"Реальные упыри" (реж. Джемейн Клемент, Тайка Вайтити, 2014)
Заметила, что люди в основном очень ревностно относятся к явлению виктимблейминга, то есть к обвинению жертвы в том, что с ней произошло. Стоит только покоситься в эту сторону, как сразу схлопочешь кучу негатива: жертве и так досталось, как вы вообще смеете приписывать ей вину в произошедшем?!
Виктимблейминг – явление, когда жертве несчастного случая или насилия вменяется полная или частичная вина за произошедшее несчастье.
На мой взгляд, такое впадение в крайность происходит от того, что в бытовом языке не принято разграничивать такие понятия, как "вина" и "вклад", а в психологии их разграничение имеет принципиальное значение. И чтобы не рассуждать о таких вещах абстрактно, обратимся к кинопримеру. Мокьюментари-комедия "Реальные упыри", по-моему, как раз в тему.
Мокьюментари – псевдодокументальный фильм, игровое кино, которое имитирует документальную съемку.
Весь фильм мы наблюдаем за повседневной жизнью современных вампиров и их противостоянием с оборотнями. На всё это можно смотреть как на довольно-таки кринжовый фарс, но можно и получить эстетическое удовольствие, ведь картина балует вкраплениями из картин, гравюр, отсылок к историческим личностям и фильмам – в духе постмодернизма с его ироничным обыгрыванием и переосмыслением культурного наследия.
Однажды вампиры знакомятся с программистом Стью, который обучает их пользоваться телефоном, компьютером и интернетом. Вампиры очень дружелюбны, миролюбивы, они ценят ту помощь, которую оказывает им парень. Кажется, что Стью ничего не угрожает в их обществе. Ладно, так бывает: человек действительно может подружиться с компанией, которая считается неблагонадежной, маргинальной или социально отвергаемой. В конце концов, искусство общения и взаимоотношений нередко преподносит сюрпризы. На этом бы Стью и остановиться. Но нет.
По какой-то непонятной причине Стью вместе с другими вампирами отправляется на бал нечисти. Это тот самый случай, когда ход мысли от частного к общему до добра не доводит. Да, какие-то конкретные вампиры (частный случай) расположены к Стью, но ведь из этого не следует, что все остальные вампиры (общее) должны разделить это настроение.
А Стью почему-то подумал, что следует. Естественно, он попадает в неприятную ситуацию, в которой его хотят убить присутствующие на балу "чужие" вампиры. Чудом вывернувшись из этой передряги, Стью попадает в другую – где его хотят убить оборотни. И, можно сказать, убивают. Стью не погибает, но превращается в оборотня, что явно не входило в его планы. Ну, а как человек он существовать перестает.
И вот возникает закономерный вопрос: а виноват ли Стью в том, что с ним случилось? Здесь мы как раз подходим к необходимости прояснить понятие вины и отделить его от понятия "вклад".
Вину не стоит путать с "чувством вины", то есть субъективно переживаемым ощущением. Чувство вины является механизмом негативной социализации (так в детстве нас учат отличать хорошие поступки от нежелательных), а также защитным механизмом психики, благодаря которому человек нередко складывает с себя ответственность за последствия своих решений.
Вина же неотделима от виновности. Она подразумевает поступок или действие, в результате которого кому-то был нанесен ущерб (в этом смысле мы можем говорить об объективных характеристиках).
Кто виноват в гибели / обращении в оборотня Стью? Определенно, не сам Стью. Не он причинил себе и своей жизни, своему здоровью ущерб. Это сделали оборотни. Они виновны, а Стью – не виновен, он не виноват, его вины в произошедшем нет. Стало быть, при таких рассуждениях нет и явления виктимблейминга.
Но внес ли Стью свой вклад в сложившуюся ситуацию? Хотелось бы сказать, что нет, но не могу. Внес. Он не только согласился на дружбу с вампирами, но и зачем-то поперся на бал. На что он рассчитывал? Чем Стью думал? Тут же как в той поговорке: любишь кататься, люби и саночки возить. Водишься с вампирами, так предполагай и последствия. Наивно же было полагать, что разрешат только покататься на саночках.
Сказать, что Стью не внес вклад в сложившуюся ситуацию, означало бы попытку снять с парня ответственность за последствия. Не за ущерб, не за вину, а именно за последствия своих решений. Вины за Стью нет, но ему от этого не легче. Сделал ли он что-то такое, что поспособствовало случившемуся? Да. Ответственность за произошедшее частично остается на Стью, но это уже не про виктимблейминг.
Стью, кстати, тоже воздержался от обвинений. Он принял на себя свою часть ответственности и принял свою новую жизнь. И это даже положило начало дружбе между вампирами и оборотнями.
С чувством вины сложно что-то сделать (но можно). Виновность требует компенсации / наказания. А осознание своего вклада помогает жить дальше, исходя из фактов и последствий.