«Водолаз Коновалов и его космос» – дебют Ксении Полозовой в прозе. Повесть была замечена критиками и читателями и получила всероссийскую премию «Главкнига».
Что может ожидать бюджетного «дикаря» в Геленджике? Нехитрое пляжное времяпрепровождение, кафешка с дурной кухней, вездесущее караоке, незатейливый романчик. Мечтаешь о море, ждешь встречи с ним… шелест волн заманивает, ласковая вода обольщает, подарки дарит, а потом вдруг оказывается коварным недругом. И как противопоставить себя могучей водной стихии уволенному водолазу Юрию?
«Будущее поступило с Юрием Коноваловым подло. Оно маячило перед ним обнаженной девой, искушало, очаровывало, пело сладким голосом дивные песни, но стоило ему приблизиться – дева обернулась чудищем, которое разжевало его, перемололо кости, высосало кровь и выбросило шкурку на клетчатый линолеум кухни: «Отдыхай, Коновалов, восстанавливайся!».
Повесть Ксении Полозовой погружает читателя во внутренний космос человека порядочного, в чем-то даже героического (редкий герой попался!). А какой теперь космос, ему бы как-то дальше обустроиться… Но у Юры-водолаза начинается новая череда непонятных событий, которым он следует, как уставший пловец, отдавшись на волю морского штиля. Кажется, что он находится в полусне-полуяви, и какая-то система знаков начинает, как в космическом корабле, выводить его на неведомую орбиту. И в конце пути обещает ему, что дальше весь этот морок станет ему доступным и понятным.
«Красное платье мелькнуло совсем близко. Он протянул руку и поймал то ли запястье, то ли лодыжку. Дернул ее на себя, море — на себя. Снова дернул, но море держало девочку крепко, тянуло к себе обоих.
— Отдай, пожалуйста, — простонал задыхающийся Коновалов, выпустив из легких остатки воздуха.
— А ты мне что? — спросило оно с хитрой усмешкой.
— Все, что захочешь, — ответил Юра, не выпуская свой улов.
— Я захочу, — пообещало море, швыряя девочку к нему в руки».
Набирает темп череда событий. Квартирная хозяйка, полусбрендившая старуха-колдунья завораживает своими воспоминаниями, случайная встреча с инопланетной красоткой, рангом повыше, чем плотные, непритязательные курортницы, поднимает водолаза на космические высоты.
«Юрий еще не видел ее лица, но по бархатному низкому голосу понял, что кожа у нее — персиковая, мягко отливающая едва различимым румянцем; глаза — карие с гранатовыми отблесками, такие темные, что не разглядишь контур зрачка; нос — тонкий, точеный; губы — мягко очерченные с глубоким желобком. Откуда взялись в его воображении эти приторные персидские образы, он сам не знал».
А Море, неспокойное, требовательное Море, приготовило Коновалову новые испытания – должок, должок за героем остался. И, как в сказке про рыбака и рыбку, Море, вволюшку начинает гневаться, да так, что всем мало не кажется.
«Сегодня составила новое завещание. Ну их к черту, племянниц из Краснодара. Все свое имущество, движимое и недвижимое, оставляю Юрию Алексеевичу Коновалову. Теперь, Юра, этот палисадник, эти крашенные двери, эта чертова пыльная комната, даже инвалидное кресло —всё теперь твое. Море, кстати, — тоже твое. Я лишила тебя отца. Я тебе задолжала, но, кажется, теперь я свободна…».
Обидно, что после всего, что произошло с несостоявшимся космонавтом на Черноморском побережье, он оказался опять среди обломков. Так можно и сбрендить, автор уж слишком жесток к неплохому человеку. Он все-таки до последнего старается кого-то спасти.
Кому читать: тем, кто любит заплывать за буйки; тем, кто легко и несправедливо обижает людей; тем, кто падок на курортные развлечения.