Найти в Дзене
Creatio Officina Sibiricum

3 аспекта смысла «интересно» в отношении «неинтересности» философии

Оглавление

Сообщение возникло в рамках проекта по адаптации философских текстов к стандартам Дзен. Планировал, что будет обычный пост до 4к знаков. Но исходная задумка разрослась, вышла за рамки рядового поста и потому даётся в виде отдельной статьи. Будет ли интересно? Не знаю!

Изображение сгенерировано в приложении «Шедеврум» по запросу автора
Изображение сгенерировано в приложении «Шедеврум» по запросу автора

Сперва вспомним, что...

некоторые истории (сообщения) считают неинтересными. Часто и даже с серьёзной долей осуждения так говорят о философии. Она абстрактна, скучна и потому...

Важно разобраться и определиться, что вообще значит то самое «интересно» как минимум в трёх аспектах: лингвистическом, психологическом и обобщённом.

Выделение именно этих аспектов потребует обоснования. Однако, как бы там ни было, только выделяя разные стороны интересного, можно оценить поступающие сообщения. В дальнейшем это поможет отсечь заведомо «неинтересные» и сосредоточиться на тех, что только и заслуживают интереса.

Какие аспекты интересного интересны?

Начнём с того, что «интересно» — это слово, а значит, относится к сфере лингвистики.

Понятны скептические ухмылки читателя или читательницы.

— Кто бы сомневался? — спросит он или она, а то и все вместе.

Между тем надо же оттолкнуться от чего-то, не вызывающего сомнения. А в дальнейшем, подходя к известному менее или неизвестному вовсе, можно будет прибегнуть к логике и сделать верный вывод.

Лингвистический аспект

В словарях находим два значения слова «интересно»:

1. Наречие к прилагательному «интересный» в значении «возбуждающий интерес», «занимательный», «любопытный».

Например:

Рассказ был очень мил и интересен, особенно в том месте, где соперники вдруг узнают друг друга (Л. Толстой, «Война и мир»).

2. Употребляемое в безличном предложении сказуемое, которое означает возникающее у кого-либо внимание, любопытство, заинтересованность. 

Например:

Стремлюсь помочь общему делу, чтобы по возможности всем было интересно, спокойно и удобно работать. (Станиславский, «Письмо В. В. Лужскому, декабрь 1918»).

Таким образом, «интересно» суть то же, что «возбуждающее интерес», либо же фиксация ситуации возникающего у кого-либо внимания, любопытства, заинтересованности.

Приходим к «замечательному» выводу — тут, понятное дело, не обойтись без доли иронии, — что при анализе слова «интересно» надо бы заглянуть в психологические источники. Я заглянул в них и вот что узнал.

Психологический аспект

Интерес — это положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенное внимание к нему.

Отсюда видим, что если нечто «интересно», то оно совпадает с «приковывающей внимание новой информацией».

Учтём также, что внимание соответствует избирательной направленности восприятия на тот или иной объект, повышенный интерес к нему с целью получения каких-либо данных.

Информацию оставим пока в покое. Уведёт далеко в сторону. В другой раз!

Обратим лучше пристальное внимание на «новое». После недолгих поисков, размышлений и сопоставлений узнаём:

Новое — это то, чего не было раньше, возникшее или появившееся недавно, равно как явившееся противоположностью или заменой старому.

Тем самым, «интересно» в психологическом отношении есть то, что ранее кто-либо (какой-то субъект) не воспринимал (не видел, не слышал и т. д.), то есть то, чего не сохранилось в памяти в виде впечатления или представления.

Обобщение

Итак, «интересно» соответствует восприятию объекта на базе чувств и ощущений, позволяющих сформировать впечатления и представления, заменяющие старые, которые хранятся в памяти.

Важно, что «избирательность» – это качество признаков подхода к чему-либо для его характеристики через прилагательные «избирательное», «выборочное».

Значит, «интересно» — это не просто замена старых впечатлений и представлений на новые, а такая, что зависит от самого субъекта, решившего выборочно изменить содержание имевшихся впечатлений и представлений.

Если взять чуть шире

Субъект бывает индивидуальный, когда речь идёт об отдельно взятом человеке, а также коллективный, если это единообразно действующая группа. В индивидуальном плане человек сам решает, что «интересно», а что нет. В коллективном он уже зависит от прямых и обратных связей между членами сообщества.

«Интересно» одному (члену коллектива) не значит, что интересно всему коллективу, и наоборот. Не всё, что заинтересовало коллектив, интересно его отдельным членам. Скажем, А совершил проступок, а Б и В об этом не знали. Потом узнали, им стало интересно, хотя для А ничего нового в том не нашлось, и это ему или ей «неинтересно».

Поступок может вредить коллективу в целом, поэтому за него наказывают. Или, напротив, поступок может приносить коллективу пользу, скажем, когда достигнуто открытие. Тогда поступок оценивают положительно – следует вознаграждение в том или ином виде. Чаще моральное, конечно. ;)

Впрочем, поступок может не вредить, или же приносить пользу, а выступает повторением уже известных действий, хотя для отдельных индивидуумов он новый, ранее им незнакомый. Тогда, несмотря на интерес тех самых индивидуумов, коллектив в целом поступок игнорирует как «неинтересный».

Печально, но факт!

Возвращаемся к философии

Увы, лукавит всякий, кто не знаком с сообщением философа, скажем, о бытии или сознании, но утверждает, что ему или ей «неинтересно», потому что:

  • абстрактно;
  • непонятно;
  • скучно;
  • и т. д.

Этому или этой «всяким», если ранее он, она, они не знали каждый по отдельности или все вместе то, что говорит философ, не «неинтересно». Просто лень, лень узнавать нечто новое!

Конечно, бывают случаи, когда тот самый «коллективный субъект» состоит хоть отчасти из людей, которые уже знакомились с философией. И сказанное позднее им ничего нового не представляет. Вот тогда возможно и вправду «неинтересно», поскольку... Но уже сказано.

В этом уникальном случае, понятное дело, плохо поступает философ, настаивая, что «надо», «положено», и вообще прибегает к мерам административного воздействия.

Правда в том, что даже подготовленным членам группы надо преподнести известное так, чтобы старые впечатления и представления заменились на новые.

Но это уже другая задача. А с вопросом, что значит «интересно» и чем оно отличается от своего антипода, мы разобрались. Теперь смело можем говорить, что это уже...