Как правило, кинозрители запоминают в просмотренных фильмах актёров, в основном, играющих главные роли. Реже могут назвать режиссёра понравившейся картины. Мало кто вспомнит автора сценария. И уж совсем считанные единицы кинолюбителей знают фамилию оператора. А ведь от мастерства именно оператора зависит, насколько точно будет передан замысел и сценариста, и режиссёра, да и игра актёров. Такое небольшое вступление понадобилось мне по той простой причине, что сегодня я хочу рассказать об одном из лучших отечественных кинооператоров, прожившем довольно короткую жизнь и снявшем, быть может, не очень много фильмов, но практически все его работы стали культовыми, а фильмы, которые он снимал тридцать-сорок-пятьдесят лет назад, до сих пор привлекают наше внимание и смотрятся на одном дыхании. Речь идёт о Юрии Абрамовиче Векслере.
Юрий Векслер родился четвёртого февраля 1940 года в интеллигентной ленинградской семье . Его отец, Абрам Соломонович Векслер, был учеником знаменитого Казимира Малевича, а после переезда из Витебска в Петроград стал работать в кино художником-постановщиком. Мать Юры, Мэра Ароновна, тоже работала на "Ленфильме" - в актёрском отделе. Юрий появился на свет, когда его отец находился на фронте - как раз шла советско-финляндская война. После родов Мэра Ароновна заболела, поэтому в ЗАГС регистрировать ребёнка отправилась её сестра. И всё бы ничего, но та тогда увлекалась жизнью Карла Маркса, буквально незадолго до этого похода прочитала его биографию, откуда узнала, что основоположника марксизма за курчавые волосы и смуглый цвет кожи домашние называли "мавром". И, недолго думая, нарекла этим, на её взгляд, замечательным именем своего племянника. Когда Абраму Соломоновичу жена в письме на фронт сообщила о рождении сына Мавра, тот был основательно удивлён и в ответном письме задал лишь один вопрос: почему не назвали в таком случае мальчика Отелло? Впрочем, после выздоровления, мама всё же сама сходила в отдел ЗАГС и сменила имя ребёнку.
Абрам Соломонович вернулся с "зимней войны" в Ленинград и снова стал работать на "Ленфильме". К слову, на киностудии его обычно звали Аркадием, а впоследствии это неофициальное имя стало неофициальным же отчеством Юрия Векслера. А вскоре началась Великая отечественная, отца Юрия вместе с "Ленфильмом" эвакуировали в Казахстан, а мать с Юрой и его старшей сестрой Лианой были отправлены в эвакуацию поездом из Ленинграда, но неподалёку от города попали под авианалёт. Им пришлось вернуться, и Юру смогли вывезти из Ленинграда лишь через много месяцев по Дороге жизни.
Блокадное детство не могло не сказаться на мальчике. Он был небольшого роста, часто болел, но это не мешало быть ему хулиганистым и задиристым. Отец, после того, как блокада с Ленинграда была снята, и семья вернулась из эвакуации, часто брал на съёмочную площадку и Юрия. Правда, мальчику хотя и нравилось наблюдать за процессом киносъёмки, ещё больше ему нравилось хулиганить. Чем он и занимался с большим удовольствием во дворах, цехах и павильонах "Ленфильма". В конце концов, Абраму Соломоновичу это надоело, и он определил сына учеником фотолаборанта. В первую очередь, потому что Юрий увлёкся фотографией и к тому же, кроме обычной школы, получал знания и в художественной. А вообще, несмотря на свою хулиганистость, Юрий Векслер рано научился читать, получал хорошие оценки в школе, знал множество стихов, замечательно рисовал. Впрочем, кроме стихов, он знал и огромное количество блатных песен и легко "ботал по фене".
После окончания школы Юрий попытался поступить на операторский факультет ВГИКа. С первой попытки ему это не удалось. Он проявил настойчивость, и ещё дважды подавал туда документы, но его фотографии - а там до экзаменов надо было пройти своеобразный творческий конкурс, предоставив свои фотоснимки - комиссией признавались неудовлетворительными. Интересно, что Векслер многим абитуриентам, поступавшим вместе с ним, давал для этого конкурса свои фото, и эти абитуриенты становились студентами. Вполне возможно, что в случае с Векслером свою роль сыграл "пятый пункт" - его национальность. В итоге он после третьей попытки поступления решил, что всему научится сам на съёмочной площадке. Что, собственно, впоследствии и произошло.
Освоив профессию фотолаборанта, Юрий стал учиться операторскому мастерству. На съёмках короткометражки режиссёра Сергея Гиппиуса "Мальчик с коньками" он познакомился с Дмитрием Долининым, который стал Векслеру другом на всю жизнь. Хотя Долинин был лишь на полтора года старше Векслера, он уже был дипломированным кинооператором, окончив к тому времени тот самый факультет ВГИКа, на который Юрий безуспешно поступал. Долинин же и стал настоящим наставником Векслера, обучая его всему тому, что знал сам.
Вскоре Долинин включил Векслера в свою группу сначала ассистентом, а затем вторым оператором. Он и познакомил Юрия с режиссёром Виталием Мельниковым, когда последний снимал мелодраму "Мама вышла замуж" (1969), где Долинин был главным оператором, а Векслер - его ассистентом. Мельникову Векслер запомнился так:
Он был очень энергичным, предприимчивым, лез во все щели, какие только можно и совершенно не считался с тем, что у него есть определённая полочка, на которой он должен находиться. Он постоянно занимался какими-то делами, совершенно смежными, не имеющими никакого отношения к его профессии ассистента, а занимался тем, что было ему интересно и, как ему казалось, в сию секунду важно.
Но уже на следующий год Векслер работал у Мельникова в качестве второго оператора на съёмках картины "Семь невест ефрейтора Збруева". Главным оператором, разумеется, был Долинин. Однако в процессе съёмок у Дмитрия Алексеевича закрутился столь бурный роман, что не дожидаясь их окончания, он просто сел на поезд и уехал к своей любимой, сказав Векслеру, что тот в состоянии самостоятельно всё доснять. Светлана Крючкова вспоминала, что героиней того романа была будущая жена Долинина, но я в этом сомневаюсь, так как Нийоле Адоменайте - будущей и единственной жене Дмитрия Алексеевича - на тот момент едва исполнилось двенадцать лет.
Виталий Мельников вспоминал:
Появление вдруг, ни с того ни с сего, второго оператора, бывшего ассистента комбинированных съёмок, конечно, всех тревожило. Долинин откуда-то издали вдруг написал письмо, где просил довериться Векслеру и снимать картину с ним.
И Мельников не пожалел:
Я увидел свежее и неожиданное изображение. Я увидел ощущение иронии, ощущение полусказочного бытия. То есть, как раз то, что требовалось для этой картины.
Впрочем, как бы то ни было, Векслер остался на картине за главного оператора и настолько хорошо выполнил свою работу, что в титрах было обозначено два главных.
А ещё одним результатом работы над "Семи невестами..." для Векслера стало то, что почти все последующие картины Мельникова снимал именно он.
Так, в 1972 году Векслер был главным оператором на съёмках на следующем фильме Мельникова - лирической комедии "Здравствуй и прощай".
Сразу после завершения "Здравствуй и прощай", Мельников приступил к съёмкам мелодрамы "Ксения, любимая жена Фёдора", и главным оператором вновь пригласил Юрия Векслера.
А едва завершив съёмки фильма Мельникова, Векслер уже начал работать на картине Аян Шахмалиевой "Странные взрослые".
Вообще, работоспособностью Векслера восхищались абсолютно все. А ещё тем, что к выходу актёров на съёмочную площадку, у него всё, включая постановку света, уже было готово. И каждого актёра он снимал так, что в кадре всегда акцентировалось внимание на самых сильных сторонах.
На следующем фильме Мельникова (и, соответственно, Векслера) произошло знаменательное событие - Векслер познакомился со Светланой Крючковой. Надо сказать, что Юрий тогда формально был женат - его избранницей стала в 1964 году Инна Браун. Но к моменту встречи с Крючковой Юрий уже ушёл от первой жены и жил с семьёй своей сестры Лианы. Крючкова в мае 1975 года приехала на пробы в фильме "Старший сын" на роль Натальи, соседки Сарафановых и возлюбленной Василия. Крючкова позже рассказывала:
Он сидел спиной к окну, в которое лилось майское солнце, и почему-то я заметила, что уши у этого едва знакомого мне мужчины розовые, прозрачные на свету. Ногами он не доставал до полу из-за высокого кресла и своего небольшого роста. В картину "Старший сын" я, молодая артистка, пробовалась на одну из главных ролей. Операторы старой школы занимались внешним видом персонажа, создавая образ так, как художник рисует на бумаге, поэтому Юра Векслер − а речь о нём − вместе со мной сходил к художнику по костюмам и теперь смотрел, как меня гримируют. Долго подбирали причёску. "Попробуй так, − говорил он художнику-гримёру. – Теперь так". Наконец сказал: "А теперь расчеши ей волосы и оставь её такой, какой она была".
Мельников утвердил её после первой же пробы. А когда актриса уезжала в Москву, то поняла, что влюбилась. А через месяц, приехав уже на съёмки, после первого же съёмочного дня, просто осталась у Векслера.
Кстати, молодых тогда и, по сути, начинающих актёров Николая Караченцова и Михаила Боярского Мельников утвердил лишь после одобрения тех Векслером.
Съёмки завершились, Крючкова вернулась в Москву - она тогда работала у Олега Ефремова во МХАТе, но уже в августе сообщила тому, что уходит из театра и уезжает в жить в Ленинград. Потрясённый Ефремов, у которого Крючкова играла главные роли, узнав, что причиной отъезда является грядущее замужество Крючковой, был вне себя. Но, узнав, что избранником актрисы стал Юрий Векслер, которого Ефремов знал по съёмкам "Здравствуй и прощай", фактически благословил её.
Долгое время Векслер с Крючковой жили вместе с семьёй Долинина, где в однокомнатной квартире Дмитрий со своей женой спали на диване, а Векслер со своей - на полу на матрасе, вокруг которого лежали смятые газеты. Делали они это для того, чтобы услышать шуршание, если вдруг побежит крыса. Так продолжалось до того момента, пока Крючковой не выделили комнату в общежитие актёров БДТ, куда взял актрису Товстоногов.
Несколько лет Векслер и Крючкова не расписывались. И лишь рождение сына, которого в честь своего друга решили назвать Дмитрием, сподвигло их узаконить отношения, что они и сделали накануне появления того на свет.
В 1976 году Векслер и Долинин снова работали вместе на одном проекте в качестве главных операторов. Это был фильм Динары Асановой "Ключ без права передачи". Кстати, мало кто знает, что автор сценария этого фильма Георгий Полонский фактически описал реальную историю из жизни тёти Дмитрия Долинина - филолога Натальи Григорьевны Долининой.
В 1977 году Виталий Мельников задумал экранизировать пьесу Николая Васильевича Гоголя "Женитьба". На главную роль он пригласил Светлану Крючкова, а снимал её, естественно, Векслер. К слову, именно Векслер предложил натурные съёмки в Петербурге провести зимой - ведь в этом случае не будет видно асфальта. Векслер был категорически против какого бы то ни было грима у Крючковой:
Никакой косметики. Горячая вода и мыло - вот и весь её грим.
Более того, Векслер настоял на том, чтобы у Агафьи Тихоновны и волосы, и глаза, и ресницы были белёсыми.
А в 1979 году году Мельников экранизировал пьесу Александра Вампилова "Утиная охота". Сценарий он написал сам, а оператором, естественно, пригласил Векслера. Эту картину Векслер полностью снял с рук, что не могло не сказаться на его здоровье, ведь он уже несколько лет испытывал проблемы с сердцем. Но фильм ждала довольно сложная судьба - зрители смогли увидеть его лишь через восемь лет после завершения съёмок. Тогдашнее киношное начальство сочло, что место этой картине из-за её мрачности и безысходности на "полке", где она и пролежала до самой перестройки. Хотя сам Векслер так говорил об этом фильме:
Кино для начальства всё равно не получилось, поэтому оно и лежит восемь лет. Хотя все установки формально были выполнены. И когда картину сдавали, они её тут же приняли, тут же дали первую категорию и тут же запретили. Увидели: то, что просили – всё режиссёром выполнено. Но раздражает, а что именно – никак не сформулировать. И на всякий случай спрятали. Про эту картину нельзя сказать, что это кино лежит на полке. Оно принято, на полке не лежит, оно просто пока ещё не пошло.
В том же 1979 году Векслер впервые работал на картине режиссёра Игоря Масленникова. Именно тогда тот снял свой первый фильм эпохальной советской саги о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне. На роль Холмса Масленникову предложил кандидатуру Ливанова именно Векслер. Масленников сначала даже не рассматривал Ливанова, хотя годом ранее тот сыграл в его историческом фильме "Ярославна - королева Франции". На эту роль пробовались Сергей Юрский, Олег Янковский, Игорь Дмитриев, но Векслер убедил, что лучше всех подойдёт именно Василий Ливанов. Правда, потом, может, и пожалел об этом:
На Ливанова очень долго приходилось ставить свет именно для того, чтобы из него сделать Шерлока Холмса. Но он знал, что это надо. "Вася, давай, здесь надо повозиться, тогда получится!" Когда с ним поговоришь, он мог, допустим, и час под светом просидеть. В профиль развернулся, трубку вставил. Я говорю: "Повернись, повернись, повернись! Вот попал! Шерлок Холмс!" Стоило ему сдвинуться на три градуса носом – он уже не Холмс. Уже просто Ливанов. Он тоже посмотрел на первых сериях материал. Фактически я создал ему внешность.
А вообще за семь лет Масленниковым был снят цикл, состоящий из пяти частей, включающих в себя одиннадцать полнометражных телевизионных серий. И практически все эти серии - кроме "Собаки Баскервилей" - снимал Векслер. Впрочем, принимал участие он и в "Собаке Баскервилей" - в качестве соавтора сценария. Но вот снимать не мог - буквально накануне начала съёмок перенёс инфаркт.
Виталий Соломин, вспоминая о съёмках "Холмса", рассказывал:
Юрий Векслер – это выдающийся оператор, очень талантливый человек, родившийся на "Ленфильме", он ничего не заканчивал, самоучка, но всё знал. Когда актёры приходили на съёмочную площадку, уже весь свет был поставлен. Мы спрашивали: "Как это ты умудряешься так делать?" – "Это система, она создаётся на весь фильм". Иногда ведь приходишь и восемь часов ждёшь, пока оператор елозит по всей площадке, то здесь свет уберут, то там прибавят, и пока не уморят всех актёров – как будто они самые главные – до тех пор не снимают. У него было с самого начала всё поставлено, за ним задержки не было.
Кстати, кадр, в котором Холмс и Ватсон сидят у камина спиной к зрителям, ставший практически символом этого сериала, придумал именно Юрий Векслер.
Впоследствии этот кадр в исполнении разных актёров вошёл практически во все экранизации рассказов о Шерлоке Холмсе.
После "Холмса" Масленников экранизировал пушкинскую "Пиковую даму". Этот фильм сам режиссёр считал своим лучшим. И во многом это была заслуга оператора.
В 1983 году Динара Асанова снова пригласила Векслера на свой проект. На этот раз это был фильм "Пацаны". Проблема была в том, что начинал с Асановой другой оператор, но по каким-то причинам не захотел продолжать работу. Векслер сначала отказывался - он плохо себя чувствовал, ведь совсем незадолго до этого он оправился от перенесённого инфаркта и вообще считал, что больше снимать не сможет. Но Крючкова убедила его согласиться принять предложение Асановой:
Если бы оставили черновую фонограмму "Пацанов" и сегодня выложили её в Интернете, она собрала бы такое количество лайков! На ней стоит ужасающий мат Векслера. Потому что Валера Приёмыхов, яркая личность, всеми любимый человек, не всегда знал, как повернуться к камере. Юра на него орал: «Подними глаза! Подними голову! Куда ты смотришь?!» Командовал, потому что видел, как герой будет выглядеть на экране. А мальчики, снимавшиеся в картине, вообще не были артистами, ими Юра тоже руководил.
Этот фильм собрал множество наград, а в списке лучших фильмов 1983 года по опросу читателей журнала "Советский экран" занял второе место, уступив лишь "Вокзалу для двоих" Эльдара Рязанова. А съёмочная группа в составе Динары Асановой, автора сценария Юрия Клепикова, исполнителя главной роли Валерия Приёмыхова и главного оператора Юрия Векслера получила за эту картину Государственную премию СССР.
И, почувствовав, что работать он может по-прежнему, Векслер уже в 1984 году снял телевизионный трёхсерийный детектив Евгения Татарского "Колье Шарлотты".
И в том же году возобновил сотрудничество с Виталием Мельниковым, экранизировавшего ранние рассказы Достоевского.
Но, конечно же, главным его фильмом тогда стала "Зимняя вишня". Во всяком случае, по степени популярности у зрителей и, особенно, у зрительниц. Картина, к слову, также была удостоена нескольких призов на кинофестивалях, а в 1990-м году Масленников снял "Зимнюю вишню-2" - сиквел, имевший похожий успех у телезрителей. Более того, в 1995-м, уже после смерти Векслера, вышел восьмисерийный телесериал "Зимняя вишня-3", где Юрий Абрамович значится в числе операторов, так как первые шесть серий почти целиком состоят из материалов, отснятых им к первым двум "Зимним вишням".
Сотрудничество Векслера и Мельникова продолжалось. В 1987 году режиссёр снял детективную трагикомедию "Первая встреча, последняя встреча", за съёмки которой Векслер был удостоен премии имени А. Н. Москвина, которой награждает киностудия "Ленфильм" за лучшую операторскую работу.
В 1988 году супружеская пара Векслера и Крючковой распалась. Всё к этому шло уже несколько лет. И, порой, Векслер сам убеждал Крючкову, что им надо расстаться. И, в конце концов, убедил. Правда, и после расставания, и даже после того, как он женился в третий раз (на заместителе директора съёмочной группы Елене Поникаровской, которая была младше его на восемнадцать лет), он часто приходил в гости к своей бывшей жене. А однажды, уже перед отъездом Крючковой на съёмки в Севастополь он сказал ей, что никто никогда не будет любить её так, как любит её он. Да и она, хотя и быстро вышла после расставания с Векслером замуж - её избранником стал молодой бармен Александр Молодцов - признавалась, что любила по-настоящему только Векслера...
Кстати, то, что они развелись, вовсе не помешало в 1990-м Векслеру снова снять Светлану Крючкову. Это была историческая драма всё того же Виталия Мельникова "Царская охота", в которой бывшая жена Векслера сыграла императрицу Екатерину Великую. А Векслер снял её так, что за исполнение этой роли Крючкова в том же году получила "Нику".
В 1991 году на экраны вышел авантюрный триллер режиссёра Аркадия Тигая "Лох - победитель воды", главную роль в котором сыграл известный музыкант-авангардист Сергей Курёхин. Он же написал и музыку к этой картине. За этот фильм, кстати, Векслер также был удостоен профессиональной премии студии "Ленфильм" имени А. Н. Москвина за лучшую операторскую работу. Но оператор эту премию получить не успел - практически сразу после окончания съёмок он скончался от второго инфаркта.
У Юрия Векслера, несмотря на то, что он довольно тяжело болел в последние годы жизни, было множество планов. Так, Юрий Векслер готовился к собственной постановке по сценарию Алексея Германа и Светланы Кармалиты "Долгие ночные стоянки". Этот сценарий после смерти Векслера нашли в его рабочем столе. Но его планам не дано было осуществиться. Юрий Абрамович Векслер скончался на 52-м году жизни 29 сентября 1991 года. Он похоронен на 10-м участке Сестрорецкого кладбища - неподалёку от могилы Михаила Зощенко. Место для могилы Векслера выбрал Алексей Герман. Автором барельефа на памятнике является известный питерский скульптор Василий Аземша. Векслер изображён рядом с лошадью, с ковбойской шляпой в одной руке и сигаретой в другой. К слову, сигарету попросила добавить Крючкова - в изначальном варианте её не было...
Найти могилу Юрия Векслера вы можете при помощи этого видео - "Показываю, как пройти к могиле выдающегося кинооператора Юрия Векслера, снявшего множество фильмов, ставших культовыми".
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.
А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.
Кстати, так как надо шагать в ногу с прогрессом (и не совсем понятно, что дальше будет с Дзеном), я завёл свой Телеграм-канал. Пока буду в нём дублировать материалы Дзена, но в дальнейшем планирую постепенно переходить на Телеграм. Так что, если не хотите меня потерять, подписывайтесь в Телеграме, пройдя по этой ссылке - Телеграм-канал "Вдоль по Питерской".
Если кто-то желает выразить благодарность автору и поддержать канал финансово, то вы можете перевести небольшую сумму на эту карту:
2204 2401 3299 0229, Озон-банк