Найти в Дзене
Записки не краеведа

Церковь святого Николая в станице Старочеркасской

В архиве областного войска Донского статистического комитета имеется немало интересных данных, относящихся к прошлому донского края. Данные эти заключаются частью в сырых материалах (акты, деловые переписки и прочее), частью в статьях, которые доставляют комитету. Некоторые из статей в своё время печатались в «Донских Войсковых Ведомостях», другие же в печати не появлялись. Считаем не лишним привести более интересные извлечения из архива статистического комитета. В деле за 1847 год «о описании древностей Николаевской церкви в городе Новочеркасске священником Иоанном Болдыревым» сохранилась рукопись «Древность Николаевской церкви в городе Новочеркасске». Автор её был членом-корреспондентом статистического комитета.
Вот содержание этой интересной рукописи: «Русский народ, содержащий святую православную греко-российскую веру, и древле, и теперь отличается, между прочим, от христиан других исповеданий своей приверженностью и почтением к святым угодникам Божьим. Рассматривая в этом отно

В архиве областного войска Донского статистического комитета имеется немало интересных данных, относящихся к прошлому донского края. Данные эти заключаются частью в сырых материалах (акты, деловые переписки и прочее), частью в статьях, которые доставляют комитету. Некоторые из статей в своё время печатались в «Донских Войсковых Ведомостях», другие же в печати не появлялись. Считаем не лишним привести более интересные извлечения из архива статистического комитета.

В деле за 1847 год «о описании древностей Николаевской церкви в городе Новочеркасске священником Иоанном Болдыревым» сохранилась рукопись «Древность Николаевской церкви в городе Новочеркасске». Автор её был членом-корреспондентом статистического комитета.
Вот содержание этой интересной рукописи:

«Русский народ, содержащий святую православную греко-российскую веру, и древле, и теперь отличается, между прочим, от христиан других исповеданий своей приверженностью и почтением к святым угодникам Божьим. Рассматривая в этом отношении каждую область или город обширной русской Империи, почти везде можно заметить особенное почтение жителей того или другого места к тому или другому святому угоднику Божьему, но Святитель Николай Мирликийский, кажется, повсеместно более других угодников Божьих уважается и чествуется; мало того, мне случалось неоднократно видеть, что и калмыки, живущие на Дону, хотя по своему, уважают сего святителя. Перечитывая несколько раз замечания его высокопреосвященства преосвященнейшего Игнатия о древних церквях на Дону, я невольно удивлялся, почему бы с первого времени церквей на Дону не было церкви святого Николая, особенно в древнем городе Черкасске, который так близко лежит к морю и, можно сказать, весь в воде; а должно сказать, что у приморских жителей России и занимающихся промыслами на воде, святой Николай более других святых уважается. Один важный случай и предписание начальства заставили меня внимательно рассмотреть древности Николаевской церкви, при которой служу, и я открыл, что моё удивление имело основание и что основание и существование церкви Николая Чудотворца в городе Черкасске весьма древни и кроме построенной в 1653 году, древнее прочих церквей; доказательством сему служит грамота, данная по указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича на построение церкви во имя святителя Николая в городе Черкасске в 1707 году между патриаршества и сохранившаяся в целости до сего времени. Правда её трудно читать неопытному; но один благочестивый человек прочёл и напечатал её в здешней типографии, хотя без соблюдения формата подлинника. Грамота сия от слова до слова следующего содержания.

Лета 1707 генваря в восьмой в указе великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всея великие и малые и белые России самодержца из посольского приказу казаков прислан в прошлом 706 году декабря в 29 день за приписью дьяка Михаила Родостамова к преосвященному Стефану митрополиту рязанскому и муромскому, меж патриаршества писано, в прошлом де 706 году били челом великому государю с Дона донские казаки зимовые станицы атаман Микита Алексеев, есаул Семён Терентьев и рядовые казаки, которые присланы от всего войска Донского, в прошлом де 703 году по указу великого государя и по благословенной грамоте, а по челобитью донских их казачьих городков казаков Скородумовской и Тютеревской станиц, велено: в Скородумовском городке построить церковь во имя Николая Чудотворца и о том строении дана им благословенная грамота и антиминс и волею Божией в том городке часовня и в той часовне та грамота и антиминс сгорели и та церковь и по сие время не построена и о том строении дать им благословенную грамоту и антиминс и по указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всея великие, малые и белые России самодержца преосвященный Стефан митрополит рязанский и муромский вышеписанных казаков атамана Микиту Алексеева и есаула Семёна Терентьева и рядовых казаков благословил, велел им в Скородумовском их городке построить церковь во имя Николая Чудотворца, а верх бы на той церкви был против прочих деревянных церквей, а не шатровой и алтарь велеть сделать круглый, а в церкви в алтарной стене царские двери были бы посередине, а по правую их сторону южные, а по левую северные, а подле царских дверей по правую сторону меж южных в начале поставить образ Всемилостивого Спаса а подле Спасова образа поставить образ настоящего того храма, а по левую сторону царских дверей меж северных в начале поставить образ Пресвятой Богородицы и иные образа по чину. А как та церковь построена и к освящению совсем изготовлена будет и та церковь будет построена против благословенной грамоты, освятить города Черкасского соборному попу Григорию по исправному требнику как о том напечатано в положении освященного антиминса и антиминс в ту церковь выдать, а взяв везти попу или дьякону, а не простолюдину. К сему указу патриарша домова печать приложена.

На подлиннике сбоку вверху и в середине две печати формы в нынешнюю четверть копейки, также сбоку написано: казначей, а под низом подпись: монах Тихон Макарьевский – справил Стефанов.

Грамота писана шрифтом, приличным тому времени, и с тогдашним правописанием и во весь лист, только лист, обыкновенно как теперь сложенный, а не как древнейшие столбцы.

Итак из этой грамоты видно, что церковь святого Николая нужно отнести к 1706 году, а часовню к 1703, следовательно и часовня, и церковь древнее Петропавловской церкви в Черкасске, которая построена уже в 1751 году.

Не упустил я также по возможности расспрашивать здешних стариков об этом предмете, и они тоже рассказывают, что первоначально между Скородумовской и Тютеревской станицами стояла часовня, в которой служили обедни, имела крышу шатровую и походила на огромный амбар, при ней даже было кладбище; стояла же эта часовня на самом берегу Дона; когда же она сгорела, то принесли откуда то с верхов уже готовую церковь с иконостасом (сохранившимся доселе в новочеркасской церкви; только он тогда был без риз на иконах). Церковь эта была сделана из круглых тополей и очень долго стояла без колокольни, причём рассказывают следующий анекдот: не имея при своей церкви колокольни, прихожане сей церкви, почётные старики упомянутых станиц, неоднократно просили тогдашнего войскового атамана, чтобы он дал им из войсковых лесов, ежегодно приходивших в Черкасск по Дону сверху; но тот под разными, может быть, уважительными предлогами неоднократно отказывал в этом; как однажды старики, опечаленные отказом, возвратились домой, то в следующую ночь сделалась буря, так называемая доселе низовая, и из множества стоявших на реке кошениц леса вырвала почти из середины самую лучшую дубовую, принесла её к самой Николаевской церкви и поставила на мель, пронеся довольно пространства вверх по реке, причём прочие кошеницы оставались почти на своём месте. Убеждённый таким чудом, атаман не решился возвратить лес на своё место и уступил ту кошеницу на церковную колокольню.

Старинная эта церковь отдана в Махинскую станицу при переходе из Старого в Новый Черкасск».

Получив эту рукопись, статистический комитет просил священника Болдырева продолжать свои труды; но поступали ли от него другие рукописи, в деле сведений нет.

Газета «Донские областные ведомости» № 71 от 29 марта 1902 года.

НавигаторЧеркасский округ
Подборка "Церкви и храмы Дона"