и неоспоримой. Нужно не забывать о том, что мы все можем ошибочно делать выводы и ошибочно мыслить. Поставьте себя на место другого человека и подумайте, можете ли вы быть неправым в данном споре. Может быть есть какие то пробелы в ваших убеждениях?
- Не признавать ошибочность своих суждений. Важно уметь согласиться с собеседником, в случае, если вы поняли, что он оказался прав. Это не делает вас слабее, наоборот показывает вашу рассудительность.
Таким образом, если научиться слушать и слышать человека, уметь признавать свои ошибки, спор можно превратить в интересный и познавательный способ узнать собеседника поближе, расширить свой кругозор, развить навык понимания другого человека. Спорить можно, но грамотно, не ущемляя ни себя, ни своего оппонента.