Найти в Дзене
КиноПсихолог

Вот зря он полез к упырям, или Как не впасть в обвинение жертвы, когда она напрашивается

"Реальные упыри" (реж. Джемейн Клемент, Тайка Вайтити, 2014) Заметила, что люди в основном очень ревностно относятся к явлению виктимблейминга, то есть к обвинению жертвы в том, что с ней произошло. Стоит только покоситься в эту сторону, как сразу схлопочешь кучу негатива: жертве и так досталось, как вы вообще смеете приписывать ей вину в произошедшем?! Виктимблейминг – явление, когда жертве несчастного случая или насилия вменяется полная или частичная вина за произошедшее несчастье. На мой взгляд, такое впадение в крайность происходит от того, что в бытовом языке не принято разграничивать такие понятия, как "вина" и "вклад", а в психологии их разграничение имеет принципиальное значение. И чтобы не рассуждать о таких вещах абстрактно, обратимся к кинопримеру. Мокьюментари-комедия "Реальные упыри", по-моему, как раз в тему. Мокьюментари – псевдодокументальный фильм, игровое кино, которое имитирует документальную съемку. Весь фильм мы наблюдаем за повседневной жизнью современных вампиро

"Реальные упыри" (реж. Джемейн Клемент, Тайка Вайтити, 2014)

Заметила, что люди в основном очень ревностно относятся к явлению виктимблейминга, то есть к обвинению жертвы в том, что с ней произошло. Стоит только покоситься в эту сторону, как сразу схлопочешь кучу негатива: жертве и так досталось, как вы вообще смеете приписывать ей вину в произошедшем?!

Виктимблейминг – явление, когда жертве несчастного случая или насилия вменяется полная или частичная вина за произошедшее несчастье.

На мой взгляд, такое впадение в крайность происходит от того, что в бытовом языке не принято разграничивать такие понятия, как "вина" и "вклад", а в психологии их разграничение имеет принципиальное значение. И чтобы не рассуждать о таких вещах абстрактно, обратимся к кинопримеру. Мокьюментари-комедия "Реальные упыри", по-моему, как раз в тему.

"Реальные упыри", скриншот.
"Реальные упыри", скриншот.
Мокьюментари – псевдодокументальный фильм, игровое кино, которое имитирует документальную съемку.
"Реальные упыри", скриншот.
"Реальные упыри", скриншот.

Весь фильм мы наблюдаем за повседневной жизнью современных вампиров и их противостоянием с оборотнями. На всё это можно смотреть как на довольно-таки кринжовый фарс, но можно и получить эстетическое удовольствие, ведь картина балует вкраплениями из картин, гравюр, отсылок к историческим личностям и фильмам – в духе постмодернизма с его ироничным обыгрыванием и переосмыслением культурного наследия.

Однажды вампиры знакомятся с программистом Стью, который обучает их пользоваться телефоном, компьютером и интернетом. Вампиры очень дружелюбны, миролюбивы, они ценят ту помощь, которую оказывает им парень. Кажется, что Стью ничего не угрожает в их обществе. Ладно, так бывает: человек действительно может подружиться с компанией, которая считается неблагонадежной, маргинальной или социально отвергаемой. В конце концов, искусство общения и взаимоотношений нередко преподносит сюрпризы. На этом бы Стью и остановиться. Но нет.

По какой-то непонятной причине Стью вместе с другими вампирами отправляется на бал нечисти. Это тот самый случай, когда ход мысли от частного к общему до добра не доводит. Да, какие-то конкретные вампиры (частный случай) расположены к Стью, но ведь из этого не следует, что все остальные вампиры (общее) должны разделить это настроение.

"Реальные упыри", скриншот.
"Реальные упыри", скриншот.

А Стью почему-то подумал, что следует. Естественно, он попадает в неприятную ситуацию, в которой его хотят убить присутствующие на балу "чужие" вампиры. Чудом вывернувшись из этой передряги, Стью попадает в другую – где его хотят убить оборотни. И, можно сказать, убивают. Стью не погибает, но превращается в оборотня, что явно не входило в его планы. Ну, а как человек он существовать перестает.

И вот возникает закономерный вопрос: а виноват ли Стью в том, что с ним случилось? Здесь мы как раз подходим к необходимости прояснить понятие вины и отделить его от понятия "вклад".

Вину не стоит путать с "чувством вины", то есть субъективно переживаемым ощущением. Чувство вины является механизмом негативной социализации (так в детстве нас учат отличать хорошие поступки от нежелательных), а также защитным механизмом психики, благодаря которому человек нередко складывает с себя ответственность за последствия своих решений.

Вина же неотделима от виновности. Она подразумевает поступок или действие, в результате которого кому-то был нанесен ущерб (в этом смысле мы можем говорить об объективных характеристиках).

"Реальные упыри", скриншот.
"Реальные упыри", скриншот.

Кто виноват в гибели / обращении в оборотня Стью? Определенно, не сам Стью. Не он причинил себе и своей жизни, своему здоровью ущерб. Это сделали оборотни. Они виновны, а Стью – не виновен, он не виноват, его вины в произошедшем нет. Стало быть, при таких рассуждениях нет и явления виктимблейминга.

Но внес ли Стью свой вклад в сложившуюся ситуацию? Хотелось бы сказать, что нет, но не могу. Внес. Он не только согласился на дружбу с вампирами, но и зачем-то поперся на бал. На что он рассчитывал? Чем Стью думал? Тут же как в той поговорке: любишь кататься, люби и саночки возить. Водишься с вампирами, так предполагай и последствия. Наивно же было полагать, что разрешат только покататься на саночках.

Сказать, что Стью не внес вклад в сложившуюся ситуацию, означало бы попытку снять с парня ответственность за последствия. Не за ущерб, не за вину, а именно за последствия своих решений. Вины за Стью нет, но ему от этого не легче. Сделал ли он что-то такое, что поспособствовало случившемуся? Да. Ответственность за произошедшее частично остается на Стью, но это уже не про виктимблейминг.

"Реальные упыри", скриншот.
"Реальные упыри", скриншот.

Стью, кстати, тоже воздержался от обвинений. Он принял на себя свою часть ответственности и принял свою новую жизнь. И это даже положило начало дружбе между вампирами и оборотнями.

С чувством вины сложно что-то сделать (но можно). Виновность требует компенсации / наказания. А осознание своего вклада помогает жить дальше, исходя из фактов и последствий.