Нам удалось пообщаться с ещё одним настоящим героем нашего времени – подполковником Александром Даниловым, на передовой больше известным по позывному «Кремль». Он – командир батальона одного из армейских корпусов группировки «Север» Ленинградского военного округа. Вся страна уже знает этого человека в лицо по кадрам с Президентом России Владимиром Путиным. За проявленное мужество и героизм при обороне села Малая Локня Суджанского района Курской области, за спасение гражданского населения и 30 своих подчинённых, Президент присвоил Александру Данилову высокое звание Героя России.
Верховный Главнокомандующий накануне представления офицера к званию Героя России навестил его в клинике Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова, где Александр проходит лечение после боевого ранения. Бойцы его подразделения две недели держали оборону, при этом уничтожили восемь разведгрупп врага, вывели из-под удара мирных жителей, сковали силы противника, а их командир пять раз вызывал огонь на себя. Александр Данилов, прошедший все круги ада, сегодня с нами, чтобы поделиться своей историей.
– Александр Александрович, что повлияло на ваше решение стать офицером?
– Мой отец за 37 лет воинской службы, прошёл все командирские должности в Вооружённых Силах: от командира взвода до заместителя командующего объединения. Участвовал в первой и второй военной кампаниях на Кавказе. На мой выбор профессии, конечно же, повлиял пример отца. Чем старше становлюсь, а сейчас мне сорок лет, тем яснее это понимаю и благодарен родителю.
– Как вы оцениваете сложившуюся сейчас обстановку на полях СВО?
– Противник понёс серьёзные, пожалуй, уже невосполнимые потери. Я уверен, что он будет разбит, разгромлен, это будет критическим поражением для его подразделений и ВСУ в целом в той войне, которую они ведут против нас. И скажу без преувеличения, что действуют они варварски, стараясь во всём подражать гитлеровцам. Они прикрываются мирным населением, используя его как щит. Не берегут своих солдат, относятся к мобилизованным, как к скоту.
– Свой героический поступок вы совершили в Курской области. Расскажите подробности.
– Враги при захвате нашей территории не жалели никого. Они шли с конкретной задачей – нанести максимальный урон населённым пунктам, уничтожить всё живое. Я сомневаюсь, что у них была цель взять кого-то в плен. Летающая колонка, которая с воздуха объявляла, что с нами ничего не будет, никак не гарантировала реальных дел укронацистов. Верить им нельзя. Противник на нашем участке понёс серьёзные потери прежде, чем приступил к активным действиям на Курской земле. Поэтому они вели себя по отношению к мирным жителям, как каратели: убивали, жгли и рушили всё, докуда могли дотянуться. Благо мы эвакуировали всех жителей.
– А на каком этапе, при каких обстоятельствах вы приняли решение вызвать огонь себя?
– На тот момент у нас оставалось всего 30 человек. Это были военнослужащие-контрактники, потому что всех срочников и гражданское население за двое суток до этого мы успели эвакуировать. Оставались только мы, военнослужащие наших четырёх подразделений, которые объединились в единую команду и продолжали вести оборонительные действия в посёлке. А потом сложилась обстановка, не оставившая нам выбора. Приняв решение на вызов огня, дал общую команду всем занять укрытие и быть готовым к удару. А там – как Бог даст. Выживем – значит выживем, а нет – не за зря падём. Но Бог миловал, наш удар пришёлся в считанных метрах от моих бойцов, все остались целы, зато противника буквально разметало. А ведь против нас тридцати, я – тридцать первый – выставили подразделение численностью до батальона, к исходу дневного боя уже почти замкнули кольцо вокруг нас.
– И после нашего удара вы решились на прорыв? И ещё четыре раза вызывали огонь на себя по ходу боя?
– Да, мы вышли в полном составе. Отошли с боем на следующий опорный пункт, который располагался за посёлком. Вражеские заслоны на пути опрокинули, воспользовавшись смятением в рядах противника после удара наших артиллеристов. Прошли стремительно, ни единого человека не зацепило. Хотя ещё четыре раза нам пришлось залечь, чтобы не дать косить себя фланговым огнём пулемётов, которые противник быстро подтягивал, стремясь охватить нас в кольцо. Дальше противник стремился снова окружить нас, когда его хватка становилась мёртвой, приходилось снова вызывать огонь на себя, а потом снова перебежками выходить из охвата. Здесь главное было сохранять контроль над обстановкой и способность слаженно реагировать на все её изменения, распределить силы, расход боекомплекта, твёрдо управлять боем. Конечно, помогла сплочённость подразделения, бойцы понимали задачу с полуслова. В итоге фашисты под артударами утратили силы и средства для дальнейших активных действий. Так мы смогли сорвать их замысел и избежать потерь.
– Это действительно героический поступок человека, всецело посвящённого военному делу. Скажите, а как вы себя представляете в гражданской жизни?
– У меня её не было. Был промежуток времени, когда мне пришлось прервать службу. Но это были семейные обстоятельства, по которым пришлось прервать службу. Четыре года, но и тогда я работал в структуре МЧС. Это тоже служба. А в последующем, всё равно вернулся в войска. На воинской службе 23 года.
– Вы удостоены высокой награды – звезды Героя Российской Федерации. Но вручения ещё не было. Вы поедете получать её в Кремль, из рук Президента? Представляете себе это событие?
– Это замечательная традиция. Конечно, я её представляю. Думаю, это будет такая же волнительная и не забываемая встреча, как и та, когда меня здесь навестил Верховный Главнокомандующий.
– Скажите, какое впечатление произвёл на вас Владимир Владимирович?
– Достойный Президент нашей великой страны, очень достойный! Человечный, внимательный. Он сам военный. А это призвание, этим всё сказано!
– После излечения вернётесь в армейский строй, или попробуете себя на ином поприще?
– Да, после ранения пройду реабилитацию, потом намерен вернутся на службу. Об ином поприще не думал, да и предложений таких не поступало. Пока было предложение пройти обучение. Я согласился, потому что сам хотел пройти обучение в академии, получить высшее военное образование.
– Скажите, пожалуйста, на ваш взгляд, сможем ли мы когда-нибудь увидеть современных украинских фашистов на скамье подсудимых, как на Нюрнбергском процессе?
– Мне кажется, это случится, если на скамье подсудимых международного трибунала мы увидим и их европейских и американских хозяев. А когда дело уже к тому будет идти, хозяева эти будут стараться от своих украинских подручных избавиться. Но как бы ни было, от суровой ответственности всем военным преступникам не уйти. Об этом будет кому позаботиться. А наше солдатское дело – разбить вдребезги их военную машину, чтобы она никогда больше не угрожала нашей стране. И эта задача будет выполнена. Уверен в этом был и раньше, а после встречи с Верховным Главнокомандующим – абсолютно!
– Что бы вы хотели передать сослуживцам через газету? Всему обществу?
– Скажу, что нужно держаться до последнего, выполнить свой долг, защитить свою Родину, выполнить то, что завещали нам наши деды, что наша армия – это самая сильная армия в мире, и что лучше к нам не лезть. Народ и так сплотился, но есть всё равно люди, которые не до конца понимают, что происходит. Сплотиться, помочь армии, помочь нашим бойцам, сосредоточиться на этом, должен каждый на своём месте… Армии всегда требуется живая связь с народом. Скажу, что поддержка обществом армии ощущается среди личного состава. Она всем поднимает моральный дух. Воины видят проявление заботы со стороны обычных людей. И в этом – залог победы России.
– Вы скучаете по своим сослуживцам?
– Конечно, скучаю. Они мне снятся… После того, как пройду обучение, я рассчитываю, что многие из моих подчинённых будут продолжать службу под моим командованием.
– Как командир, скажите: все наши солдаты достойно воюют?
– Да. Очевидно совершенно. Все подразделения, которые участвуют в специальной военной операции, на всех направлениях проявляют массовый героизм. И это тенденция, она стремительно нарастает. У меня много друзей, товарищей, командиров, бывших наставников, которые меня учили, воспитывали. Сейчас они воюют на разных направлениях. Мы с ними в контакте, поэтому я знаю, о чём говорю. Да и здесь, на излечении я ведь не один. Я вижу воинов, раненых на разных направлениях, мы общаемся ежедневно. Уверенно скажу, что на всех направлениях, все подразделения героические, выполняют свой воинский долг перед страной с честью.
– Спасибо за беседу и скорейшего восстановления вам!
Беседовал Владимир БЕЛИЧЕНКО
ПОСЛЕСЛОВИЕ ОТ АВТОРА
Рассказ Александра Данилова не просто история о боевых действиях. Это история о человеческом духе, о мужестве, о верности долгу перед Родиной. После тяжёлого ранения собеседник призывает нас не забывать о героях, о тех, кто пожертвовал жизнью, чтобы мы жили в свободной стране. Его героическая биография – урок для каждого о силе духа. Александр Данилов доказал, что человеческий дух способен преодолеть любые препятствия и выполнить подчас непосильные задачи во благо своего народа. Он показал, что героем способен быть каждый, если это требуется для интересов народа и нашей Родины.