15 июля 1878 года «Кубанские областные ведомости» сообщали:
«Майкопская Городская Управа сим объявляет во всеобщее сведение, что в городе Майкопе с первого числа сего июля… открыты Городская Дума и Управа, поэтому покорнейше просим… требования свои адресовать вместо бывшего Майкопского Городского Общественного Упрощённого Управления – в Майкопскую Городскую Управу».
С 18 (30) мая 1878 года после введения в Майкопе, в соответствии с царским указом, Городового Положения, городское общественное управление – Думу и Управу – возглавил майкопский купец второй гильдии Дмитрий Иванович Зинковецкий.
Спустя более чем 30 лет газета «Майкопская жизнь» напишет:
«Кто из коренных жителей Майкопа не знал Дмитрия Ивановича? Кто из них в трудную минуту не обращался к нему за советом, за помощью, и кто ушёл от него, не получив помощи или совета? Всегда неутомимый, всегда деятельный, всей душой преданный интересам города, Дмитрий Иванович оказывался там, где его присутствие было необходимо».
Свидетельств о личности Д. И. Зинковецкого, его семье сохранилось немного. Послужной список в документах Майкопской управы да несколько газетных статей, опубликованных по случаю его смерти.
О деятельности Дмитрия Ивановича свидетельствуют успехи и достижения Майкопа конца XIX – начала XX века.
В послужном списке Д. И. Зинковецкого указано, что родился он в 1848 году в Симбирской губернии и получил домашнее образование. Вероисповедания был православного. Как и по какой причине оказался в Майкопе? Неизвестно.
Но, очевидно, своей деятельностью и характером заслужил уважение майкопского общества и в 1876 году был выбран городским старостой, а затем трижды избирался городским головой.
Послужной список говорит, что у Дмитрия Ивановича было чрезвычайно много обязанностей: в 1878 году утверждён в должности директора майкопского отдела Кубанского областного комитета попечительства о тюрьмах, в 1885 – в должности майкопского купеческого старосты. Был почетным мировым судьей сначала Лабинского, а затем Майкопского судебно-мирового округа, дважды с 1904 года избирался директором городского общественного банка.
Из послужного списка также известно, что супругой Дмитрия Ивановича была дочь майкопского купца 1-й гильдии Мария Яковлевна Птахина.
Работа в Городской Думе всегда была очень напряженной, особенно в первые годы.
Стиль работы Городской Думы был выработан именно при Зинковецком. И если первые собрания, как отмечал один из корреспондентов екатеринодарской газеты, по своему характеру напоминали скорее «сельский или станичный сход, а не избранное общество», а сам Зинковецкий мог остановить прения выражением «какого цорта болтать» (так корреспондент подчеркивал особенность речи городского головы), то позже Дмитрий Иванович вёл заседания стремительно, энергично; коротко и ёмко формулировал проблемы и такой же напряженной работы требовал от гласных.
Сейчас удивительно, что заседание Городской Думы можно было не только увидеть вживую, но и правдиво, критически, даже в виде фельетона или частушек, описать в газете.
Ежегодно Дума рассматривала до ста вопросов общегородского значения. Ведущими среди них были два: о сметах городских доходов и расходов и денежный отчёт Городской управы о движении городских и других поступающих и выбывающих сумм. Денег всегда не хватало. Благотворительность не просто приветствовалась, но инициировалась гласными и непосредственно городским головой.
Огромное внимание Дума и первый городской голова уделяли устройству образовательных учреждений в городе. Дмитрий Зинковецкий призывал жертвовать на пользу образования и сам подавал тому пример.
Так, Зинковецкий обращался в екатеринодарские газеты (своих газет в Майкопе еще не издавалось) с просьбой печатать списки лиц, сделавших денежные пожертвования в пользу бедных учеников майкопских училищ. Это был не только жест благодарности жертвователям, но и призыв к майкопским гражданам проявлять посильное участие в благотворительных мероприятиях.
Позже, когда в Майкопе появились свои городские газеты, такие списки стали делом обычным.
Д. И. Зинковецкий жертвовал на училища практически постоянно. К примеру, в 1890 году городской голова внёс 6 рублей в пользу майкопских одноклассных училищ. Тогда же Александровское городское училище вынесло «искреннюю благодарность распорядителю вечеров, почётному смотрителю училища Зинковецкому, пожертвовавшему кроме всего прочего 44 рубля на нужды училища».
Почётным смотрителем-наставником майкопского Александровского училища Дмитрий Иванович был на протяжении многих лет.
Благодаря политике первого городского головы в области образования учитель всегда оставался одной из центральных фигур городской жизни Майкопа.
По каким только вопросам не приходилось городскому голове собирать гласных!
6 ноября 1886 года город привела в ужас весть о том, что бешеный волк покусал 13 человек. Не всех заболевших удалось спасти.
После этого Майкопская Дума в течение двух лет одно за другим принимает следующие решения:
– об ассигновании 10 рублей на устройство в городе Харькове Пастеровской станции и по 10 рублей ежегодно на поддержание этой станции;
– о приглашении врача Скавинского к исполнению должности городового врача;
– о приглашении ветеринарного врача для освидетельствования скота, предназначенного к убою;
– об увеличении содержания исполняющего должность городского врача;
– о введении должности городской акушерки.
Также был объявлен сбор средств на строительство городской больницы.
В конце 80-х годов XIX века Городская Дума озаботилась благоустройством города: замощением площадей и улиц, устройством мостиков на перекрёстках, благоустройством городского сада и берегов реки Белой.
Два лета подряд, в 1886 и 1887 годах, Майкоп посещал главноначальствующий гражданской частью на Кавказе и командующий войсками Кавказского военного округа генерал-адъютант князь Александр Михайлович Дондуков-Корсаков.
Сопровождающий его корреспондент написал о благоустройстве Майкопа тех лет:
«Городское управление, несмотря на скромные средства, обнаруживают большую заботливость о благоустройстве и улучшении молодого города, чего, к сожалению, нельзя сказать о некоторых других городах кавказского края, в которых большая часть доходов идёт на содержание городской администрации. Принимаемый майкопских депутатов главноначальствующий выразил им своё удовольствие по поводу замеченного им в городе порядка и благоустройства и обещал полную поддержку в благих начинаниях».
Д. И. Зинковецкий со дня своего избрания лелеял мысль об открытии больницы, но отсутствие городских средств долгое время не позволяло это осуществить.
В 1890 году городская больница на 15 коек была открыта в доме, арендованном у сотника Голозубова.
Содержать бесплатную больницу городу было не по карману, и потому Дума разработала постановления «Об утверждении правил взимания платы за лечение» и «О выборе комиссии для составления правил по содержанию в больнице».
Как бы то ни было, а доступность стационарной врачебной помощи в Майкопе выросла. Это было особенно важно, когда в начале 90-х годов на Северный Кавказ пришла холера.
Летом 1891 года в Майкопе случилась трагедия. В городе и окрестностях появился очаг чумы крупного рогатого скота. Власти стали предпринимать карантинные меры, которые вызвали народное возмущение.
Неопытность в организации карантинных мер и, как следствие, их неправильное проведение, неграмотность населения, преступная ошибка, вызванного городскими властями старшего помощника начальника Кубанской области генерал-майора В. А. Яцкевича, отдавшего приказ казакам разогнать толпу, привели к трагедии. Только убитых было 19 человек, тяжело раненых – 14, а всего пострадали более 70 жителей города.
Известно, что городской голова после этих событий заболел. Свидетельств о том, что он чувствовал, какие разговоры ходили в городе о его причастности к произошедшему, у нас нет.
Возможно, «чумной бунт» стал одной из причин, по которой Дмитрий Иванович не был утвержден городским головой на третий срок, несмотря на явное преимущество при проведении выборов.
В 1891 году в центре России начался голод. Толпы голодающих потянулись на Кавказ.
Городская Дума сформировала из своей среды комитет для сбора пожертвований. В короткий срок было собрано свыше 500 рублей и «порядочное количество хлеба».
12 (24) ноября 1991 года в отчёте Майкопского благотворительного комитета сообщалось, что в день его открытия состоятельными гражданами города, в том числе Дмитрием Ивановичем Зинковецким, были сделаны пожертвования от 25 до 100 рублей каждым.
При очередных выборах в Думу, 23 сентября 1893 года, на основании 118 статьи Городового положения, приказом по Кубанской области №473 в должности майкопского городского головы был утверждён отставной войсковой старшина Иван Иович Братухин.
Дмитрий Иванович Зинковецкий, избранный городским головой в 1878 году на 4 года, пробыл на этом посту практически до 1892 года.
Два срока правления Зинковецкого принесли городу следующее: 4 тысячи строений, четверть из которых – каменные здания, 89 промышленных заведений, один торговый дом.
Майкоп стал заметным региональным торговым центром с тремя ежегодными ярмарками, широко известными за пределами уезда.
Город, за восемь лет освоивший упрощённое общественное управление, научился формировать органы полномасштабного городского самоуправления путём выборов.
Следующему городскому голове досталось вполне крепкое хозяйство и налаженная система самоуправления.
Д. И. Зинковецкий, отойдя от управления городом, оставался гласным Городской Думы, по-прежнему занимался городскими проблемами, состоял членом исполнительной комиссии по постройке Пушкинского Дома, жертвовал на учебные заведения и строил дом, который к 1907 году украсил главную улицу города.
Семья Зинковецкого в новом доме не жила. Первый этаж занимали магазины, а второй предоставлялся для разного рода городских мероприятий: заседаний Думы, благотворительных вечеров, балов...
В послужном списке читаем: «Имеет участок в 289 десятин (десятина – 1 сотка), находящийся в Майкопском отделе, а также два дома в городе стоимостью в 160 тыс. рублей».
Позже, в 20-е годы XX века, недвижимость была изъята уже у супруги Д. И. Зинковецкого и муниципализирована.
4 февраля 1908 года Дмитрий Иванович вновь избран городским головой Майкопа и председателем городского сиротского суда. Ему 60 лет. Казалось бы, не очень стар по современным меркам, но… уже не очень здоров.
В сентябре 1909 года недалеко от Майкопа было открыто месторождение нефти, и очень скоро разразился настоящий «нефтяной бум».
В Майкоп стали прибывать иностранные коммерсанты – крупные предприниматели и состоятельные инвесторы. Появляются десятки акционерных обществ. Акции майкопских нефтяных компаний высоко котируются на биржах крупнейших городов мира.
Заседания Городской Думы проходят чаще, драматичней и порой напоминают поединки.
Городской голова занят текущими делами и вынужден периодически решать экстренные проблемы. Ящур рогатого скота, новая эпидемия холеры, массовые заболевания корью, переговоры с представителями нефтепромышленных обществ в Апшеронске по вопросам о мерах борьбы с сыпным тифом...
Проблемы здравоохранения требуют внимания непрерывно. В апреле 1911 года Д. И. Зинковецкий посылает приветственную телеграмму председателю комитета первого съезда врачей Кубанской области, содержание которой скорее похоже на крик души:
«Приветствую от имени Майкопа первый съезд врачей области! Желаю, чтобы его плодотворная деятельность внесла луч света в оказание медицинской помощи населению области, в частности, города Майкопа!»
«Майкопская газета» периодически публиковала объявления о режиме работы различных учреждений Майкопа. Городской голова Зинковецкий принимал в здании управы ежедневно с 10 до 14 часов. Ежедневно!
Дел очень много: напомнить городскому садовнику, чтобы тот приказал рабочим поливать дорожки городского сада, посетить в ночлежном городском приюте обед, устроенный обществом пособия бедным, обсудить возможность «постройки владельцами электробиографа «Модерн» собственного кирпичного знания на углу Соборной и Офицерской», изыскать в конце концов средства на засыпку луж… Лужи – постоянная тема майкопских газет, что ни день – фельетон или частушки.
А еще нужен точный план города. Не имея плана, Дума не может заключить большого долгосрочного займа, необходимого для удовлетворения многих назревших капитальных нужд и… решить проблему вывода земель из состава городских в связи со строительством Армавиро-Туапсинской железной дороги. Зинковецкий хлопочет об ускорении межевания городских и выгонных земель, пишет запросы о состоянии дела по утверждению плана города Майкопа в справочный отдел при Главном совете по делам местного хозяйства.
Железная дорога… Это главное и самое хлопотное дело Дмитрия Зинковецкого на последнем сроке его руководства Городской Думой.
Власти города долго добивались подведения железной дороги к Майкопу. Состоятельные граждане оплатили изыскания и расчеты специалистов, доказывающие, что магистраль должна проходить через Майкоп – это сэкономит средства, уменьшит общую длину линии, сократит пробег грузов… Но правление Армавир-Туапсинской железной дороги оставило в силе изначальное решение: соединить основную линию железной дороги с Майкопом веткой от станции Белореченской.
Городской голова, да и все майкопцы, были разочарованы…
Но даже такое железнодорожное сообщение кардинально меняло жизнь майкопских предпринимателей и простых обывателей и нисколько не умаляло заслуг Дмитрия Ивановича перед Майкопом и майкопцами.
Много споров вызывала проблема отчуждения земли под Армавир- Туапсинскую железную дорогу.
«Порой, – писал корреспондент «Майкопской газеты» под псевдонимом Местный, – заседания напоминали деревенский сход, когда каждый старался перекричать другого и каждый в то же время не мог разобраться в обсуждаемом вопросе».
«Не считаться с дорогой силою, а считаться с интересами населения и его требованиями нужно городскому самоуправлению», – писал Местный («Майкопская газета», №17, 1910).
Наконец 15 сентября 1910 года состоялось заседание Городской Думы, где этот вопрос, благодаря мудрости городского головы, утрясли.
Дмитрий Иванович лично вникал во всё… Договоры с банками, купцами и подрядчиками, перенос мусорных свалок от линии железной дороги, организация встречи первого поезда и меню торжественного обеда.
12 декабря 1910 года весь Майкоп вышел к железной дороге встречать первый пассажирский поезд.
Мероприятие, сценарий которого написал лично городской голова, было чрезвычайно торжественным. Прибытие поезда, речи, молебен, праздничный обед… Начало движения по майкопской железнодорожной ветке открыто!
Затем праздники сменились хлопотами. Надо было строить вокзальное помещение, прокладывать хорошую дорогу к вокзалу, обустраивать привокзальную площадь, рассмотреть вопрос о замощении улиц и засыпке луж.
Возникла необходимость назначить нового заведующего телефонной сетью. Городской голова, вопреки мнению большинства гласных, считающих, что заведующий должен быть с инженерным образованием, принял решение о назначении мещанина Е. Титова и не ошибся. Титов оказался мудрым и эффективным руководителем.
18 июня 1911 года Зинковецкий подписал договор о строительстве городского водопровода, согласно которому 28 октября 1912 года должна начаться его эксплуатация. Но этого Дмитрий Иванович уже не увидел.
Из газеты «Майкопская жизнь» от 29 сентября 1911 года: «Дмитрий Иванович Зинковецкий опасно заболел во время думского заседания и скончался в 3:00 ночи от кровоизлияния.
Эти две вести, неожиданные, печальные, одна за другой поразили всё население Майкопа.
Имя Зинковецкого, вся его деятельность так тесно связаны с историей Майкопа, с его развитием, что весть о его внезапной кончине глубоко всколыхнула все классы городского населения.
Нелепо и странно звучит фраза «Майкоп без Зинковецкого» [...]
Прекрасно знакомый с городским хозяйством, Дмитрий Иванович живо интересовался всеми вопросами, связанными с деятельностью городского управления, изучал каждый вопрос, каждую деталь его, учитывал каждую мелочь […]
Он везде бывал, сам во всё вникал, всё направлял […].
Его смерть исполнена печальной красоты. Он умер на своём посту, на том почётном посту, который он так самоотверженно и неутомимо не покидал много лет». («На своем посту», Мих.Сумцов).
На имя вдовы бывшего городского головы Д. И. Зинковецкого поступила телеграмма от начальника Кубанской области:
«Глубоко потрясён смертью уважаемого Дмитрия Ивановича и выражаю вам сочувствие. Скорблю о нём, как о редком общественном деятеле, много послужившем на пользу города Майкоп. Начальник области генерал-лейтенант Бабыч».
Порядок проведения похорон городского головы был опубликован в майкопских газетах. Похоронили Дмитрия Ивановича Зинковецкого на Александровском кладбище, которое в 70-е годы XX века было закрыто, а затем снесено.
Майкопские газеты сообщали, что Дмитрий Иванович Зинковецкий завещал Свято-Осиевскому братству 2 тысячи рублей, Обществу пособия бедным – 1,5 тысячи рублей, а городу – плановое место со всеми постройками в девяностом квартале, что оценивалось приблизительно в 20 тысяч рублей.
Составляя завещание, Дмитрий Иванович не забыл о Майкопе.
Гласные Городской Думы принимали присягу, в которой обещали «верно и нелицемерно служить… не щадя живота своего до последней капли крови», «исполнять все надлежащим образом… и для своей корысти присягой не поступать». Д. И. Зинковецкий строго следовал этой присяге.
В память о городском голове Д. И. Зинковецком одна из улиц в Майкопе названа его именем.
Автор: Ирина Константинова. Очерк из сборника "Майкопцы: возвращенные имена".
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на наш канал.