Текст для аудиогида экскурсии по Верх-Исетскому району Татьяны Мосуновой. Часть 1.
Урал много раз рождался для истории. Когда-то холодные уральские земли обогревались горнами древних металлургов иткульской культуры. Потом плавка металла на долгие столетия была забыта. Эти земли делили между собой вогулы, остяки, башкиры, сибирские татары, русские крестьяне и служилые люди, старообрядцы, бежавшие сюда в поисках свободы от царя-антихриста. Их следы остались на берегах меланхолично движущейся к Северному Ледовитому океану реки Исети. Сегодня к самой кромке берега подступили бетонные башни строений XXI века. На фоне уральских гор, отделяющих Европу и Азию, выступают зубцы уже не действующей электростанции. Эпоха за эпохой выходит из уставших исетских вод, чтобы торжествовать, блистать величием и со временем уступить место новой истории. Наша экскурсия посвящена этому вечному рождению, переменам и переплавке ВИЗа.
ВИЗом называют Верх-Исетский микрорайон, образовавшийся вместе с Верх-Исетским заводом.
По аналогии с известным фильмом, где жизнь героя развивалась в обратном возрастном порядке, наша экскурсия называется «Индустриальная жизнь Бенджамина Баттона (или как превратиться на старом ВИЗе в алюминиевого младенца)».
Во время нашего путешествия мы увидим два объекта фестиваля «ЧО». Оба они посвящены индустриальной идентичности жителей ВИЗа. Это работы художественного объединения «ГУЙ» «ВИЗМУТ» и «Индустриальный младенец» Ксении Лариной и Людмилы Калиниченко. Огромная голова младенца, появившаяся в апреле 2023 года на Верх-Исетском пруду, заметно всполошила жителей Екатеринбурга. Она вызвала волну эмоций. На экскурсии мы попробуем понять, почему именно эта скульптура так задела чувства горожан.
1. Металлическая мать. Индустриальная идентичность жителей района.
Наша первая остановка на площади Субботников у огромной женской металлической фигуры. У нее нет собственного имени, считается, что это часть мемориального комплекса, созданного в память о тяжелых годах Великой Отечественной войны. Но для района, выросшего из металлургического завода, она может восприниматься как огромная металлургическая мать.
Измученный путешествием по Уралу, писатель Антон Павлович Чехов так описал жителей Екатеринбурга: «Здешние люди внушают приезжему нечто вроде ужаса: Скуластые, лобастые, широкоплечие, с маленькими глазами, с громадными кулачищами. Родятся они на местных чугунолитейных заводах, и при рождении их присутствует не акушер, а механик». Вряд ли современные жители ВИЗа согласились бы с такой оценкой, но в какой-то мере, они действительно были выкованы на железном заводе и рождены металлургической матерью. Любознательные визовские дети, улучив момент, когда была открыта потайная дверца, лазили в полое тело этой металлической матери. Памятник всегда вызвал любопытство, но даже в разгульные 1990-е, его никогда не оскверняли.
Прогуляйтесь по площади, внимательно разглядите масштабный Дворец культуры металлургов ВИЗа, памятники, трамвайное кольцо. Здесь мы остановимся чтобы подробно рассказать, как появился и выжил Верх-Исетский завод.
Верх-Исетский завод остался неприметным свидетельством горнозаводской цивилизации, которая пришла на берега уральских рек в XVIII веке и полностью изменила жизнь и назначение здешних земель.
Завод, который дал жизнь району, без которого не мог бы существовать Екатеринбург, сегодня является единственным металлургическим предприятием Урала, которое бесперебойно работает три столетия. Остальные, основанные в XVIII веке заводы, или прекратили свое существование, или существенно моложе ВИЗа.
Что привело людей на берега Исети триста лет назад? Царю Петру, в бесконечных войнах выковавшему свое новое государство, требовался металл. Сейчас мы видим - в кузнечных мехах новых уральских металлургических заводов, рождалось огненное дыхание Российской империи.
В 1723 году на Исети начал действовать новый завод. Генерал-майор Вилим де Геннин дал ему имя супруги императора и возможной его наследницы – Екатерины, будущей Екатерины I. Через год страшная засуха чуть не погубила завод. Движущей силой производства были тогда водобойные колеса, которые приводились в движение водными потоками. Чтобы обеспечить бесперебойную работу главного государственного предприятия, выше по течению реки была построена плотина. Вскоре пришло решение использовать и ее для заводских нужд. Так в 1726 году началась история Верх-Исетского завода.
Хорошо разбиравшийся в российской политике, металлург, управленец и государственный чиновник Вилим де Геннин, дал заводу имя дочери императора Петра. Предприятие называлось завод цесаревны Анны. В письме на имя императрицы (Екатерина в то время уже правила страной после смерти мужа), да Геннин писал: «как дочь является помощницей матери, так и завод цесаревны построен «для всепомоществования водою екатеринбургскому заводу». Вскоре на берегах Исети была увековечена вся царственная семья. Завод цесаревны Анны, Екатеринбург и Елизавет – в честь младшей дочери Петра. Но имя Анны завод носил недолго и вскоре перестал быть государственным предприятием.
Столичные дворяне прельстились богатством Демидовых, которые сделали огромное состояние на уральских предприятиях. Верх-Исетский завод получил граф Роман Воронцов. Завод стал частным предприятием и существовал отдельно от Екатеринбурга до начала 1920-х годов. Металлургическое производство сложный бизнес. Воронцов не справился с управлением и продал завод Савве Яковлеву, основателю промышленной империи, состоящей из уральских предприятий. Яковлев начал чуть позже, чем Демидовы, но действовал с не меньшим размахом.
Частное владение наложило свой отпечаток на самовосприятие жителей района. Привязанные к своему району, они даже в конце XX века, планируя поездку в центральную часть Екатеринбурга, говорили: «мы поехали в город».
С 1726 года завод был питающей матерью для жителей этого района. Поэтому огромной трагедией стали события Гражданской войны, разорившие завод и приведшие к его упадку.
Предприятие спасли сами рабочие и первый красный директор завода Николай Давыдов.
Из-за нерентабельности власть хотела завод закрыть. Тогда рабочие, прежде всего женщины, стали бесплатно работать чтобы привести заводскую территорию в порядок. В память об этом изматывающем труде, фактически борьбе за выживание, площадь перед проходной назвали площадью Субботников.
Рабочие взяли в аренду собственное предприятие. Сложные финансовые схемы, позволявшие получать и выполнять заказы, придумывал первый директор – Николай Давыдов. Еще в 1912 году он научился водить паровоз. Чтобы обеспечит завод топливом, рабочие построили узкоколейку, которая вела к торфянику и пустили по ней паровоз. Машинистом был Николай Давыдов.
Через несколько лет торфяник стал базой для новой электростанции. Сейчас узкоколейка служит рельсами трамваю №11, который стал настоящей легендой района. Посмотрите, может быть он стоит на путях и готов увезти вас на Зеленый остров.
Через несколько лет завод удалось восстановить. Сейчас ВИЗ – это два предприятия – Верх-Исетский завод на котором производят стальные ванны и ВИЗ-Сталь. Его основной продукт - трансформаторная сталь.
Осмотримся вокруг. Огромная статуя металлургической Венеры указывает рукой на украшенный звездами купол православного храма.
Давайте пройдем немного вдоль трамвайных путей, прислушиваясь к неповторимому скрипу трамвая на повороте. Это самый аутентичный звук Верх-Исетского района. Перейдем трамвайные пути и войдем на территорию храма Успения Пресвятой Богородицы.
(продолжение следует)