Найти тему
Код Памяти

Священный Союз. Как Император России создал первый Евросоюз

Оглавление

26 сентября 1815 года три державы из Европы объявили о создании Священного союза. Инициатором соединения стал Александр I, чья армия победила амбициозного Наполеона. История указывает на то, что документ ратифицировали Австрия (Франц I), король Фридрих Вильгельм III (Пруссия) и Александр I. Позднее к Союзу присоединились почти все страны Европы, за исключением Великобритании и Османской империи.

Александр I: победитель Наполеона и инициатор политических нововведений на мировой арене

Турки не захотели стать частью христианского мира, а Великобритания уклонялась от Союза под предлогом необходимости одобрения со стороны парламента. Что касается Османской империи, то еще раз следует уточнить, что ее отказ присоединиться к Союзу произошел исключительно из-за религиозных соображений. Мусульманам не было место среди стран Европы, проповедующих христианские ценности и много лет живущих в этих традициях. Турки просто бы не вписались в установленные и ратифицированные принципы объединения.

По иронии судьбы именно Османская империя и Британия впоследствии сыграли не последнюю роль в развале Союза.

Предпосылки объединения

После войны с Наполеоном лидеры мировых держав задумались об устройстве иного миропорядка. 1 октября 1814 года был созван Венский конгресс с целью решения важнейшего вопроса после падения Франции. Дилемма состояла в распределении территорий между европейскими державами. У монархов была хорошая память, и они понимали, что второй Наполеон не должен появиться в мировом сообществе, хотя и делили отобранные у него территории. Поэтому они стремились сохранить новые границы государств (с учетом новых земель) в течение длительного времени. Все, отобранное у Франции, распределилось между участниками Союза.

Обсуждения на Венском конгрессе шли непросто. Каждое из государств пыталось тянуть одеяло на себя. Кроме того, Россия в глазах монархов получила статус сверхдержавы, что их не устраивало. «Масло в огонь» подливал министр иностранных дел Франции Шарль де Талейран. Как истинный дипломат, он уверенно маневрировал между противоречиями лидеров государств. На этом поприще достиг больших успехов.

Несмотря на бурные обсуждения отдельно несогласных лиц, на последнем этапе участникам 216 государств удалось подписать Заключительный акт. Это произошло 28 мая 1815 года. Структурно документ состоял из 121 статьи, оговаривал границы Франции, а также раздел польского государства между странами-участниками объединения. В тот период времени в составе Российской империи появляется Царство Польское. Также обсуждалось появление Германского союза, участниками которого стали 39 стран. Но конгресс не выполнил одну из важнейших задач: устранить европейские войны, минимизировать риски возникновения революционных настроений в странах.

Результат

Самое интересное состоит в том, что сам Союз был необычен по своей природе. Формально, его можно было считать межгосударственным договором, но монархи не издавали документов с политическим и юридическим содержанием. Зато в них было много отсылок к библейским темам. Создатели Союза отвергали светские правила, стремились исполнять «заповеди святой Веры».

Согласно акту о заключении Союза, триада вышеупомянутых государств брала на себя обязательства быть соединенным узами братства. В это понятие входила возможность по оказанию помощи, управлению войсками в целях сохранения веры и правды. Участники были не против, чтобы к их Союзу присоединялись и другие страны, которые исповедуют христианство, готовы принимать догмы этой религии.

Предположительно, австрийский император и прусский король не воспринимали этот Союз всерьез. Косвенно, об этом свидетельствует то, что при получении предварительного текста соглашения, они почти не внесли в него никаких правок. Тем не менее, документ был подписан. Дату выбрали не случайно: 14 сентября (старый стиль) православные праздновали Воздвижение Креста Господня. Русский царь считал Союз великим объединением, поскольку видел себя в роли европейского миротворца.

-2

Но в России с самого начала отношение к такому объединению было достаточно скептическое. Русский царь искренне верил в целесообразность и эффективность Союза. То же самое говорили и его единомышленники. Прагматичные участники Союза также не особенно ратовали за результативность их объединения. На это указывает разговор, который вел канцлер Клеменс фон Меттерних. Он откровенно заявил о том, что его император заключил «трескучий и пустой договор». Но вскоре последующие события смогли развеять скепсис прагматичных умов.

Для многих европейских монархов религия стала кодом жизни. Это та, с позволения сказать, идеология, которая смогла держать в узде особо активных вельмож высшего света. За несколько лет (1815-1818) к Союзу присоединилось сразу 50 государств. В конечном итоге участниками стали все монархи из Европы, Святой Престол.

Нельзя сказать, что участники Союза ничего не обсуждали и только слепо исполняли христианские догмы. За первые 7 лет состоялось 4 конгресса, а темой дискуссий стала совместная деятельность всех стран.

География проведения встреч была обширная. Каждый раз выбирались следующие города: 1818 – Аахен, 1820 – Троппау, 1821 – Лайбах (нынешняя Любляна), 1822 год – Верона. Вопреки воспринимаемой многими гражданами политики невмешательства, конгрессы вырабатывали обратную точку зрения. Это принцип вмешательства во внутренние дела стран, являющихся членами Священного Союза. Указывалась и причина установления такого основополагающего начала в сотрудничестве государств. Это поддержание и сохранение существующего миропорядка. Согласно этому принципу, армия одного государства принимала участие в подавлении революционных настроений на территории другой страны.

На протяжении 15 лет с момента создания Союза европейские страны не ощущали на себе войн, кровопролитий. Конфликтов, которые назревали в том или ином государстве, избегали. После смерти Александра I, считавшегося идейным вдохновителем данного объединения, Союз держался и ограничивал ретивых монархов. Но фактически объединение больше не работало, а через некоторое время стало неэффективным.

Потом наступил 1853 год. Генеалогическое древо семьи Романовых показывает, что в то время правил Николай I. За несколько лет до его смерти возник военный конфликт - Крымская или Восточная война. Причина банальная: Россия столкнулась с интересами сразу трех государств. Это ослабленная Османская империя, Франция и Британия. Напряжение летало в воздухе немного раньше. Османская империя, которую так заботливо собирали по крупинкам султаны, стала разваливаться. Завоеванные территории постепенно выходили из сфер ее влияния. Россия заявила о своих амбициях и претендовала на эти земли. Это стало беспокоить Францию и Британию. Назревала потребность в переделе политической карты мира.

Закономерным итогом завершения Крымской войны стало полное поражение России. Страна не потеряла свои территории, но не смогла завоевать новые. Причинами провала выступило несколько факторов:

·                   слабая оснащенность армии;

·                   бездарность командного состава;

·                   недовольство крепостным правом внутри страны;

·                   стратегические просчеты дипломатов;

·                   отставание России в экономике.

Таким образом, Крымская война не только снизила влияние России в мире, но и поставила огромную точку на существовании Союза. Идея европейского объединения государств больше не казалась такой эффективной, действенной, а самое главное – реально работающей. Вдруг оказалось, что проблемы не решаются мирным путем и религия с церковными догмами не смогла остановить притязания европейских государств на новые территории. Но ради справедливости следует сказать, что и Николай не особо следовал принципам объединения, которые были заложены при Александре I.

Политику Николая I сложно оценить однозначно. Он получил военное образование, так как, по мнению историков, был совершенно глух к иным наукам. Так почему же при правлении человека, знающего толк в оснащении армии и военной стратегии, Россия так позорно закончила Крымскую войну?

В православных источниках можно прочесть информацию о том, что Николай I свято чтил свою родословную и предков. Он трепетно относился к Священному Союзу. Но свидетельств о том, что он активно пытался помешать разбушевавшемуся революционному движению по всей Европе, не существует. Скорее всего, он был сосредоточен на собственной власти, поскольку помнил завещание Александра I о том, что европейские революции всегда угрожали России. Но если Александру удалось справляться с ними через Священный Союз, то Николай I не смог этого сделать. Он стал укреплять государственные органы власти, что привело к разгулу бюрократии и народным волнениям. Мнение Николая основывалось на том, что укрепление полицейской власти поможет искоренить настроения революционеров. Кроме того, нельзя не вспомнить восстание декабристов, событие достаточно спорное в истории России. Это также послужило триггером для царя закрыться от внешнего мира и укреплять власть внутри государства.

Тем не менее, по свидетельству историков, действия Николая I были обусловлены сохранением памяти об Александре I. Но цари, сменившие друг друга на престоле, не могли одинаково мыслить и синхронно действовать.

Семейное древо интересно всем, кто чтит память о своих предках. На сайте Код Памяти можно воссоздать историю своей семьи. В настоящее время родственники стали активно использовать цифровые памятники, позволяющие не забывать о жизни близкого и родного человека.