Найти в Дзене
Sputnik Литва

30 лет со дня крушения парома "Эстония": как он затонул и почему

Оглавление

В Эстонии 28 сентября вспоминают жертв катастрофы парома "Эстония", которая произошла ровно 30 лет назад. Она стала самым крупным случаем кораблекрушения в Балтийском море в мирное время.

Памятные мероприятия пройдут по всей балтийской республике, а также в Швеции и Финляндии, граждане которых также погибли на затонувшем судне.

Что такое паром "Эстония"

Паром "Эстония" был построен в Германии на судоверфи Meyer Werft в 1980 году и мог перевозить до 2000 пассажиров, а также автомобили и грузовики на специальной палубе, которая шла от носа до кормы судна.

С июня 1990 года паром начал использоваться на пассажирской линии Таллин (Эстония) – Стокгольм (Швеция) и совершал по три рейса в неделю. Время в пути составляло 14 часов.

На момент крушения судно принадлежало эстонско-шведской фирме Estline.

Крушение в Балтийском море

Крушение парома произошло в ночь на 28 сентября 1994 года в Финском заливе. Всего на борту находились 989 человек, 803 из них были пассажирами.

Примечательно, что уже при отправлении паром имел небольшой крен на правый борт.

Сначала условия плавания были нормальными, но, когда судно покинуло воды Эстонии, ветер усилился и к полуночи достиг 15-20 метров в секунду. Высота волн на море составляла от трех до четырех метров.

В 1:05 пассажиры услышали "необычный звук". Примерно через десять минут оторвался визор –поднимающаяся надводная часть носа судна, который закрывает носовые ворота на грузовую палубу, из-за чего на грузовую палубу хлынули тонны воды. Паром резко дал крен вправо.

Тревогу объявили только в 1:20. Примерно 15 минут бесценного времени были потеряны, всего у пассажиров оставалось около 10 минут, чтобы спастись с корабля. Они должны были добраться из своих кают в разных частях до верхней палубы и сесть в шлюпки или на надувные плоты.

Судно затонуло около 01.50 возле острова Уте в 20 километрах от берегов Финляндии.

Спасательная операция

Первый сигнал бедствия с парома был отправлен в 1:22. К 1:24 сигналы бедствия с "Эстонии" получили 14 судовых и береговых радиостанций. Но только через час после затопления на место ЧП прибыли четыре пассажирских парома, а также спасательные вертолеты.

Спасательную операцию сильно осложняли высокие волны и сильный ветер. Участвующие суда не смогли спустить спасательные лодки. Многие из тех, кому удалось покинуть тонущее судно, умерли от переохлаждения.

В основном людей поднимали из воды с помощью вертолетов.

Всего ночью и ранним утром вертолеты и вспомогательные суда спасли 138 человек, один из них впоследствии скончался в больнице.

При крушении погибли 852 человека, спаслись 137. Среди погибших - 501 гражданин Швеции, 284 эстонца и 10 финнов. Помимо них на судне также были пассажиры еще из 14 стран, в том числе из России, Латвии, Дании, Германии, Литвы, Норвегии.

Официальная версия катастрофы

Для расследования причин трагедии 29 сентября 1994-го была сформирована совместная шведско-финско-эстонская комиссия. В декабре 1997 года расследование завершилось.

По утверждению чиновников и специалистов из комиссии, основным фактором стало "трагическое стечение целого ряда обстоятельств".

В комиссии указали, что крушение парома ускорил ряд конструктивных особенностей "Эстонии", прежде всего автомобильная палуба, проходящая от носа до кормы. Сильный шторм, высокая скорость судна, курс движения и погодные условия привели к тому, что крепления носового транспортного люка не выдержали.

Неофициальная версия с оружием

Выводы комиссии были утверждены на госуровне в трех странах, однако официальные объяснения так и не внесли полной ясности в обстоятельства крушения судна. Так, в Швеции и Эстонии многие высказывали предположения, что паром мог утонуть из-за взрыва на борту, столкновения с подводной лодкой или действий преступников, которые затопили паром, чтобы скрыть контрабандный груз на борту.

По самой популярной версии загадочным грузом могло быть оружие. Политолог Максим Рева, живший в 1990-х в Эстонии, вспоминал, что некоторые эстонские газеты прямо писали, что как минимум дважды до рокового рейса злополучное судно использовалось для перевозки оружия.

"Причем высказывалось предположение, что на борту "Эстонии" перевозилась не электроника, а груз кобальта или даже настоящая ядерная боеголовка, украденная с бывшей советской военной базы в Палдиски", - передает его слова издание "Известия".

Бывший начальник шведской военной разведки Эрик Розандер даже признавал, что в Швецию везли "материал военного происхождения", чтобы местные эксперты смогли его проанализировать.

При этом несмотря на официальную версию, член спецкомиссии эстонского парламента по расследованию причин гибели парома Ярно Лаур заявил, что власти сами не знают, что за военная техника побывала на борту судна.

Для того, чтобы окончательно установить причину гибели парома, эстонская и шведская общественность неоднократно предлагали поднять остатки судна. Но до сих пор инициатива не нашла поддержки у официальных властей.

Возобновление расследования

Новая версия катастрофы была озвучена в показанном в конце сентября 2020 года норвежским документальным пятисерийным фильме "Estonia - находка, которая изменит все".

В нем утверждалось, что в корпусе судна нашли повреждения размером 4 на 1,2 метра, о котором не упоминалось в официально расследовании. Авторы фильма предположили, что именно эта пробоина стала причиной гибели парома.

Из-за поднявшегося общественного резонанса в июле 2023 года эстонский Центр расследования инцидентов с безопасностью и Шведское агентство по расследованию несчастных случаев при сотрудничестве с властями Финляндии провели новые исследования на месте крушения парома.

Но, что интересно, экспедиция не нашла доказательств, что официальный отчет о причинах гибели парома Estonia был ошибочным. Руководитель расследования Йорген Захау заявил, что обнаруженные повреждения совпадают с теми, которые могли появиться в соответствии с описанием хода событий, о которых уже сообщалось.

"Мы не нашли ничего, что указывало бы на взрыв или что-то еще, что привело бы к открытию рампы", - передает его слова ТАСС.

Память о жертвах катастрофы

В память о жертвах катастрофы были установлены несколько мемориалов. Так, в 1996 году в Таллине был открыт монумент под названием "Прерванная линия", на котором высечены имена всех погибших пассажиров. Кроме того, памятники в честь жертв катастрофы установили на острове Хийумаа и на острове Сааремаа, а также в городах Выру и Пярну. Мемориал, посвященный памяти погибшим на пароме "Эстония" также был открыт в Стокгольме.