Найти в Дзене
На страже Родины

ВОЙНА «КИТЕЖА»

С момента начала СВО в стране появилась совершенно новая порода людей. Это не просто герои, о которых нам ежедневно рассказывают в теленовостях. Это характеры, это судьбы. Да такие, казалось, только в кино можно увидеть. А они есть. Невымышленные. Живые. Такие, как «Китеж», – человек, не сдавшийся в один из самых тяжёлых периодов своей жизни.

"Китеж"
"Китеж"

Инструктор по тактической стрельбе с позывным «Китеж» ушёл на СВО почти сразу после её начала. Воевал в одном из специальных подразделений. Летом 2022 года группа, в составе которой находился «Китеж», возвращалась из очередного рейда по вражескому тылу. До своих оставалось совсем немого, когда разведчики попали под сильный миномётный обстрел. Командир разведчиков вывел группу из под ураганного огня. Все живы, лишь «Китеж» получил тяжелейшее ранение – осколком ему оторвало часть руки.

Несколько месяцев по госпиталям, долгая реабилитация. Закончив лечение он не раздумывал над вопросом «Как жить дальше?» – знал, что Родине он ещё сможет послужить. После выписки смог убедить медиков в своей пригодности и заключил контракт с Минобороны. И сейчас «Китеж» снова в строю. Готовит новобранцев к их будущим боям за освобождение Донбасса, Херсонщины и Запорожья.

– Понимаешь, – говорит «Китеж». – Есть такое хорошее выражение – «Коней на переправе не меняют». У меня есть очень богатый опыт. Так что я как раз тот самый конь – вывожу потихоньку парней из гражданской жизни к боевой работе. Иногда приходится быть жёстким. Но, если я могу простить некоторые мелкие ошибки своих курсантов, то война их не простит. И это все понимают.

Ученики инструктора сегодня это те, кто понимает, куда и зачем идёт. У каждого своя мотивация, свои причины. Каждый – отдельный характер, не похожий на характер товарища, стоящего в одном строю. Многие уже не юноши, а взрослые мужчины со своим багажом опыта, со своим мировоззрением. Но требования «Китежа» все выполняют беспрекословно.

– У меня из военного опыта – только срочная служба. Да и ту я проходил без малого двадцать лет назад, – рассказывает стрелок с позывным «Дед». – Поэтому то, чему нас учит «Китеж», для меня, считай, в новинку. Срочную я проходил в обычной пехоте. Нас, конечно там тоже гоняли. Но здесь понимаешь, что изменилась и сама армия, и война изменилась. Поэтому стараюсь максимально вслушиваться в его слова и вглядываться в его действия. А что резок бывает – так мы здесь не в детском саду. И все, кто сейчас вместе со мной подписал контракт, это понимают.

Группа, которую сейчас готовит «Китеж», занимается уже две недели. Первые шаги – автоматы даже без магазинов. Отработка стрельбы лёжа, стоя, с колена, перекаты. Дальше – работа в паре – учатся прикрывать друг друга.

– У вас всё должно быть отработано до автоматизма! – наставляет учеников «Китеж». – Вплоть до того, что вы с завязанными глазами должны чувствовать, где находится ваш товарищ.

Так новобранцы и отрабатывают. Автоматы уже снаряжены холостыми, в дело идут взрывпакеты. И новый круг подготовки. До «седьмого пота», но к концу занятий в них появляется уверенность, которой почти не было ещё несколько часов назад.

– Самым сложным для меня стало, – говорит «Китеж», – чисто психологически – это первое знакомство. Тут есть люди значительно старше, а их надо гонять по полигону, не взирая на возраст и прежние заслуги. Но было приятное удивление, что они сразу дали понять – готовы к любым трудностям. И никто не скулит, не ноет. А ведь им всё это приходится проходить в бронежилетах, касках. Я‑то привычный, им пока сложнее. Но и это преодолимо.

Через несколько дней – переход на новое учебное место. Теперь уже стрельба боевыми в огневом городке. Один прикрывает, второй бегом вперёд – от ящика к ящику, с непрерывной стрельбой по мишеням. Пара отработала – ей тут же на смену новая. На отдых времени нет, надо снова снарядить магазины и выходить на исходную. И эта «карусель» продолжается не один час.

– Честно говоря, адреналин здесь зашкаливает, – говорит командир отделения с позывным «Вепрь». – Всё- таки это не холостыми стрелять. Обстановка, конечно, пока ещё не боевая, но уже больше понимаешь о работе на передовой. И я сейчас очень благодарен «Китежу» за то, что мы отработали это упражнение уверенно и чётко. Вся предварительная подготовка была не зря. Но впереди ещё не одно занятие. Не зря Суворов говорил, что тяжело в учении – легко в бою.

«Китеж» подводит итоги учебного дня. По глазам каждого, кто сейчас стоит в строю, видно, что результатами стрельбы новобранцы довольны. Как и инструктор, хотя в голосе его и слышны строгие нотки. Но, главное – это слова, которые он сейчас произносит:

– Сегодня вы все молодцы. Есть ещё чему учиться, но мы с вами здесь не последний день. Вольно! Разойдись!

«Китеж», кажется, устал не меньше, чем его подопечные. Но вида не показывает.

– Знаешь, я же им сейчас абсолютную правду сказал. Молодцы! Но других оценок я давать не могу. Оценки за учёбу им будут уже там, – «Китеж» машет рукой в направлении передовой, – ставить будут. Там для них настоящий экзамен будет. Впрочем, он и для меня. Ведь я их учил.

Вадим ХУЛАНХОВ