Найти тему
Фрутоделика

История ботанической иллюстрации

Оглавление

Ботаническая иллюстрация – это первоначально научный рисунок, рисунок-исследование. Его целью было точное узнавание того или иного вида растений при изготовлении лекарственных препаратов. Поэтому для создания ботанической иллюстрации требовалось знание морфологии растений, доступ к их живым образцам и гербариям.

Древний мир и Средневековье

Вначале такие иллюстрации были полностью рукописными. До нас дошла иллюстрированная рукопись «О лекарственных веществах» («De material Medica») греческого врача и натуралиста Педания Диоскорида 1 в.н.э., одного из основателей ботаники. Он много странствовал вместе с римской армией, занимаясь военной медициной и коллекционированием растений. Его пятикнижный трактат содержит около 1000 различных рецептов, в том числе 813 – из растительных препаратов. Он был важнейшим руководством по медицине Древней Греции и Древнего Рима. И позже, в Средние века, он пользовался большим уважением как в западных странах, так и в арабском мире. Даже допетровская Русь была знакома с трудами Диоскорида. На протяжении 1500 лет они неоднократно переписывались с добавлением иллюстраций и комментариев. Наиболее известный их таких манускриптов – Венский Диоскорид, хранящийся в Австрийской национальной библиотеке. Он был создан в 512 г. в Константинополе. Манускрипт содержит 435 тщательно выполненных рисунков и представляет собой важнейший художественных памятник, образец византийского стиля.
Другая знаменитая копия древнегреческого трактата – Неаполитанский Диоскорид – также очень красив и является произведением искусства.

 Изображение полыни, Венский Диоскорид.
Изображение полыни, Венский Диоскорид.

Эпоха Возрождения

Следуя традициям античности, художники и натуралисты возрождения также очень внимательно изучали растения. В 16 в. ботаническая иллюстрация получила новый виток развития в Германии и в Швейцарии. Одним из первых к ней обратился знаменитый немецкий художник Альбрехт Дюрер (Albrecht Durer, 1471-1528).

В это же время творили Отто Брюнфельс (Otto Brunfels,1488-1534), Леонхарт Фукс (Leonhart Fuchs, 1501-1566), Ханс Вейдиц (Hans Weiditz, 1500-1536), чьи акварельные рисунки были переведены в гравюры и раскрашены и были использованы для научных ботанических книг.

В 1542 г. Один из “отцов ботаники” Леонхард Фукс издал знаменитую книгу “Описание растений” (de Historia Stirpium). Она была иллюстрирована Альбрехтом Мейером (Albrecht Meyer), который впервые попробовал изобразить растение сразу во всех стадиях его развития и созревания. Этой работе авторы посвятили 31 год.

Среди художников итальянского ренессанса того времени в области реалистичного изображения растений проявил большой талант Джакопо Лигоцци.

Ботанические иллюстрации создавались также учеными-энциклопедистами для классификаций растений. Например, множество таких рисунков сделал швейцарский ученый 16-го в. К.Генсер, одним из первых попытавшийся систематизировать накопленные человечеством сведения о растениях и животных. Многочисленные наброски Геснера стали эскизами для иллюстраций его книги “Руководство по истории растений” (Enchiridion historiae plantarum,1541)

Постепенно иллюстрации перестают быть обязательными в описании биологических видов – так как появляются номенклатурные кодексы с их точными описаниями. Но интерес к ботаническим рисункам только возрастает - они приобретают новую познавательную и эстетическую ценность. Ими начинают интересоваться не только узкие специалисты, ботаники и фармацевты, но и более широкие круги интеллектуалов и состоятельных людей. Среди художников появляется специализация ботанического иллюстратора.  

Сначала ботанические иллюстрации создавались методом ксилографии - рисунок наносился с деревянного оттиска с обрезной гравюры. Это простой и древний метод печатной графики. Оттиск создавался на продольном сечении отшлифованной деревянной заготовки, на которой ножами и стамесками формировался контур изображений. Оттиск давал на бумаге черный штрих и белый фон. С развитием типографского дела появились выполненные по такому же принципу гравюры на металле, более точные и детальные. Каждая иллюстрация от руки раскрашивалась акварелью. Это был долгий, кропотливый и дорогостоящий труд. Ботанические книги приобретали ведущие натуралисты, а также владельцы поместий и парков. В то время растения стали больше ценить не только за их полезные свойства, но и за их красоту. Помимо аптекарских садов появились и декоративные. В период великих географических открытий невиданные сорта цветов стали завозить в Европу из Нового Света, Африки и Азии. Появлялись новые сорта и гибриды цветов, выводимые садоводами. Владельцы дворцов заказывали художникам изображения своих растений.

Новое и новейшее время

Позже, в 18 в., английский художник Томас Бьюик изобрел способ гравюры на поперечном срезе ствола твёрдых пород дерева – создав тоновую гравюру. Ее называют тоновой, потому что она дает очень широкий диапазон линий и за счет этого позволяет сделать тончайшие переходы тона. Кроме того, поперечная деревянная гравюра не столь дорога в изготовлении по сравнению с металлической, и очень прочна – позволяет сделать десятки тысяч оттисков. С развитием этого метода ксилографии ботанические иллюстрации стали появляться в разных видах изданий, в том числе в журналах.

Одним из прославленных мастеров ботанической живописи того времени был Пьер-Жозеф Редуте - французский художник и ботаник бельгийского происхождения, известный своими акварелями роз, лилий и других растений. Его называли “Рафаэль цветов”. В 1786 г. Пьер-Жозеф начал работу в Музее естественной истории по составлению каталогов коллекций флоры и фауны, участвуя также в ботанических экспедициях. Вскоре Редуте стал придворным художником королевы Марии-Антуанетты, супруги Людовика XVI. Позже ему покровительствовала щедрая императрица Жозефина. В наследии этого выдающегося художника-ботаника более 6000 рисунков, гравюр и картин, отличавшихся высокой ботанической точностью.

В России школа ботанического рисунка сложилась в 18 в. под влиянием Европы и с участием немецких исследователей. Основные источники – это
“Flora Rossica”, “Stirpium rariorum”, “Flora Sibirica”.

Даже с развитием фотографии ботаническая иллюстрация, выполненная художником, осталась востребованной. Рисунок является одновременно и точным, и образным. Он может показать предмет сразу с нескольких сторон, изучает его снаружи и изнутри, в разных фазах эволюции. Ботаническая иллюстрация остается исследованием. Некоторые фрагменты она может изобразить в крупном масштабе, как бы под микроскопом. Художник сплетает несколько природных образов в единое целое.

Сегодня жанр ботанического рисунка живет и развивается. В художественных школах даются курсы по ботанической живописи. В музеях проводятся локальные и международные выставки современных художников и классиков прошлого. Современная ботаническая иллюстрация использует больше разных техник, включает акварель, перо и чернила, графит (карандаш), гуашь, реже акрил и масло.

frutodelica.ru