В прошлой статье мы писали о паровых катапультах для запуска самолетов на американских авианосцах.
Но подобные разработки велись и в СССР.
В СССР в 70х, 80х годах было построено несколько авианесущих крейсеров. Это были тяжелые авианесущие крейсера проекта 1143 .
Авианесущие крейсера имели водоизмещение около 33 тыс тонн, несли на себе около 36 палубных штурмовиков вертикального взлета и посадки Як-38, а так же некоторое количество вертолетов Ка-25 и Ка-27. На этих типах авианесущих крейсеров использовались самолеты – штурмовики вертикального взлета и посадки. По этой причине на крейсере не было нужды устраивать длинную взлетно-посадочную палубу. Соответственно, и стартовых катапульт так же делать не было нужды.
Однако, во время эксплуатации такой авиатехники, было признано, что самолет ЯК-38, имеет массу недостатков, и уступает самолетам обычного типа взлёта и посадки. Поэтому началось проектирование авианесущих крейсеров с полноценной палубой взлета и посадки, которая проходила через всю протяженность корпуса по длине корабля.
Так появились авианесущие крейсеры проекта 1143.5. Водоизмещение крейсеров проекта составляло около 45 тыс тонн. Всего на верфях в городе Николаев на Черном море было заложено три корабля этой серии. Первый из них- «Адмирал Кузнецов» в январе 1991 года сдан в эксплуатацию и зачислен в состав Северного флота.
Второй корабль этого проекта – «Варяг». Но в 1993 году по договору между Украиной и РФ строящийся крейсер «Варяг» отошёл Украине, а затем украинскими властями был продан в Китай. Там его достроили и в 2011 году он вошел в состав ВМФ НОАК под именем «Ляонин». Тогда же начальник генерального штаба НОАК, впервые официально подтвердил, что корабль будет введён в строй как авианосец, одновременно подчеркнув, что основной задачей корабля будет служба в качестве учебной и экспериментальной платформы для будущей разработки и постройки собственных китайских авианосцев. С тех пор в Китае уже построили 2а собственных авианосца, и ожидается скорое появление третьего.
В Николаеве был заложен для строительства и третий корабль этой серии- «Ульяновск». Но в 1991 году финансирование строительства было прекращено, когда готовность корабля составляла всего 18%, и в 1992 году корпус корабля разобрали на металл. Силовая установка кораблей состояли из 8и паровых котлов, работающих на сжигании мазута, и 4х паровых турбин, каждая мощностью по 50 тысяч л.с. На «Ульяновске» предполагалась атомная паросиловая установка, но этот проект не был реализован.
На начальном этапе проектирования крейсеров проекта 1143.5 еще не были ясны некоторые подробности конструкции кораблей. В том числе не было точно определено – за счет какого механизма или устройства с полетной палубы будут стартовать самолеты. В итоге выбор был сделан в пользу трамплина (загнутой вверх части полетной палубы). Но вначале проектирования рассматривался и вариант устройства стартовой паровой катапульты.
Именно поэтому в Крыму в 1977 году около села Новофёдоровка близ города Саки, было начато строительство учебно- тренировочного комплекса НИТКА. Этот комплекс на береговом аэродроме позволял проводить первичное обучение пилотов палубной авиации взлету и посадке на макете взлетно-посадочной палубы авианосца. НИТКА- это аббревиатура от полного названия- Наземный Испытательный Тренировочный Комплекс Авиационный. Первый полет там был произведен в 1982 году.
Вот там то и была смонтирована единственная на территории СССР паровая катапульта для запуска самолетов. Так же на взлетной полосе имелся и стартовый трамплин Т-2 с углом отрыва в 14 градусов, который позже и был в реальности сделан на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов». Т.е. флотское руководство очень серьезно подошло к техническому обеспечению обучения пилотов морской авиации и устроило все возможные аналоги систем старта самолетов с корабля.
Чуть подробнее остановимся на паровой катапульте аэродрома в Саки. Основу катапульты составлял стартовый блок БС-1 с паровым бросковым устройством (аналог палубной стартовой катапульты). Паровое бросковое устройство (катапульта) питалась паром от парового котла КВГ-2-1, производительностью в 115 тонн пара в час. Волгодонский завод «Атоммаш» изготовил для «Нитки» экспериментальные пароаккумуляторы и систему специальных трубопроводов значительного диаметра, способных пропускать большие объёмы пара высокого давления. Пар подавался под давлением в 64 бар и с температурой пара в 470°С. Конструкция броскового устройства в основе повторяла конструкции английских и американский катапульт авианосцев.
В проектной документации по бросковому устройству иногда упоминается обозначение этой катапульты как «Светлана-1». Внутренний диаметр каждого из двух цилиндров катапульты равнялся 50 см, а длина — около 90 м. Чтобы катапульта в течение нескольких секунд смогла разогнать самолёт до скорости взлёта 270—280 км/ч, требовалось накопить максимальное количество пара, а затем мгновенно направить его в подвижный разгонный блок катапульты. В общем, катапульта на НИТКЕ получилась вполне удачной и эффективно работающей. И это не удивительно, ибо над ее созданием трудилось до двух десятков различных КБ и серьезных заводов.
Но ирония ситуации оказалась в том, что ни в СССР, ни позже в России так и не был построен полноценный авианосец с полетной палубой большого размера и с катапультным стартом самолетов. Поэтому крайне продумано и эффективно созданная паровая катапульта для запуска самолетов с корабля, так и осталась ненужной для обучения летчиков.